Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
06_Курс лекций Понятовский.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.43 Mб
Скачать

4. Особенности политической культуры Беларуси

Что касается политической культуры Беларуси, то здесь необхо­димо отметить, что она тоже формировалась на пограничье западной и восточной цивилизаций, на основе взаимодействия с культурами мно­гих этносов: литовцев, поляков, русских, евреев, татар и др. Белорус­ские земли входили в состав различных полиэтнических государст­венных образований - Древнерусского государства, Великого Княже­ства Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, СССР. На формирование политической культуры Беларуси оказал влияние и та­кой фактор, как существование на ее территории этносов разных рели­гиозных и духовно-культурных ориентации: православной, католиче­ской, протестантской, иудейской и проч.

1. Существование на белорусских землях этих далеких от согласия между собой конфессий отрицательно сказывалось на формировании этнического самосознания белорусов, и, по этой причине, на их ду­ховной и политической культуре. Благодаря религиозному плюрализ­му многие ученые и в России, и в Польше не видели в коренном насе­лении Беларуси целостного этноса, единой политико-культурной общности.

2. Не имея своей подлинной национальной государственности, входя в состав различных государственных формирований, белорус­ский народ подвергался национальному, религиозному, культурному и языковому насилию и гнету. Не случайно много веков подряд у ко­ренного населеняи Беларуси отсутствовало даже единое самоназвание (этноним). Наши предки называли себя литвинами, русинами, запад­ными русскими, белорусами, а часто просто тутэйшыми, т. е. местны­ми, о чем писал еще Я. Купала.

Об уровне национального самосознания белорусов свидетельствует хотя бы то, что после распада СССР Беларусь оказалась, пожа­луй, единственной республикой на постсоветском пространстве, где не наблюдалось проявлений национализма, где население предпочитает общаться на неродном языке. Скажем, у литовцев, эстонцев, украин­цев проявления националистических настроений имели место даже во времена СССР. Мы оставляем в стороне вопрос о том, хорошо это или плохо, но примечательно, что уже в наши дни некоторые польские, российские, да и наши ученые считают, что процесс консолидации бе­лорусов в нацию еще не завершен.

3. Значительное влияние на формирование этнического менталите­та белорусов, а, следовательно, и их политическую культуру, оказало господство в Беларуси в течение длительного времени начал общежи­тия и образа жизни, основанных на взаимопомощи и взаимоподдерж­ке, доминирование принципа групповой справедливости над принци­пами индивидуальной свободы и самоопределения, характерного для западной цивилизации. Такое положение было вызвано экстремаль­ными условиями существования в зоне рискованного земледелия, дли­тельным сохранением сельской общины, которую не могла разрушить до конца даже столыпинская аграрная реформа начала XX в.

Таким образом, формирование политической культуры Беларуси на стыке двух цивилизаций - западной и восточнославянской - имело и отрицательные, и положительные последствия. С одной стороны, это выразилось в подавлении национального начала более сильными сосе­дями, с другой - способствовало формированию самобытной культу­ры, которая интегрировала, вобрала в себя лучшие достижения вос­точной и западной культур, исключая все негативное, например, про­явления как тотального экспансионизма, так и крайнего индивидуа­лизма. Синтез признаков различных систем часто дает жизнеспособ­ные организмы. Как отмечает В. В. Кириенко, «этнообразующие, при­родно-климатические, геополитические и социокультурные условия, формирующие белорусский этнос, отличающиеся от условий форми­рования других, в том числе и родственных, славянских - великорус­ского, малоросского и польского этносов - предопределили не только общие славянские, но и специфически-национальные, белорусские ментальные характеристики».

4. Если бросить ретроспективный взгляд на формирование полити­ческой культуры на землях Беларуси, то следует сказать, что в услови­ях феодальной раздробленности в ней наличествовали, в основном, элементы патриархальной, подданической культуры. Неграмотное крестьянство, лишенное информации о жизни общества, проявляло слабый интерес, к политике. В большей степени этот интерес обнару­живался в среде богатой части населения, магнатов, шляхты и т. д.

