Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Endokrinologiya_i_metabolizm.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
11.76 Mб
Скачать

Циркулирующий глюкагон

Успехи в изучении физиологии глюкагона во многом были обус­ловлены разработкой Unger радиоиммунологического метода его определения в плазме. Хотя этот метод специфичен для глюкаго­на панкреатического происхождения, но, как показало примене­ние гель-фильтрации, только 40—50% от общей глюкагоновой иммунореактивности, определяемой с помощью большинства соот- ветствующих методов, приходится на долю биологически актив­ного гормона (с молекулярной массой 3485). Большая часть ос­тальной глюкагоновой иммунореактивности в плазме здорового человека элюируется в пустом объеме (с белками плазмы), и ее молекулярная масса определена в 160000. Эта фракция получила название «большой глюкагон плазмы» (БГП) и, по всей вероят­ности, лишена биологической активности. В плазме здоровых лиц идентифицированы небольшие количества и двух дополнительных фракций с молекулярной массой примерно 9000 и 8000. Биоло­гическое значение этих фракций еще предстоит выяснить, хотя считают, что вещество с молекулярной массой 9000 представляет собой проглюкагон. Эта фракция увеличивается в количествен­ном отношении у больных с хронической почечной недостаточ­ностью, по-видимому, вследствие нарушения почечных процессов элиминации [82].

Хотя исходный уровень иммунореактивного глюкагона (75— 150 пг/мл) представлен как биологически активным, так и неак­тивными компонентами, описанными выше, изменения иммуно­реактивности в крови, появляющиеся в ответ на физиологическую-стимуляцию (например, аминокислотами) или подавление (напри­мер, глюкозой), как правило, отражают изменения в содержании биологически активного компонента иммунореактивности. Таким образом, изменения уровня глюкагона в плазме в ответ на физио­логические стимуляторы или ингибиторы, судя по результатам определения доступными в настоящее время методами, вероятно, являются показательными в отношении изменений содержания истинного панкреатического глюкагона. Семейная гиперглюкаго­немия представляет собой редкий бессимптомный аутосомно-доминантный дефект, при котором общая иммунореактивность глю­кагона в плазме повышена в 2–10 раз, но 85% ее приходится на долю биологически неактивного компонента с высокой молекулярной массой.

Секреция

У здоровых лиц, потребляющих смешанную пищу, секреция глюкагона на протяжении дня колеблется в очень узких пределах (см. рис. 10—13). Таким образом, относительно постоянный уро­вень глюкагона отличается от уровня инсулина, претерпевающего отчетливые колебания при приеме смешанной пищи или даже при еще меньших изменениях (100—200 мг/л) содержания глю­козы в крови (см. рис. 10—13). Основными физиологическими стимулами секреции глюкагона у здорового человека служат белковая ппища, инфузия аминокислот или физическая нагрузка, особенно, если она велика или длительна. Увеличение секреции глюкагона наблюдали также при острой гипогликемии, после ин­фузии больших доз адреналина и при гиперкортицизме [84]. Ги­перглюкагонемия, сопровождающая голодание, обусловлена в основном снижением катаболизма гормона, а не повышением erо секреции (см. далее).

Подавление секреции глюкагона происходит после приема или инфузии глюкозы. Снижающий уровень глюкагона в крови эф­фект глюкозы может зависеть от опосредованного инсулином ее поглощения -клетками. У больных диабетом глюкоза не угне­тает секрецию глюкагона, но на фоне инсулинотерапии этот эф­фект восстанавливается [85]. Как уже отмечалось, мощным ин­гибитором секреции глюкагона, а также инсулина является со­матостатин. Действительно, тормозящее действие соматостатина на функцию -клеток явилось основой его применения в качестве дополнительного средства лечения инсулинозависимого диабета [52].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]