
- •1 Филиппов с. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа. Пролегомены к истории кино // Киноведческие записки. 2001. №54.
- •Контекст и предпосылки
- •1 Теплиц Ежи. История киноискусства 1895-1927. М. : Прогресс, 1968. - с. 29
- •Мир кинематографа мельеса
- •1 Хлыстунова с. Специальные эффекты в зарубежном кинематографе: этапы истории. Спб.: риии, 2012. - с 34
- •1 Садуль ж. Всеобщая история кино. Т. 1 : Изобретение кино. 1832-1897. М. : Искусство, 1958. - с. 246
- •Мельес и студийная система
- •Человек-оркестр
- •1 Садуль ж. Всеобщая история кино. Т. 2 : Кино становится искусством. 1900-1914. М. : Искусство, 1958. - с. 180
- •Заключение
- •Библиография
Человек-оркестр
Удивительно точное название Мельес подобрал для одного из своих фильмов - “Человек-оркестр”. Так можно назвать и его самого. Помимо того, что он был режиссером, сценаристом, актером, декоратором, монтажером, художником в своих фильмах, он был и производителем, начальником студии. Но в его личном оркестре не хватило лишь одного - предпринимателя. Организовав целую кинофабрику, он не смог позаботиться лишь о коммерческой прибыли.
Последние его фильмы, особенно те, что были сняты по заказу “Патэ”, повторяли весь предыдущий опыт. Мельес и раньше был склонен многократно повторять и развивать свои предыдущие идеи, не боялся показаться банальным, то на закате карьеры он обобщил весь свой кинематографический опыт. “Завоевание полюса” во многом повторяет “Путешествие на Луну”, но огромный снежный человек в кульминации ленты стал одним из самых ярких образов кинематографа Мельеса. “Путешествие семьи Бурричон” отдельными моментами копирует “Невозможное путешествие” 1904-го года, но юмор в фильме откровенно злой. Регулярно в кадр врываются разбойники, с удовольствием громящие все вокруг. Можно считать это репликой в адрес фарсовых комедий, строящихся на случайных разрушениях вещей и получениях героями увечий. “Галлюцинации Барона Мюнгхаузена” при своей явной затянутости, производит на удивление меланхоличное впечатление. Над довольно неприятным бароном издеваются его собственные сновидения. “Золушку” он поставил уже не в первый раз - эта сказка, построенная на превращениях и образе времени, как будто была создана именно для него. Жизнь этого самоотверженного борца за волшебную сказку закончилась как самый натуралистический роман,1 но свою кинематографическую карьеру он завершил красивыми нотами.
1 Садуль ж. Всеобщая история кино. Т. 2 : Кино становится искусством. 1900-1914. М. : Искусство, 1958. - с. 180
Заключение
Как неоднократно говорилось выше, главная заслуга Жоржа Мельеса не в технических новаторствах, не в том, что он многое успел раньше других, а в том, что он создал свой неповторимый мир, стал первым режиссером-автором. Конечно, не стоит забывать и о изобретенных им методах съемки, о создании спецэффектов, но все это, в принципе, мог бы сделать кто-нибудь другой, хоть и позднее. А вот создание своего стиля, исследование про-кинематографического пространства1 - это действительно не сделал и не мог сделать кто-нибудь другой в то время.
Его технические находки использовались во всех фильмах, использовавших спецэффекты. Его творческие, авторские приемы многократно цитировались и подвергались реминисценциям (улыбающаяся луна в “Мулен Руж” 2001-го года, например). В 2011 году Мартин Скорсезе снял фентези “Хьюго”, одним из главных героев которого стал режиссер “Путешествия на Луну”. Да и сам фильм вполне следовал традициям сказочных феерий Мельеса, впрочем, не забывая и про всю последующую историю кинематографа. Забавно, что в том году “Оскар” за применение визуальных эффектов получил он, а не объективно более впечатляющая и затратная третья серия “Трансформеров”. Следуя традициям Мельеса, Скорсезе использовал многочисленные визуальные эффекты не просто ради создания впечатляющего зрелища (как в тех же “Трансформерах” и сотне других примитивно-развлекательных фильмов), а для дополнения своего кинематографического мира.
Мельес не только породил развлекательное кино со спецэффектами, декорациями, отличительным визуальным стилем, но и сделал кинематограф искусством аутентичности. Ведь одной из самых важных вещей в кино является наличие неповторимого мира в рамках фильма, а то и всего творчества режиссера. Мельес смог это сделать. И в этом заключался его главный трюк.
1 The Oxford History of World Cinema/ Geoffrey Nowell Smith. – 1999. - 18 с.