- •Главенство Бога в миссионерском служении
- •Часть 1
- •Глава 1
- •Стремление к славе Бога побуждает миссионеров идти по всему миру
- •Глава 2 Божье главенство в миссионерском служении проявляется в молитве
- •Возвращение к молитве в наше время
- •Глава 3 Божье главенство в миссионерском служении проявляется в страданиях
- •Ночь в камере смертников?
- •Страдания являют господство Христа
- •«Вас съедят каннибалы»
- •Не говорите об абсолютном самоотречении
- •Часть 2 Божье главенство в миссионерском служении: обязательность и особенности задачи
- •Глава 4
- •Главенство Христа как средоточие спасительной веры
- •Глава 5 Божье главенство во «всех народах»
- •Слово ethnos во множественном числе в Новом Завете
- •Фраза panta ta ethne в Новом Завете
- •Часть 3 Божье главенство в миссионерском служении сострадание и поклонение в действии
- •Глава 6
- •Ревность по Божьему главенству и сострадание к человеческой душе
- •Ступени поклонения
- •Не просто больше людей, а люди из всех народов
- •Глава 7 Внутренняя простота и внешняя свобода всемирного поклонения
- •Как к. С. Льюис помог мне увидеть очевидное
- •Заключение
- •Послесловие
- •Примечания
Часть 3 Божье главенство в миссионерском служении сострадание и поклонение в действии
Глава 6
Ревность по Божьему главенству и сострадание к человеческой душе
Джонатан Эдвардс о единстве мотивов миссионерского служения
Миссионерское служение — не главная цель церкви. Главная ее цель — поклонение. Миссионерская деятельность восполняет недостаток поклонения Богу в народах. Поклонение, а не миссии, лежит в основе всего, потому что Бог важнее человека. В конце времен, когда бесчисленные миллионы искупленных падут на лица свои перед Божьим престолом, миссионерская работа будет уже не нужна. Это временная необходимость. Поклонение же пребывает вечно.
Этими словами я начал свою книгу о главенстве Бога в миссионерском служении. Я остаюсь в неоплатном долгу перед теми мыслителями, к которым восходят эти идеи. Человек, сильнее всего повлиявший на мои взгляды и на мое решение их изложить (по водительству Божьему и согласно Писанию) — Джонатан Эдвардс, пастор и богослов XVIII в. Его мировоззрение, в центре которого стоит восхищение Богом, проступает на каждой странице этой книги. Трудно оценить, какое влияние он оказал на мое понимание взаимосвязи между поклонением и миссионерской деятельностью (и едва ли не на все остальные темы). Эта глава — очередной долг, который я плачу ему по случаю 300-летия со дня его рождения.
Всеобъемлющее влияние Джонатана Эдвардса
Вы можете почувствовать его влияние в вопросах, содержащихся в первом предложении: «Какова главная цель церкви? В чем состоит основная цель искупления, истории, сотворения?» Эдвардс
постоянно задавался вопросом о конечной цели существования вещей, он понимал, что как только мы поймем и примем конечную и высшую причину нашего существования, существования церкви и народов, так все наши мысли, чувства и поступки будут подчинены этой причине. Я не перестаю удивляться тому, как мало людей задаются самыми важными вопросами и как мало отвечают на них пылко и убежденно.
Но именно эти вопросы заботили Эдвардса больше всего. Для него был очевиден ответ на вопрос, для чего существует все, включая вас и меня, Вселенскую церковь, народы и историю. Он убежденно говорил об этом, потому что об этом ясно говорил Бог. Эдвардс написал книгу под названием «Для чего Бог создал мир»169. По моему мнению, это самая важная из когда-либо написанных им работ. Как только мы поймем то, о чем он там писал, все, абсолютно все, изменится. На вопрос, какова главная цель сотворения, истории, искупления, жизни и всего остального, он отвечает так: «Все, о чем когда-либо говорилось в Писании как о главной, конечной цели Божьих дел, заключается в одной фразе: Божья слава»170.