В эпоху белорусского Возрождения и Реформации (XIV-XVII вв.), которая совпала со становлением и расцветом Великого Княжества Ли­товского, был заложен фундамент не только белорусского культуры в целом, но и самобытной политической культуры в частности. В этот период сформировались устойчивые черты национального характера, менталите­та белорусов, отражающиеся в их политической культуре.

Вхождение белорусских земель в состав Речи Посполитой (1569 — 1795 гг.) оказало двоякое влияние на дальнейшее формирование полити­ческой культуры Беларуси. С одной стороны, с подписанием Люблин­ской унии в 1569 г. в Беларусь пришли польское право, польская культу­ра, польский язык, которые стали постепенно вытеснять национальную культуру, право и язык. Власть с помощью католической церкви стреми­лась ассимилировать белорусов путем полонизации, устранения языка, традиций, обычаев, национального самосознания. С другой стороны, на­хождение белорусских земель в составе Речи Посполитой способствова­ло проникновению в нее либерально-демократических ценностей Запад­ной Европы: индивидуализма, парламентаризма, идеи свободы, личной независимости и проч.

И все же доминирующим оказался процесс денацинализации. Если на начальных этапах процесс консолидации белорусского этноса шел по европейскому образцу, имея в качестве социальной основы магнатов, шляхту, горожан, то впоследствии в XVIII в. его социальная структура сильно изменилась. Белорусов среди полонизированной шляхты (третьего сословия), горожан почти не осталось. Не было на­циональной интеллигенции, купечества и офицерства, которые могли бы стать авторитетными творцами и носителями национальной идеи. Мелетий Смотрицкий еще в 1610 г., оценивая факт перехода отечест­венных князей из веры предков в «латинскую веру», вопрошал: «Где нынче князья Слуцкие, Заславские, Вишневецкие, Чарторыйские?». Как известно, они «перестроились» в соответствии с «за­коном диалога культур», стали польскими князьями. То же самое можно сказать о небезызвестных представителях родов Хадкевичей, Сапег, Воловичей, Тышкевичей и др.

Хранителями белорусской культуры, языка и традиций оказа­лось лишь белорусское крестьянство. Об этом разрыве в развитии бе­лорусской культуры с горечью писал еще М. Богданович. В статье «Белорусское возрождение» он показал, что белорусская культура, развивавшись «на древнеславянских корнях», в XIV-XV вв. сблизи­лась с западноевропейской культурой, пережила в XVI столетии свой «золотой век». За ним последовал период упадка и «к концу XVII сто­летия летаргия белорусской национальной жизни обозначилась вполне ощутительно». Это была та самая ситуация разрыва в развитии куль­туры, вызванная «денацинализацией белорусской шляхты и мещанства, в результате которой «белорусский народ не только не смог про­должить развитие своей культуры, но не был в состоянии даже просто сберечь уже добытое раньше.

С конца XVIII в. белорусские земли стали неотъемлемой частью Российского государства. Влияние российской политической культу­ры не могло не оставить свой отпечаток на политическом сознании и поведении белорусов. Индивид и общество рассматривалось здесь как пассивные субъекты социально-политического процесса. К тому же, по отношению к населению Северо-Западного края, т. е. к белорусам, проводилась русификаторская политика. В 1832 г. в делопроизводство края был введен русский язык, а в 1840 г. вышел закон, отменивший местное право для всех западных губерний России. Предполагалось, что это усилит здесь три опоры царизма: самодержавие, православие, народность. Однако идеи национальной независимости, по крайней мере, национально-культурной автономии, никогда не затухали в соз­нании белорусского народа. А в последней трети XIX - начале XX в. политической культуре Беларуси произошли значительные сдвиги: возникает национально-сознательная интеллигенция. По данным пе­реписи 1897 г., к белорусам причисляли себя 40% чиновников, 10% юристов, 20% врачей и 60% учителей. В начале XX в. были созданы первые политические партии, началась разработка нацио­нальной идеи.

