
- •9.Уладкаванне і арганізацыя відовішчаў у амфітэатрах у Старажытнай Грэцыі.
- •10.Афінскія, Панафінскія, Піфейскія і інш.Гульні. З’яўленне Алімпійскіх гульняў.
- •Возрождение
- •11. Святы ў культуры Старажытнага рыма.(перыяд Рымскай Рэспублікі) Аттэлана, Стурналіі буффанада як састаўная частка свят Аппалона , Плебейскіх і Рымскіх гульняў.
- •12.Трансфармацыя старажытнагрэчаскага тэатра у Румскай культуры(перыяд Рымскай імперыі) Зніжэнне ролі і ўзроўня антычнага тэатра. Мімічная іпатэза, пантаміма як новыя прадстаўлення ў амфітэатры.
- •14. Гістрыёны, жанглёры, ваганты.Жанравая дыфферэнцыацыя іх творчасці. Царкоўны тэатр супраць гістрыёнаў.
- •16. Літургія на гарадской плошчы. Узнікненне місэральнага тэатра
- •17. Відовішчы поздняга Сярэднявечча ў Заходняй Еўропе.
- •18.2Свецкія містэрыі на гістарычную тэму
- •19.Святы і відовішчы ў эпоху Рэнесанса і Рэфармацыі
- •20.Камедыя дель арте. Смехавая карнавальная культура эпохи Рэнессанса.
- •21. Масавыя святы ў Францыі як сродак стварыць ілюзію ў простых людзей(Дзень сцягоў, Свята федэрацыі, свята трыумфа рэвалюцыі, грамадскія пахаванні.)
- •22. Святы атэістыснага напрамку ў перыяд Французскай Рэвалюцыі(Свята Розума, Свята Вярхоўнай істоты.)
- •Андре Бретон – теоретик сюрреализма
- •Дадаизм: художественное хулиганство Вызывающая бессмыслица
- •Языковой хаос
- •Кубизм (cubisme — фр. От cube — куб)
17. Відовішчы поздняга Сярэднявечча ў Заходняй Еўропе.
О. Л. Гутько
Массовые зрелища всегда отвечали потребностям утверждения доминирующих социополитических ценностей эпохи. Упоминания о красочных зрелищах известны с ранних времен культуры. О главенствующей роли зрелищ в истории цивилизаций свидетельствуют такие исследователи, как В. М. Брабич, Дж. Р. Браун, К. Жигульский, Т. С. Плетнева, описывая праздники в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и др. Празднества раскрывали сущность мифологического восприятия мира и являлись формой сакрального обращения людей к богам. С распространением христианства и монотеизма в Западной Европе массовые зрелища обрели форму мистерий. В эпоху позднего Средневековья площадные драмы открывали зрителям христианские истины, жизненные принципы, ставшие впоследствии смыслообразующими для европейской культуры. Нововведения в светские массовые зрелища предложил Луи Давид – художник эпохи французского Просвещения. Именно он закрепил за массовыми зрелищами идею официоза и упорядоченности. Строгое построение, четкий маршрут следования колонн и символические действия поставили организацию и проведение светских церемониалов вровень с религиозными служениями. Именно праздники Луи Давида вошли в историю как необходимая часть нового политического строя, который в то время укреплял позиции во Франции. Подобная ситуация сложилась в период утверждения реформ Петра Первого в России. Размах празднеств, костюмированные шествия, использование фейерверков поражали, удивляли не только простого обывателя, но и все ближнее окружение императора. Праздники стали необходимой частью государственной политики России с XVIIІ в. Изобразительное искусство после Первой мировой войны послужило толчком для новых открытий в области режиссуры площадных зрелищ. Необходимо согласиться, что содержание массовых праздников в ХХ в. соответствовало пропаганде доминирующих ценностей, которые общество должно было принять за приоритетные в СССР, но формы проведения этих зрелищ начали изменяться. Вместе с народными гуляньями и костюмированными шествиями начали появляться зрелища, требовавшие хореографической точности и смыслового наполнения от режиссеров-постановщиков. Хореографические и пластические решения массовых зрелищ, изображающие ожившие картины кубистов, дадаистов, сюрреалистов, стали следствием бурного всплеска направлений в живописи первой половины ХХ в. Следует отметить, что направления изобразительного искусства часто предопределяли тенденции развития культуры, мировоззрения человека и поэтому служили ориентиром, на который равнялись последующие поколения социума. Направления в искусстве начала ХХ в., возникшие под влиянием поражения Германии в Первой мировой войне, оказали значительное
воздействие на массовые зрелища в молодом советском государстве и во всем мире в целом. Показы инсталляций, предложенные художниками-дадаистами
М. Дюшаном, Ф. Пикабия, М. Эрнстом, Ж. Арпом и др., стали ведущим принципом
