Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3456346.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
217.32 Кб
Скачать

16.Крым в первой трети XVII в

Историография весьма значительна. И все же ход заселения и процесс формирования многонационального населения Крыма все еще недостаточно исследованы. Большинство работ носят иллюстративный характер, ограничиваясь лишь общей постановкой вопроса и сообщением наиболее характерных фактов из демографической истории.

Работы по истории Крыма, содержащие ценные разделы о его населения, о миграционных процессах и естественном приросте, начали появляться с 80-х годов XVIII в.

В 1782 г. появилось сочинение В.Ф.Зуева, посвященное состоянию крымского ханства1. Положение Крыма в конце XVIII в. охарактеризовал в своих сочинениях П.Сумароков2.

В этих работах приводятся данные о населении Крыма до и после его вхождения в состав России, о размерах татарской эмиграции в Турцию и о первых успехах в деле заселения региона переселенцами из других губерний страны.

Среди исследователей XIX в. следует в первую очередь назвать АА.Скальковского и Д.И.Багалея.

А.А.Скальковский опубликовал в своих исследованиях (часто без всякого критического анализа) большое число документов, характеризующих движение населения Таврической губернии в конце XVIII — первой половине XIX в.3 Наибольшую ценность представляет его исследование о татаро-ногайской эмиграции из Тавриды в 70-[72]80-х гг. XVIII в. и в 1860-1863 гг.4 Автор затруднился определить число татарских эмигрантов в Турцию в XVIII в. ввиду отсутствия необходимых статистических источников. Однако за 1860-1863 гг. он сообщает точную, основанную на официальных данных, цифру — 192,4 тыс. чел.5

Дополнением к этому исследованию можно считать описание немецкого статиститка Г.Хасселя, в котором он приводит данные о числе крымских татар, поселившихся в конце XVIII в. в турецкой провинции Румелии (250 тыс. чел.)6. Они свидетельствуют о действительно огромных масштабах татарской эмиграции из Крыма накануне и сразу после его включения в состав России.

Определенный интерес представляет труд Д.И. Багалея о заселении Новороссии в XVIII — середине XIX в. Однако этническому составу переселенцев он уделил мало места, сосредоточив основное внимание на анализе хода колонизации не по этническому, а по социальному признаку7.

Уже в конце XIX — начале XX в. Ф.Ф.Лашковым был опубликован ряд исследований о населении Таврической губернии в конце XVIII — начале XIX в. Опираясь на конкретные, выявленные в архивах источники, он приводит много ценных данных, особенно сведений о численности и расселении русско-украинских переселенцев к концу XVIII в.8

В 20-40-е годы XX в. по заселению Юга нашей родины и других регионов страны не выходило специальных работ. Интерес к этой теме резко снизился, и лишь в 50-е годы историки вновь возвращаются к ней.

Здесь, в первую очередь, следует назвать труды крымского исследователя С.А.Секиринского. Однако в своих работах он касается преимущественно размеров крестьянской колонизации Таврической губернии (в основном, материковых ее уездов в дореформенный период) и развития сельского хозяйства этого региона в конце XVIII -[73] начале XX в.9 Автор отмечает, что с конца XVII по начало XX в. население выросло в 15 раз10. Но формированию национального состава, изменениям в численности и размещении населения С.А.Секиринский не уделяет почти никакого внимания.

Е.И.Дружинина в 1959-1981 гг. опубликовала три крупных монографических исследования о заселениии и хозяйственном освоении Новороссии в конце XVIII — 50-х гг. XIX в.11 В них обстоятельно анализируется организация управления, географическая среда, развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли. Но население региона рассматривается в целом по губерниям и только в социальном разрезе. Отдельно выделены лишь иностранные колонисты. Е.И.Дружинина считает, что национальный состав жителей региона за дореформенный период установить нельзя, так как результаты ревизий не содержат достаточно полных данных по этому вопросу. Она справедливо отмечает, что отнесение к той или иной национальности «целых сословных групп по преобладающему признаку с их последующим суммированием в состоянии дать лишь самые общие итоги о народах»12.

Разделяя эту оценку ревизий, мы все же считаем, что использование совокупности ревизского и других учетов (особенно церковного) все же позволяет получить достаточно надежные данные о народонаселении Крыма13.

Установлению этнического состава и общему движению населения всей России посвящен ряд исследований В.М. Кабузана14. В них содержатся общие данные о движении всего населения Таврической губернии, об этническом составе ее населения, о размерах миграционных процессов и т.д., но подробного (по уездам и районам) и за весь период с 1783 г. до наших дней анализа формирования национального состава Крыма здесь нет.

В 1988 г. сотрудниками Института российской истории РАН была опубликована небольшая коллективная[74] монография, в которой в краткой форме освещалась история Крыма с древнейших времен до наших дней15. Однако в ней демографическим процессам уделено немного внимания.

В 80-е годы XVIII в. в Таврической области организуется церковный учет численности и вопроизводства, сначала одного только православного населения, а с 30-х годов XIX в. и всех прочих конфессий (римско-католиков, лютеран, реформатов, меннонитов, иудаистов, караимов, армяноримско-католиков, а также магометан). Это позволило установить численность и размещение татар, немцев, евреев, караимов, армян, т.е. основных этносов. Ревизский учет в Таврической губернии производился с 90-х гг. XVIII в. по 1858 г. (V-X общеимперские ревизии), и текущие административный и церковный виды учета просуществовали до конца 1917 г.

В 1897 г. была проведена первая всеобщая научно-организованная перепись населения, которая зарегистри[75]ровала язык и конфессиональную принадлежность населения.

Затем переписи повторялись в 1917, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг.

Все это создало надежную основу для исследования сложного и противоречивого процесса движения населения Крыма, установления этнического и сословно-классового состава его населения, воспроизводства и миграции. Ревизии — наиболее несовершенный вид учета населения. Он позволяет удовлетворительно установить абсолютную численность, сословно-классовый и лишь частично этнический состав жителей. Во всех случаях можно установить численность татар и евреев. Отчасти зафиксированы армяне, греки, колонисты (немцы, греки, армяне). Очень трудно и лишь приблизительно (в каждом уезде отдельно с учетом многих признаков) можно выделить русских и украинцев. Они составляли православное население. И здесь помощь в их учете оказывает сословно-классовая принадлежность: русскими были, в основном, однодворцы, государственные крестьяне, государственные поселяне; к украинцам относились малороссийские казаки, казачьи подсуседки, воинские обыватели, посполитые; в состав колонистов входили немцы и болгары; в состав казенных поселян входили татары16.

В 1857-1858 гг. по инициативе академика П.И.Кеппена в России местным духовенством были составлены церковно-приходские списки, где были зафиксированы численность, сословно-классовый, конфессиональный и этнический состав населения. Однако, именно в Таврической губернии, где этнический состав жителей был смешанным, в этих списках иногда по ряду селений не выделена отдельно национальность их жителей (сказано «великоруссы и малоруссы», «малоруссы и греки», и т.п.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]