
- •3.Русская литературная критика во второй половине 19 века. Основные напрвления. Особенности ее «общения» с литературой.
- •6.Герой времени в романе «отцы и дети». Споры в русской критике о базарове.
- •12.Сказки салтыкова-щедрина,их идейно-художественное своеобразие.
- •18.Основные этапы творческого пути а.П.Чехова. Мастерство и новаторство чехова-новеллиста.
- •13.Русский национальный характер в «очарованном страннике» и «левше» н.С.Лескова.
- •19. «Вишневый сад» чехова. Жанровое своеобразие.Конфликт,его сюжетное развитие и «подводное течение». Двойная освещенность персонажей.
- •17.Роман л.Н.Толстого «анна каренина». Эпиграф как способ установления авторской позиции, способы ее воплощение в романе. Смысл соотношения двух сюжетных линий романа.
- •16. Л.Н.Толстой. Своеобразие художественного метода. Проблема становления человеческой личности и принципы психологического анализа («диалектика души») в трилогии «детство», «отрочество», «юность».
- •15. Основная социально-психологическая и нравственно-философская проблематика романа «преступление и наказание». Роль снов в воплощении основной идеи романа.
- •14. «Откровение о человеке» у достоевского и своеобразие созданного им полифонического романа-трагедии.
- •11. «История одного города» как политическая сатира на самодержавие, бюрократию,крепостничество. Гротеск как основа художественной типизации у салтыкова-щедрина.
11. «История одного города» как политическая сатира на самодержавие, бюрократию,крепостничество. Гротеск как основа художественной типизации у салтыкова-щедрина.
Творчество Салтыкова-Щедрина, демократа, для которого самодержавно-крепостнический строй, царящий в России, был абсолютно неприемлем, имело сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество «рабов и господ», бесчинство помещиков, покорность народа, и во всех своих произведениях он обличал «язвы» общества, жестоко высмеивал его пороки и несовершенства.
Так, начиная писать «Историю одного города», Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, невозможность существования самодержавия с его общественными пороками, законами, нравами, высмеять все его реалии.
Таким образом, «История одного города» — произведение сатирическое, доминирующим художественным средством в изображении истории города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск, прием соединения фантастического и реального, создающий абсурдные ситуации, комические несоответствия. По сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском. Жители его, глуповцы, «ведущие свой род от древнего племени головотяпов», не умевших жить в самоуправлении и решивших найти себе повелителя, необычайно «начальстволюбивы». «Испытывающие безотчетный страх», неспособные самостоятельно жить, они «чувствуют себя сиротами» без градоначальников и считают «спасительной строгостью» бесчинства Органчика, имевшего в голове механизм и знавшего только два слова — «не потерплю» и «разорю». Вполне «обычны» в Глупове такие градоначальники, как Прыщ с фаршированной головой или француз Дю-Марио, «при ближайшем рассмотрении оказавшийся девицей». Однако своей кульминации абсурдность достигает при появлении Угрюм-Бурчеева, «прохвоста, задумавшего охватить всю вселенную». Стремясь реализовать свой «систематический бред», Угрюм-Бурчеев пытается все в природе сравнять, так устроить общество, чтобы все в Глупове жили по придуманному им самим плану, чтобы все устройство города было создано заново по его проекту, что приводит к разрушению Глупова его же жителями, беспрекословно выполняющими приказания «прохвоста», и далее — к смерти Угрюм-Бурчеева и всех глуповцев, следовательно, исчезновению заведенных им порядков, как явления противоестественного, неприемлемого самой природой.
Так с помощью использования гротеска Салтыков-Щедрин создает логическую, с одной стороны, а с другой стороны — комически-нелепую картину, однако при всей своей абсурдности и фантастичности «История одного города» — реалистическое произведение, затрагивающее множество злободневных проблем. Образы города Глупова и его градоначальников аллегоричны, они символизируют самодержавно-крепостническую Россию, власть, в ней царящую, русское общество. Поэтому гротеск, используемый Салтыковым-Щедриным в повествовании, — это еще и способ обличить отвратительные для писателя, уродливые реалии современной ему жизни, а также средство выявления авторской позиции, отношения Салтыкова-Щедрина к происходящему в России.