построения праздничного действия. Декоративное оформление площадок, зданий стало важным элементом в праздниках как в 20-х гг. ХХ в. в молодом советском государстве, так и в наше время в Беларуси. Праздничное убранство улиц и проспектов продолжает сохранять символическое значение. Кроме этого, инсталляции, предложенные дадаистами, стали прообразами блоков и выставок-экспозиций на праздниках, соответствующих исторических эпох. Произведения сторонников поп-арта Р. Раушенберга, Р. Лихтенштейна, Дж. Джонса, Дж. Розенквиста, Т. Весселмана, К. Олденбурга, Э. Уорхола, иронически относившихся к предметам массовой культуры и старающихся найти в обычных предметах быта и окружения новый, часто эпатажный контекст и смысл, позволили режиссерам массовых представлений использовать
предметы в качестве новых средств выразительности, которые артисты и спортсмены ловко превращали в явление искусства. К примеру, небольшие треугольные флажки в руках гимнастов преобразовывались в «языки пламени». Шествия, демонстрации всегда сопровождались и продолжают сопровождаться использованием обычных предметов и вещей, декорированных из неприхотливых материалов, в значительно увеличенном размере, представляющих новые формы изображения и создающих определенный эмоциональный фон (декорированные обручи и дуги, флаги, гигантские колосья и пр.). Направления искусства ХХ в. стали одной из причин возникновения и развития новых форм в проведении современных массовых зрелищ, поскольку именно новаторские тенденции развития художественного искусства явились основой для воплощения творческих замыслов режиссеров массовых зрелищ. К примеру, дадаизм, предложивший инсталляции в качестве трехмерной формы создания картины-коллажа, послужил предтечей современных выставок на праздниках, посвященных разным историческим эпохам, создания красочного убранства города. Стоит отметить, что поп-арт, в стремлении бросить вызов массовой культуре, позволил расширить диапазон средств художественной выразительности в массовых зрелищах: идентичные предметы повседневного быта (ручные фонари, цветные ленты, искусственные цветы, флаги и пр.) в огромном количестве или гигантских размеров стали символизировать художественные образы, воплощающие замысел режиссеров зрелищ.
18.1Драматургія містэрыі па трох асноўных частках Бібліі.
АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА. Литературная форма английской драматургии зародилась после христианизации (7 в.) и возникновения церковнойлитургической драмы (9 в.). До этого времени, как и во всех странах Европы, зачатки будущей драматургии можно было обнаружить лишь в театрализованных майских играх, символизирующих победу лета над зимою, и осенних праздниках урожая.
В отличие от Франции, где произошло разделение средневекового религиозного театра на жанры, в Англии различия между мистерией и мираклем не было, – эти термины обозначали любое религиозное представление. К 14–15 вв. английский мистериальный театр вступил в период расцвета. Мистерии создавались циклами, объединявшими небольшие пьесы на сюжеты из Библии. Сохранились четыре цикла мистерий – Йоркский, Честерский, Ковентрийский и Таунлийский (последний назван по фамилии владельцев рукописи).
Авторская английская драматургия появилась в конце 15 – первой половине 16 вв., вместе с возникновением новых жанров городской драмы: моралите и интерлюдия (переходная форма от моралите к фарсу) и зарождением философии Ренессанса.
В конце 15 – начале 16 вв. в Оксфорде и Кембридже стали весьма популярными студенческие постановки спектаклей на латинском языке. В начале 16 в., приГенрихе VIII, бурно развивался придворный театр, представлявший праздничные маскарады с музыкой и зрелищными эффектами. Титул «распорядителя придворных увеселений» получил Вильям Корниш, в его функции входил поиск и создание драматургических текстов маскарадов. Он не только сам пробовал себя в драматургии, но и привлекал приближенных Генриха. Среди них оказался и автор знаменитой Утопии Томас Мор. Пьесы Мора не сохранились; но он вдохновил на занятия драматургией – Джона Растелла (моралите О природе четырех стихий) и Джона Гейгуда (Ум и безумие, Игра любви, Игра о погоде, Четыре П, Благородство и знатность и др.), чьи пьесы стали первыми известными нам английскими переделками мистерий для светского театра.
В то же время в Англии возникает и «ученая драма» – в подражание итальянской: Ральф Ройстер Дойстер Николаса Юдолла, Горбодук, или Феррекс и Поррекс Томаса Нортона и Томаса Секвилля. Горбодук принято считать первой английской трагедией, она предвосхищает сюжет Короля Лира, но, в отличие от шекспировской пьесы, Горбодук был не философской, а политической трагедией.