Таким образом, со времен Великого Княжества Литовского по­литическая культура Беларуси характеризовалось определенным дуа­лизмом. В ней присутствуют элементы патриархальной, подданиче-ской и отчасти активистской культур. Она представляет собой взаимо­действие двух социокультурных и политических потоков, ориенти­рующихся, главным образом, на ценности корпоративизма, соборно­сти, справедливости, равенства, отличается приверженностью патри­архальным традициям, безропотным подчинением властям, почитани­ем верховного правителя. Другой социокультурный поток, другая по­литическая культура белорусского общества больше опиралась на де­мократические традиции, содержала ценности свободы, индивидуа­лизма, плюрализма, прав человека, возможности для рядовых жителей принимать участие в местной общественной жизни посредством таких демократических институтов средневековья, как вече, городское само­управление, предоставленное многим городам Беларуси согласно магдебургскому праву, общинное управление, эпизодические формы республиканского правления, опыт либеральных реформ, парламента­ризм и даже многопартийность в XX веке.

5. Большое воздействие на политическую культуру белорусского народа, как и всех народов бывшего СССР, оказала практика строи­тельства и функционирования социалистического общества, а также монопольное господство коммунистической идеологии. Это нашло отражение в дальнейшем утверждении коллективистских этатистско-патерналистских ценностей, отказе от принципов индивидуализма, частнособственнических отношений и религиозных воззрений. Иначе говоря, политическая культура Беларуси развивалась в русле тех по­литических и культурных процессов, которые происходили под влия­нием КПСС и руководства советского государства. Это означало дальнейшее ослабление национальных черт белорусской культуры, в том числе политической.

Таким образом, длительное господство авторитарных режимов на территории Беларуси, преобладание государственных форм регули­рования общественной жизни приводило к ограничению индивиду­альной свободы, инициативы и политической активности, снижению чувства личной ответственности и самостоятельности, формированию ориентации при решении личных проблем на государство и харизма­тического лидера.

6. Развитие политической культуры Беларуси в нынешних услови­ях представляет собой сложный и противоречивый процесс. Полити­ческую культуру белорусского общества можно охарактеризовать как неоднородную, гетерогенную структуру переходного типа, включаю­щую в себя различные политические установки, ориентации, взгляды и устремления. Часть населения ориентируется на традиционные цен­ности - стабильность, порядок, социальную справедливость, государ­ственное регулирование основных сфер общественной жизни. Другие отдают предпочтение либерально-демократическим ценностям: ут­верждению прав и свобод, созданию правового государства и граж­данского общества, свободе частного предпринимательства, конку­ренции. И вместе с тем в политической культуре Беларуси можно вы­делить основополагающие, доминирующие особенности или черты, характерные для большинства граждан. Эти особенности обусловли­ваются, в конечном счете, национальным характером народа.

Что такое национальный характер? Национальный характер включает глубинные, базовые социально-психологические черты, ми­ровоззренческие архетипы, определяющие мироощущение человека, его восприятие окружающей действительности и себя в ней. Нацио­нальный характер белорусов сложился под влиянием соответствую­щих природно-климатических условий и географического положения Беларуси на пересечении европейских дорог. На ее территории про­изошло огромное количество войн, но это были чаще всего «внешние войны», которые велись за интересы сопредельных государств. Это повлияло на формирование у наших предков немилитаристского соз­нания. Известная покладистость белорусов, их спокойствие, уравно­вешенность, хозяйственность, бережливость, законопослушание, бес­конфликтность, религиозная терпимость - эти качества в определен­ной мере формировались как приспособительные механизмы в условиях частых войн и лишений. У белорусов отсутствует чувство национального превосходства над представителями других национально­стей. Вместе с тем для значительной части наших граждан характерны пассивность и нерешительность, отсутствие настойчивости и риско­ванности. Многие исследователи отличают такую черту современных белорусов, как упорный повседневный труд. Во многом эти черты влияют в настоящее время на политическое поведение граждан.

Одной из главных черт политической культуры белорусов является толерантность, т.е. высокая степень национальной, расовой, политиче­ской, конфессиональной и других видов терпимости. В науке под толе­рантностью понимается «готовность благосклонно признавать, прини­мать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения, взгля­ды тобою не разделяются и не одобряются».