Описывая фантастически-комическую жизнь глуповцев, их постоянный страх, всепрощающую любовь к начальникам, Салтыков-Щедрин выражает свое презрение к народу, апатичному и покорно-рабскому, как считает писатель, по своей природе. Единственный лишь раз в произведении глуповцы были свободны — при градоначальнике с фаршированной головой. Создавая эту гротесковую ситуацию, Салтыков-Щедрин показывает, что при существующем общественно-политическом строе народ не может быть свободен. Абсурдность же поведения «сильных» (символизирующих реальную власть) мира сего в произведении воплощает беспредел и произвол, чинимый в России высокопоставленными чиновниками. Гротесковый образ Угрюм-Бурчеева, его «систематический бред» (своеобразная антиутопия), который градоначальник решил во что бы то ни стало воплотить в жизнь, и фантастический конец правления — реализация идеи Салтыкова-Щедрина о бесчеловечности, противоестественности абсолютной власти, граничащей с самодурством, о невозможности ее существования. Писатель воплощает мысль о том, что самодержавно-крепостнической России с ее безобразным укладом жизни рано или поздно придет конец.
Так, обличающий пороки и выявляющий нелепость и абсурд реальной жизни гротеск передает особую «злую иронию», «горький смех», характерный для Салтыкова-Щедрина, «смех сквозь презрение и негодование». Писатель порой кажется абсолютно безжалостным к своим героям, чересчур критичным и требовательным к окружающему миру. Но, как говорил Лермонтов, «лекарство от болезни может быть горьким». Жестокое обличение пороков общества, по мнению Салтыкова-Щедрина, — единственное действенное средство в борьбе с «болезнью» России. Осмеяние несовершенств делает их очевидными, понятными для всех. Неверно было бы говорить, что Салтыков-Щедрин не любил Россию, он презирал недостатки, пороки ее жизни и всю свою творческую деятельность посвятил борьбе с ними.
9.Ф.И.ТЮТЧЕВ. ЧЕЛОВЕК И МИР,ПРИРОДА И БОГ В ЕГО ПОЭЗИИ.
Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются не просто прекрасные картины природы, а он видит «концентрированную жизнь». Тютчев, как никто, умел передать цвета, запахи, звуки окружающего мира. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя. Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Он увидел первозданную красоту, удивился ей и «заставил» нас открыть свои сердца этому миру, впустить его в свои души.
Если человек чувствует красоту природы сердцем, старается жить с ней в гармонии, то обретает мир в себе. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ногея Коснулись ключевые воды. Порой природа в изображении Тютчева обретает драматизм, назревает внутренний конфликт, но и он навязан природе извне, окружающий мир отражает лишь те страсти и переживания, которые «кипят» вокруг нее, не затрагивая глубинных тайн. Природа полна предчувствий и предсказаний, намеков, недосказанного очарования. Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои — Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, — Любуйся ими — и молчи. Природа существует не сама по себе, а «в тесном взаимодействии» с человеком.
Она отражает его мысли, чувства и переживания или выражает конфликт, вечное противостояние добра и зла, нетленного и преходящего. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, — Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи,— Внимай их пенью — и молчи!.. Природа непостижима, к ее тайнам можно только приблизиться, но не разобраться до конца, считает поэт. Человеку не дано постичь творения Бога, а можно лишь восхищаться его совершенством. Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь — и звучными волнами Стихия бьет о берег свой.
То глас ее: он нудит нас и просит... Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Поэзия Ф. И. Тютчева совершенна по форме и глубока по содержанию, кажется, сама природа водила рукой поэта, восславляющего ее величие и красоту. Только человеку с чистым сердцем и ясной душой могут открыться сокровенные тайны Создателя. Лениво дышит полдень мглистый.
Лениво катится река, И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака, И всю природу, как туман. Дремота жаркая объемлет, И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет. Ф. И. Тютчев — мастер пейзажа, его пейзажная лирика была новаторским явлением в русской литературе. В современной Тютчеву поэзии почти не было природы как основного объекта изображения, а в лирике Тютчева природа занимает доминирующее положение.
