Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мельес Пугачев Павел.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
95.31 Кб
Скачать

1 Садуль ж. Всеобщая история кино. Т. 1 : Изобретение кино. 1832-1897. М. : Искусство, 1958. - с. 246

место непосредственного участника событий. Если надо показать какую-то важную деталь, например, ключ в “Синей бороде”, то она увеличивается в размерах, но камера не приближается к ней. Не взгляд тянется к объекту, а объект сам подходит к взгляду. Удивительным образом, отстранение зрителя от происходящего способствует большему вовлечению смотрящего.

Однако волшебник киноэкрана не ограничивался кинофантастикой, в его каталоге есть также фильмы, воспроизводящие реальные событие, так называемая “реконструированная хроника.1 Тут важно понимание того, что Мельес принципиально не показывал мир, а создавал его заново. “Коронация Эдуарда VII” была снята раньше самого события, положенного в основу ленты. Даже копируя реальность, он не просто повторял действительность, а делал из нее свой мир. Нет, он не делал феерий из коронаций или воссозданий сражений. Более того, многие зрители даже верили в правдивость этих “хроник”, что говорит скорее не о их невнимательности, а о таланте постановщика, умевшего работать не только в жанре фантастики. Кроме того, он снимал и видовые фильмы, но они уже не пользовались таким успехом.

В его фильмах интересное отношение с экранным временем. Создавая свой мир, он создает и свое течение времени, часто увеличивая и уменьшая частоту показа кадров. Ускорение и замедление времени на экране помогло понять, что жизнь и кино не идентичны.2 Также стоит отметить, что за первые четыре года использования скрытого монтажа Мельесу ни разу не пришла в голову мысль применить его так же, как в американском фильме — для придания экранным событиям подлинности.3 Убежден, что избегал он этого намеренно. Мельес, создавая свои феерии, не ставил перед собой цели обмануть зрителя. Использование трюков, нисколько не скрывается. Напротив, рассказчик постоянно напоминает об условности происходящего. Все это работает на отстранение ради сохранения иллюзии.

1 Теплиц Ежи. История киноискусства 1895-1927. М. : Прогресс, 1968 - с. 31

2 Хлыстунова С. Специальные эффекты в зарубежном кинематографе: этапы истории. СПБ.: РИИИ, 2012. - с. 34

3 Андреев А. Белая магия Жоржа Мельеса// Сеанс. 2011. №49/50

Мельес и студийная система

Уже на фильмах Мельеса можно опровергнуть распространенное заблуждение, заключающееся в том, что настоящее искусство не может существовать на конвейерном, студийном производстве. Мельес одновременно был ремесленником и художником в самом лучшем смысле. Он с обоснованной гордостью подчеркивал, что ценность созданных им произведений в том, что он был прежде всего работником физического труда, что он своими руками создавал кинофеерии и сказки.1

Жорж Мельес построил первую в мире киностудию. В мае 1897 года выстроил студию в Монтрэ, на которой снимал до конца своей кинематографической карьеры. Он создавал фильмы еще за год до этого, но проводил съемки постановочных эпизодов и первых трюков перед раскрашенным полотном, натянутым в одном из уголков его сада.

Несомненно большое значение имеет то, что съемки фильмов Мельеса практически не выходили за пределы его студии. Ему важна была не только театральная условность, хотя в 1907 году Мельес хвастался, что его съемочный павильон в точности копирует театральную сцену.2 Намного большую важность имело сохранение целостности создаваемого им мира, отсутствие инородных вмешательств. Мельес однозначно стал первым полноправным режиссером-автором. И дело не только в том, что он лично контролировал все этапы производства, а главным образом в аутентичности его кинематографического мира.

Принято считать, что слишком сильно Мельес был связан с театром, и кино он рассматривал как особый вид театрального зрелища, создаваемого при помощи иной техники.3 Да, он активно использовал многие элементы театральной эстетики. Но это стало неотъемлемой частью его кинематографического стиля, индивидуальности.

Несомненно, кинематографическая аутентичность фильмов Мельеса стала одной из важнейших причин, по которой он быстро потерял популярность. Творческие принципы обессмертили его искусство в дальнейшем, но при жизни сократили немалую часть аудитории. Зрителям, по большому счету, надоели его фильмы, сохранявшие единый стиль на протяжении почти пятнадцати лет.

1 3 Теплиц Ежи. История киноискусства 1895-1927. М. : Прогресс, 1968 - с. 31

2 The Oxford History of World Cinema/ Geoffrey Nowell Smith. – 1999. - 18 с.