
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения» (СПбГИКиТ)
Экзаменационнная Работа по стилистике Русского Языка
«Язык и Образы в поэзии Владимира Маяковского»
Выполнил: студент группы 350
Фомин В.С.
Преподаватель: Голубев К.Н.
Санкт-Петербург
2015
Содержание
1. Введение
2. Как поэт делал стихи?
3. Мир Маяковского
1) Толпа, Улицы и железная цивилизация.
2) Музыка и музыкальные инструменты
3) Глаза и губы
4) Фонари
5) Снять или расстегнуть
6) Космический Божище
4.Несколько слов в конце
Введение
В статье «Эпос и лирика современной России», посвященной творчеству Б.Л.Пастернака и В.В.Маяковского, М.И.Цветаева, вспомнив строчку Ф.И.Тютчева, так сформулировала основную черту поэта Маяковского: «Если Пастернак — это «все во мне», то Маяковский — это «я во всем». Если говорить о том, какое это «Я», и в чем мы можем внезапно найти его, то в первую очередь сказать стоит о тех образах, что красными нитями пронизывают стихотворения Владимира Маяковского. На то, чтобы отследить путь и развитие этих образов от начала и до конца может потребоваться не один год исследований и литературоведческих дискуссий. В своей же работе я попытаюсь обозначить малую часть таких образов, рассмотрев всего лишь несколько ранних стихотворений Поэта.
Ради уточнения, хотелось бы добавить, что под «ранним» подразумевается дореволюционный период жизни Маяковского (с 1912 по 1916), до «Окон Роста», до путешествий за границу, до того, как Владимир Маяковский стал «официально» первым и самым талантливым советским поэтом.
Как Поэт делал Стихи?
Маяковский – поэт, в стихах которого содержание неотделимо от формы. Слово «форма» здесь подразумевает под собой как форму ритмически-геометрическую, так и языковую. Язык Маяковского – явление неординарное, достойное рассмотрения вне категорий поэтических и литературных направлений.
В области метрики стиха Маяковский продолжает и завершает общий для поэзии начала века процесс деканонизации силлабо-тонического стихосложения, акцентируя смысловую ударность и усиливая внимание к содержанию стиха неожиданной рифмовкой (неточные, ассонансные, каламбурные рифмы; часто рифмуются не только концы строк, но и середина, конец)
Строка Маяковского делится не на стопы, а на ритмико-смысловые доли. Каждая доля выделяется интонационно и логически. Особое значение приобретает пауза, отделяющая доли друг от друга. Отсюда — знаменитая «лесенка», к которой Маяковский окончательно перешел с 1923 г. и которая служит графической иллюстрацией огромной роли паузы, дробящей стих на раздельные ритмические фрагменты.
Многим стихам Владимира Маяковского присущ прием реализованной метафоры, фразеологизма или олицетворения, определяющий сюжетное развертывание стихотворения.
Так, в стихотворении «Послушайте!» риторическое высказывание о том, что зажженные звезды в небе кому-нибудь нужны, вдруг воспринимается буквально, и перед нами предстает лирический герой, просящий за появление новой звезды.
Или в стихотворении «Скрипка или немножко нервно», обыкновенное, почти бытовое олицетворение Скрипка издергалась, изревелась, означающее обычно просто тот факт, что на скрипке играют нечто жалостливое, оборачивается историей о том, как скрипка борется с непониманием ее остальными музыкальными инструментами, и добивается в конце концов внимания Поэта, самого Маяковского, который восхищается ею и находит в ее поведении схожие черты со своим образом жизни.
Широкое использование неологизмов и окказионализмов присущи стихам Маяковского.
Многие неологизмы, окказионализмы и фразеологические сращения Маяковского вошли в состав русского языка («о времени и о себе», «хрестоматийный глянец», «прозаседавшиеся», «наступить на горло собственной песне»...).
Тут же и вариации на слово Шум, в стихотворении «Шумики, шумы, шумищи».
Тут же и небо, которое Иудит, И ночь, которая излюбилась, в стихотворении «Адище города». В поэме «Облако в штанах»(которую мы коснемся лишь слегка) слово «любовь» порождает целую серию новообразований: «маленький, смирный любеночек», «миллионны огромных, чистых Любовей» противопоставлены «миллиону миллионов маленьких грязных Любовей».
Примеры других неологизмов: « вечер декабрый», «улица безъязыкая», «грудь испешеходили»
Еще одна особенность многих стихотворений Маяковского – строение предложения.
Внезапно из предложения исчезает подлежащее. Действие совершается само собой, без лица, не смотря на то, что род подлежащего ощущается в относящихся к нему членах предложениях.
Хороший тому пример - последнее четверостишье стихотворения «Вывескам»:
«Когда же, хмур и плачевен/загасит фонарные знаки/ влюбляйтесь под небом харчевен/ в фаянсовых чайников маки!»
***
Конечно же, все это неотделимо от сложных и порой грузных образов, а такая форма стихосложения работает на смыслы говорящегося, характеризует самого Маяковского и то время, в которое он жил и творил, а Маяковский, к слову сказать одно из лучших зеркал того времени. Иными словами, все стихотворения Владимира Маяковского похожи на него, а он – на всё вокруг.