
- •Ответы на вопросы к экзамену «Культурология»
- •1 Прадмет культуралогіі і яе роля ў сучасным грамадстве.
- •2. Месца і структура культуралогіі ў сістэме гуманітарных ведаў
- •Паняцце культуры. Асноўныя падыходы да вывучэння культуры.
- •Асноўны змест і функцыі культуры
- •5. Структура культуры
- •6. Інтарпрэтацыя культуры ў гісторыі. Міфалагічнае разуменне вопыта чалавецтва ў старажытнасці.
- •7. Еўрапейскі вопыт філасофскага спасціжэння культуры.
- •8. Ідэя навукі аб культуры в.Ф. Оствальда.
- •9. Мадэль дзейнасці культуролага а. Белага.
- •10. Прадметныя і метадалагічныя асновы навуковых ведаў аб культуры г. Рыкерта.
- •11. Уяўленне месца і ролі навукі аб культуры ў агульнай сістэме навуковых ведаў Дж. Фейблмана.
- •12 Тры самастойныя сферы культуры у канцэпцыі л. Уайта.
- •13. Фундаментальная (тэарэтычная) культуралогія і яе асноўныя накірункі.
- •14. Анталагічныя асновы фундаментальнай культуралогіі.
- •15. Аксіялагічныя аспекты фундаментальнай культуралогіі.
- •16. 17 Асноўныя метады культуралогіі.
- •18. Прыватныя метады (кампанентны, марфалагічны, статыстычны, тэксталагічны і інш.).
- •19. Семіятычная прастора культуры як праблемнае поле фундаментальнай культуралогіі.
- •20. Знак як культурны аб’ект у камунікацыйным працэссе.
- •21. Сіміёзіс і яго структура (ч.С. Пірс, ч. Морыс, у. Эко)
- •22. Тэкс як сэнсавае поле культуры. Разнастайнасць падыходаў да разумення тэксту (р. Барт, а. Грэймс, ж. Дерыда).
- •23 Функцыі тэксту: сэнсаўтварэння, сацыялізацыі і інкультурацыі, нарматыўнай каардынацыі супольнасці, аксіялагічная і інш.
- •24. Канцэптуалізацыя паняцця “архетып” у гуманітарных навуках.
- •Культуралагічны падыход да праблемы архетыпа.
- •Архетыпічныя вобразы і структуры ў міфах, казках. Архетыпічныя вобразы ў мастацтве: літаратуры, выяўленчым мастацтве, кіно, тэатры.
- •Універсальныя архетыпы і іх увасабленне ў культурных артэфактах: цень, персона, самасць, аніма, анімус, маці і інш. Этнакультурныя архетыпы як адлюстраванне каштоўнасцей этнічнай культуры.
- •28. Гістарычная культуралогія як галіна навукі.
- •29. Прыкладная культуралогія і сферы яе выкарыстання.
- •3 Сферы применения:
- •30. Культура ў гісторыі гуманітарных ведаў.
21. Сіміёзіс і яго структура (ч.С. Пірс, ч. Морыс, у. Эко)
Семиотика - это наука, изучающая строение и функционирование знаковых систем. Как отдельная область знания, семиотика выделяется в начале второй половины 20 века, но лишь в 1969 году в Париже при активном участии Р. Якобсона, Э. Бенвиниста и К. Леви-Строса было решено создать Международную организацию семиотических исследований (IASS), официальным периодическим изданием которой стал журнал "Semiotica", а его главным редактором - Т. Себеок. Первым президентом ассоциации стал Э. Бенвенист, а генеральным секретарем - А. Греймас. Определение "семиотика" и "семиотический" к концу 20 века постепенно вытеснило некоторые прежние наименования соответствующих областей гуманитарного знания, такие как "знаковые системы" или "структурная поэтика" [см. 17]. Отношение семиотики к наукам, как пишет Ч. Моррис, двоякое: с одной стороны, семиотика - это наука в ряду других наук, с другой - это инструмент науки. Как метод семиотика используется практически во всех исследованиях человеческой деятельности, существуют исследования семиотики городской дороги, семиотики гадания, семиотики театрального пространства, семиотики жестов, семиотики туризма, семиотики масок, семиотики часов и зеркал и пр. Рассматриваемая как наука, она сопоставима практически со всеми современными гуманитарными науками. Именно по этой причине так широко представлены исследования на тему "семиотика и психоанализ", "семиотика и народная культура", "семиотика и исследования литературных текстов", "семиотика и прагматика", "семиотика и лингвистика", "семиотика и теория катастроф", "семиотика и теория прототипов и т.д.