Библейская аргументация Эдвардса
Эдвардс уверен в том, о чем говорит, потому что об этом ясно говорит Библия. Почти на семидесяти страницах 171 он один за другим приводит тексты из Писания, доказывающие абсолютную самоцентричность Бога. Эдвардс так пишет об этом:
Бог почтил Самого Себя как высшую, конечную цель Своих дел в сотворении, потому что. будучи бесконечно великим и лучшим из существующего, Он в Себе Самом достоин быть таковым. Все остальное, с точки зрения достоинства, важности и превосходства, ничто в сравнении с Ним 172.
Он цитирует Рим.11:36: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки», Кол.1:16: «Ибо Им создано все... все Им и для Него создано», Евр.2:10: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их совершил чрез страдания», Прит.16:4: «Все сделал Господь ради Себя...»173
Суть этих текстов, как и десятков других 174, состоит не в том, что Бог имеет в чем-либо недостаток и стремится его компенсировать, но в том, что Бог обладает совершенством и хочет его явить. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вешает твердь», — говорит Пс.18:2. Кто так устроил? Бог. Такова Его цель в сотворении мира — явить Свою славу. То же самое справедливо для истории искупления. Слова Ис.48:9—11 возвышаются как знамя не только Божьего освобождения Израиля из плена, но и как знамя всех Божьих дел в спасении, особенно креста:
Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному.
Все в творении, искуплении и истории устроено Богом так, чтобы явить Его славу. В этом же состоит и главная цель церкви.
Почему я поставил поклонение на место Божьей славы
Но это не совсем то, что я сказал в самом начале книги. Я сказал: «Миссионерское служение — не главная цель церкви. Главная ее цель — поклонение». Почему вместо слов «Божья слава» я поставил «поклонение»? Почему бы не сказать: «Миссионерское служение — не главная цель церкви. Главная ее цель — Божья слава»? Этому есть причина. Дело в том, что необходимость в миссионерской деятельности появилась не потому, что Бог недостаточно явил Свою славу, а потому, что люди не откликаются на нее. Творение возвещает славу Божью, но люди не ценят этого.
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили... (Рим.1:20,21).
Природное откровение не достигает своей цели. Почтение и благодарность Богу не переполняют сердца людей, когда они видят провозглашаемую природой Божью славу. Они не поклоняются истинному Богу. Вот почему необходимо миссионерское служение.
Деятельность миссий восполняет недостаток поклонения Богу. Главная проблема, которую должно решать миссионерское служение, состоит в том, что Божья слава бесчестится людьми этого мира. Апогеем обвинительного приговора Павла своему народу были слова из Рим.2:24: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников». В этом главная проблема мира. В этом главное преступление.
Нет почтения к Божьей славе.
Нет благоговения перед Божьей святостью.
Нет восхищения Божьим величием.
Нет восхваления Божьей силы.
Нет поиска Божьей истины.
Нет признания Божьей мудрости.
Нет упоения Божьей красотой.
Нет отклика на Божью благость.
Нет доверия Божьей верности.
Нет повиновения Божьим повелениям.
Нет уважения к Божьему правосудию.
Нет страха перед Божьим гневом.
Нет наслаждения Божьей благодатью.
Нет радости Божьему присутствию.
Нет любви к личности Бога.
Бесконечному всеславному Творцу вселенной. Кем и для Кого все существует, в Чьей власти жизнь каждого человека, каждый ее миг (Деян.17:25), отказано во внимании, в доверии, повиновении, чести среди людей этого мира. Это главная причина, обуславливающая необходимость миссионерского служения.
Противовесом такому неуважению служит поклонение. Поклонение — это не церковное собрание и не пение во время богослужения. Это не прослушивание проповеди и не какое-либо другое внешнее действие. По сути, поклонение — это внутренний благоговейный трепет сердца, почитающего Бога наивысшим богатством. Это значит:
ценить Бога выше всех ценностей;
любить Бога больше всего, что достойно любви;
наслаждаться Богом больше, чем всем, что приносит наслаждение;
восхищаться Богом больше, чем всем, что достойно восхищения;
бояться Бога больше всего, что внушает страх;
доверять Богу больше, чем всему, что заслуживает доверия;
дорожить Богом больше, чем всеми драгоценностями.