Именно в пейзажной лирике проявляются особенности миросозерцания этого незаурядного поэта. Пейзажная лирика отличается философской глубиной, поэтому для того, чтобы понять отношение Тютчева к природе, его пейзажную лирику, необходимо сказать несколько слов о его философии. Тютчев был пантеистом, и в его стихотворениях Бог часто растворяется в природе. Природа для него обладает высшей силой.
И стихотворение «Не то, что мните вы, природа... » отражает отношение поэта к природе, его понимание природы, оно концентрирует в себе всю философию поэта. Природа здесь равна индивидуальности, она одухотворена, очеловечена. Тютчев воспринимал природу как нечто живое, пребывающее в постоянном движении.
В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Тютчев признает присутствие в природе мировой души.
Он считает, что истинным бессмертием обладает природа, а не человек, человек — это лишь разрушающее начало. Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею создаем. А для того, чтобы не вносить в природу разлад, необходимо раствориться в ней. Тютчев воспринял натурфилософские взгляды Шеллинга, который выделял идею полярности как принцип единства.
И два противоборствующих начала, которые создают единое целое, пройдут через всю лирику Тютчева, в том числе и пейзажную. Его привлекала природа в борьбе и игре двух стихий, в катастрофических состояниях. Его романтизм основан на признании жизни как нестихающей борьбы противоположностей, поэтому его привлекали переходные состояния человеческой души, переходные времена года. Недаром Тютчева называли поэтом переходных состояний. В 1830 году он пишет стихотворение «Осенний вечер». Осень — это переходное время года, и поэт показал момент изнеможения бытия. Природа здесь таинственная, но в ней Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья...
Красота и божество природы связаны с ее увяданием. Гибель и страшит поэта, и манит его, он ощущает затерянность человека среди красоты жизни и ее ущербности. Человек — это лишь частичка огромного мира природы. Природа здесь одушевлена. Она вбирает в себя Зловещий блеск и пестроту дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест. Из стихотворений, в которых Тютчев пытается постичь переходные состояния, можно выделить стихотворение «Тени сизые смесились...
». Поэт здесь воспевает сумрак. Наступает вечер, и именно в этот момент душа человека роднится с душой природы, сливается с ней. Все во мне, и я во всем!.. Для Тютчева очень важен миг приобщения человека к вечности. И в этом стихотворении поэт показал попытку «слиться с беспредельным»-. И именно сумрак помогает осуществить эту попытку, в сумерках наступает миг приобщения человека к вечности.
Сумрак тихий, сумрак сонный... С миром дремлющим смешай! Несмотря на то что Тютчева привлекали переходные, катастрофические состояния, есть в его лирике и дневные стихотворения, в которых поэт показывает и умиротворенное утро, и прелесть дня. День для Тютчева — это символ гармонии и спокойствия. Спокойна днем и душа человека.
Одним из дневных стихотворений является «Полдень». Представления о природе здесь близки к античным. Особое место занимает образ великого Пана, покровителя степей и лесов. У древних греков считалось, что полдень — священный час. В этот час покой охватывает все живое, ведь сон здесь является и покоем. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет. Образ великого Пана сливается с картиной дневного полдня.
Здесь знойная гармония природы. Абсолютно противоположно этому стихотворению стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..
». Здесь поэт показал мир души ночной. Усиливается тяготение к хаосу. Ночь и страшна, и соблазнительна, потому что ночью возникает желание заглянуть в тайны мироздания, ночью человек может погрузиться в бездну своей души, в которой нет предела. Это желание поэт называет «жаждой слиться с беспредельным». Хаос страшен, но для ночной души он необходим.
Природа, ночной ветер причастны к тайне бытия, поэтому поэт так страстно обращается к ветру: Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? Стихотворение очень напряженное. Возвышенная, самозабвенная любовь к природе, попытка родства с ней, борьба противоположных чувств, философская глубина отличают пейзажную лирику Тютчева. Образ природы и образ человека — это контрастные образы, но они соприкасаются, граница между ними очень зыбкая, и они составляют единство. Над противоположностью всегда господствует единство.
Неизмеримо большое, природа, и неизмеримо малое, человек. Они всегда связаны. В наше время проблема взаимоотношений природы и человека стоит особенно остро. Человек разрушает природу, а ведь он должен жить по ее законам. Природа без человека обойтись может, а человек без природы не проживет и дня. Человек должен слиться с природой и не нарушать ее гармонии.