арльз Сандерс Пирс (1837-1914) был логиком; его работы по семиотике стали известны уже в 1930-е годы. Пирсу принадлежит разделение семиотических знаков на индексы (знаки, непосредственно указывающие на объект), иконы, или иконические знаки (т.е. знаки с планом выражения, сходным с феноменом изображаемой действительности) и символы (знаки с планом выражения, не соотносящимся с обозначаемым объектом).
Чарльз Уильям Моррис (1901-78) с историко-философской точки зрения может рассматриваться как представитель американского позитивизма. Развивая традиции Венского логического кружка и аналитической философии, Моррис также был одним из основоположников семиотики. Вообще Моррис различает семиотику как совокупность знаков (и науку о них) и процесс, в котором нечто функционирует как знак, - процесс семиозиса. Он вводит понятие метазнаков, т.е. знаков, сообщающих о знаках, и разъясняет тот факт, что знаки, указывающие на один и тот же объект, не обязательно имеют те же десигнаты (понятийные совокупности). Не все десигнаты связаны с реальными объектами (денотатами). Моррису принадлежит общепринятое теперь подразделение измерений семиозиса на отношение знаков к их объектам (семантика), на отношение знаков к их пользователям, или интерпретаторам (прагматика) и на отношение знаков друг к другу (синтаксис). В разделе "Природа знака" книги "Основы теории знака" он писал: "Процесс, в котором нечто функционирует как знак, можно назвать семиозом. Этот процесс по традиции, восходящей к грекам, обычно рассматривался как включающий три (или четыре) фактора: то, что выступает как знак; то, на что указывает (refers to...) знак; воздействие, в силу которого соответствующая вещь оказывается для интерпретатора знаком. Эти три компонента семиозиса могут быть названы соответственно знаковым средством (или знаконосителем - sign vehicle), десигнатом (designatum) и интерпретантой (interpretant), а в качестве четвертого компонента может быть введен интерпретатор (interpreter). Эти понятия и термины делают эксплицитными факторы, остающиеся необозначенными в распространенном утверждении, согласно которому знак указывает на что-то для кого-то" [см. 7; 84]. Ч. Моррис настойчиво подчеркивал эти стороны семиозиса, и со временем установилась традиция анализировать семиотический знак по трем направлениям: семантическому (исследующему соотношение знака и изображаемого), прагматическому (исследующему связи знак - его интерпретатор) и синтаксическому (исследующему связи знаков между собой, обычно в знаковой системе).
Понятие "знак" Моррис склонен определять в терминах поведения ("Знаки, язык и поведение"). Например, выученная собака, услышав звонок, бежит к миске с едой. Узнав от кого-либо о том, что движение на одной улице перекрыто, водитель меняет направление. В первом случае звонок - это знак пиши, во втором слова - знак прерванного дорожного движения. Моррис дает следующее определение знака: "Если некоторое А направляет поведение к определенной цели способом, похожим на то, как это делает некоторое В, как если бы В было наблюдаемым, тогда А есть знак". Определив, что такое знак, Моррис проводит различение между лингвистическими знаками. На основе разных способов обозначения он выделяет пять типов знаков:
знаки-идентификаторы (т. е. те, которые отвечают на вопрос "где?");
знаки-десигнаторы (знаки, отвечающие на вопрос "что такое?");
оценочные (связанные с предпочтением, отвечающие на вопрос "почему?";
прескиптивные (отвечающие на вопрос "как?");
формирующие, или знаки систематизации (направляющие поведение интерпретатора в отношении других знаков) [см. 17; 73-77]. Разъясняя свое понимание знака, Ч. Моррис приводит пример с человеком, который едет на машине в город. Его останавливает прохожий и предупреждает, что на дороге обвал. У водителя машины возникает предрасположение к совершению ряда действий, необходимых для преодоления препятствия (он доезжает до поворота, сворачивает на другую дорогу и т. д.). Звуки, произнесенные прохожим, являются для водителя знаком препятствия на дороге, к которому они отсылают его, порождая предрасположение к соответствующему действию.