Говоря о толерантности белорусов, обычно выделяют такие чер­ты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стрем­ление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение лю­дей с иным мировосприятием и стилем мышления. В этой связи необ­ходимо обратить внимание еще на одну особенность политической культуры белорусов - тяготение к политическому и идеологическому центру в спектре политических предпочтений. Даже в период обост­рения политических противоречий и подъема массовых движений в 1990-е годы численность радикально настроенных лиц здесь была не­большой. То же самое можно сказать и об ориентации граждан на ис­пользование ненасильственных средств при разрешении внутриполи­тических конфликтов.

Наряду с толерантностью необходимо также отметить интро-вертный, так сказать, характер политической культуры белорусов, ко­торый проявляется в определенном консерватизме их политического бытия. Люди здесь тяготеют больше к малым социальным группам, нежели к большим политическим объединениям - партиям, общест­венным организациям и политическим движениям. Поэтому белорус­ский социум не готов к быстрым и радикальным переменам. Это явля­ется одной из причин постепенного реформирования политической системы и экономики страны.

Как уже отмечалось, развитие политической культуры в Белару­си в нынешних условиях представляет собой сложный и противоречи­вый процесс. Доминировавший в советский период тип политической культуры пришел в противоречие с современными тенденциями об­щественного прогресса. Необходимо формирование новой, демокра­тической политической культуры, которая бы отвечала современным реалиям, основному вектору, тенденциям социально-экономического развития общества. А каковы эти тенденции? Как показывают данные социологических исследований, проведенных В.В. Кириенко, эти тен- денции видятся гражданам в движении вперед через социально-экономическое реформирование и утверждение частной собственно­сти. Опросы показали, что респондентов, предпочитающих двигаться вперед, по пути реформ, в 9 раз больше тех, кто хотел бы возврата к прошлому. Вместе с тем, приходит к выводу автор, «в ми­ровоззренческой картине современных белорусов нет места для двух крайних путей общественного реформирования: как вульгарного уравнительного социализма, так и примитивного «дикого» капитализ­ма. Из двух рыночных путей общественного реформирования явное предпочтение отдается социально ориентированной рыночной эконо­мике». И дальше автор пишет: «Опираясь на мнение рес­пондентов, схематично контур белорусской модели можно сформули­ровать следующим образом: через социально-экономическое рефор­мирование, утверждение частной собственности; в движении на Вос­ток, прежде всего через восстановление необоснованно разорванных и формирование новых связей с братскими, прежде всего, славянскими народами, так и на Запад, в мировое хозяйство, интеграцию в европей­ские, евразийские экономические и геополитические организации, че­рез усиление дисциплины, порядка, ответственности на основе совре­менной законодательной базы через устранение уравнительного прин­ципа в распределении материальных благ и усиление защитных соци­альных механизмов недееспособных граждан».

Нарисованная картина полностью соответствует социал-демо­кратической модели развития общества. Тот же эволюционно-рефор-мистский путь движения вперед, компромиссность (взять все хорошее от капитализма и социализма), плюрализм различных форм хозяйст­вования будет способствовать становлению социально-ориентиро­ванной рыночной экономики.

В соответствии с социально-экономической и политической мо­делью развития общества будет развиваться и политическая культура. Она должна складываться как сложноструктурное сочетание харак­терных для нас национально-культурных и общедемократических ориентации и ценностей. Как пишет М. Н. Кустовский и Б. М. Соко­лов, «политическая культура белорусского общества формируется на основе трех источников. Первый источник - это политическая практи­ка, включающая нормативные акты, государственные программы, не­формализованные традиции политической жизни. Второй источник - зарубежный опыт и гражданская политическая культура, выросшая на основе традиций, рожденных европейскими революциями, в том числе и Октябрьской. Проблема в том, как идет заимствование из этого ис­точника: хаотично или сознательно, с пониманием, что именно подхо­дит для Беларуси. Третий источник — национальные политические традиции».