Наряду с академической драмой, ориентирующейся на античные образцы, возникает и т.н. демократическая драматургия, допускающая смешение трагического и комического, с сюжетами из рыцарских романов, новеллистики и эпоса Ренессанса. Развивается и теория драматургии; в основном теоретические работы сводятся к полемике по поводу классических античных канонов драмы и несоответствию им современной английской драматургии. Обсуждаются такие пьесы как Камбиз Томаса Престона, Промос и Кассандра Джорджа Уэтстона,Танкред и Гисмонда Роберта Вильмота, Ричард III Томаса Лэга, Трагедия атеиста Сирила Тернера и др. Несмотря на гнев сторонников академического направления, демократический театр продолжает развиваться. О его популярности свидетельствует и появление специальных зданий, предназначенных для показа спектаклей. Если прежде актерские труппы играли в гостиничных дворах или замках знати, то в 1576 было построено первое публичное (общедоступное) театральное здание – Джеймсом Бёрбеджем, руководителем одной из странствующих трупп. Оно в точности повторяло форму гостиничного двора и носило незамысловатое название «Театр». После этого театральные здания начали появляться во множестве («Роза», «Лебедь», «Фортуна», шекспировский театр «Глобус» и др.).
Интересными были постановочные принципы английского ренессансного театра, которые, отразились на развитии и драматургии. Труппа включала в себя от восьми до четырнадцати человек; все роли исполнялись мужчинами (девушек играли мальчики). Одному и тому же актеру в «многонаселенных» пьесах приходилось играть несколько ролей. Битвы в исторических хрониках изображались четырьмя актерами, два из которых представляли одну армию, а два – другую. Писаных декораций практически не было; места действия часто обозначались табличками с надписями, хотя большинство публики было неграмотным. Потому в пьесы вводились прологи, в которых зрителей знакомили с действующими лицами, с общим содержанием пьесы и т.д.; реплики, обозначающие появление новых действующих лиц или даже световые эффекты (например, реплика Брута в Юлии Цезаре Шекспира: «По небу так сверкают метеоры, что я могу читать при свете их»). Постановочные принципы английского театра того времени были предельно условны; основной акцент переносился на смысловое содержание и на игру актеров. Это обстоятельство явилось дополнительной предпосылкой могучего всплеска развития английского театра и драматургии.
Поначалу пьесы для публичных театров писали непрофессионалы; перелом произошел в конце 1580-х, когда в английскую драматургию практически одновременно вошел целый ряд драматургов, получивших прозвище «университетские умы»: Роберт Грин, Кристофер Марло, Джон Лили, Томас Лодж, Джордж Пиль, Томас Кид. Почти все они имели университетские дипломы Оксфорда и Кембриджа и пришли в драматургию в поисках заработка – в те времена это был единственный способ заработать на жизнь литературным трудом.
Из всех «университетских умов» один Дж.Лили ориентировался на придворный театр, создавая пьесы «высокой комедии» (Александр и Кампаспа, Сафо и Фаон,Галатея, Эндимион, или Человек на луне, Мидас, Метаморфозы любви и др.). Он явился создателем литературного стиля «эвфуизма» (название произошло от его романа Эвфуэз, или Анатомия остроумия), исполненного риторики, вычурных метафор, мифологических аллюзий. Эвфуизм оказал значительное влияние на формирование литературного языка эпохи, ему отдали дань почти все литераторы того времени (следы его влияния можно заметить в ранних пьесах Шекспира, а в Генрихе VI образ Фальстафа написан на пародии эвфуизма).
Остальные «университетские умы» работали в жанре народной драмы. Пьесы Р.Грина (Монах Бэкон и монах Бонгей, Иаков IV, Джордж Грин, Векфильдский полевой сторож), Т.Кида (Испанская трагедия – положившая начало жанру «кровавой драмы», Помпей Великий и прекрасная Корнелия и др.), и особенно – К.Марло (Тамерлан, Трагическая история доктора Фауста, Мальтийский еврей, Парижская резня и др.) подготовили появление Шекспира, сформировав литературно-философскую концепцию утверждения индивидуальности, могущества человеческой личности.
Творчество Уильяма Шекспира стало не только апогеем развития английской драматургии Ренессанса, но фактически до сих пор остается непревзойденной вершиной всей мировой драматургии. Он охватил практически все известные жанры драматургии – от исторической хроники до барочной комедии, от философской драмы до романтической сказки, от высокой трагедии до искрометно-фарсовой комедии положений. При этом всего за двадцать лет драматургической деятельности – прошел весь путь становления, трансформации и кризиса ренессансного Возрождения. Шекспировский гений затмевает в нашем сознании творчество современных ему драматургов. Однако на самом деле творчество Шекспира не было для английской драмы единственной вершиной на пустынном драматургическом ландшафте: его произведения создавались на широком, разнообразном и весьма богатом литературно-драматическом фоне.