- •Основы понимания скульптуры
- •1. Статуя юноши, найденная близ Марафона. IV в. До н. Э. Бронза
- •2. Аполлоний, сын Нестора. Так называемый 'Бельведерский торс'. I в. До н. Э. Мрамор
- •3. Неизвестный скульптор. Геракл (вид спереди). Конец XVIII в. Мрамор
- •4. Неизвестный скульптор. Геракл (вид сзади). Конец XVIII в. Мрамор
- •5. Микеланджело. Сидящий мальчик. Около 1525. Мрамор
- •6. Девушки. Фрагмент фриза Парфенона. 447 - 432 гг. До н. Э. Мрамор
- •7. Ф. Рюд. Выступление добровольцев в 1792 году (Марсельеза). Горельеф Триумфальной арки площади Этуаль в Париже. 1833 - 1836. Камень
- •8. Ф. П. Толстой. Меркурий ведет тени женихов Пенелопы в ад. 1816. Грифельная доска, воск
- •10. П. К. Клодт. Памятник и. А. Крылову. 1855. Бронза
- •11. М. Г. Манизер. Памятник в. И. Ленину в Ульяновске. 1940. Бронза лабрадор
- •12. И. П. Мартос. Надгробие Кожуховой. Модель. 1827 (?)
- •13. И. Д. Шадр. Надгробие е. Н. Немирович-Данченко. 1939. Мрамор, Лабрадор
- •14. Советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже
- •15. П. П. Соколов. Девушка с разбитым кувшином. 1810. Бронза
- •16. Д. Бонацца. Статуя 'Ночь'. Летний сад в Ленинграде. Начало XVIII в. Мрамор
- •17. С. Д. Шапошников Волга. 1953. Железобетон
- •18. М. М. Антокольский. Иван Грозный. 1875. Мрамор
- •19. Ф. И. Шубин. Портрет м. В. Ломоносова. 1792(?) Мрамор
- •20. Е. А. Лансере. Запорожец после битвы. 1873. Бронза
- •21. Ф. Д. Фивей с кий. Сильнее смерти. 1957. Бронза
- •22. В. А. Ватагин. Моржи. Дерево
- •23. П. М. Кожин. Барсук, морж и выдра. Керамика
- •24. Камея Гонзага. Первая половина III в. До н. Э. Сардоникс
- •Список иллюстраций
8. Ф. П. Толстой. Меркурий ведет тени женихов Пенелопы в ад. 1816. Грифельная доска, воск
Рассмотрим этот рельеф внимательно: на первом плане в обрамлении мощной арки адских врат, сложенных из громадных каменных плит, в щелях которых извиваются змеи, видны движущиеся по воздуху тени. Впереди летящий Меркурий - исполнитель воли богов - жезлом указывает путь. Слева у входа стоят две фигуры воинов. Тени женихов закутаны в погребальные саваны. Различные позы и жесты передают их душевные страдания, ужас или горестную покорность.
Ф. П. Толстой, скульптор-медальер и живописец-миниатюрист первой половины XIX века, лепил свои рельефы из розового воска на черной грифельной доске. Просвечивая через тонкую лепку фигур второго плана, черный фон создает иллюзию светотени и воздушного пространства пейзажа. Скульптор вылепил более высоким рельефом фигуры воинов и Меркурия, а также поросший чахлой растительностью каменный вход в ад. Второй план составляет группа летящих теней. Иллюзию третьего плана создает Стикс - река забвения. Она изображена тончайшим восковым рельефом, сквозь который просвечивает черная поверхность доски. Наконец, четвертый план - противоположный берег Стикса с фигурками грешников и лодочника Харона, собирающегося перевозить в своей ладье новую партию. Фигуры людей четвертого плана сильно уменьшены по сравнению с фигурами первого и второго планов, что дает представление об удаленности его. Он вылеплен также очень низким рельефом, сквозь который просвечивает черный фон, создавая впечатление ночной темноты. Таким образом, этот превосходный по мастерству барельеф является примером использования в скульптуре чисто живописных приемов в передаче пространства: эффект черного и светлого, просвечивание фона сквозь тонкие слои восковой лепки. Движение идет из иллюзорно-пространственной глубины, что также более характерно для живописи, а не скульптуры. Все эти черты говорят о том, что скульптор создавал этот рельеф как произведение, не предназначавшееся для украшения архитектуры. Такое произведение называется станковым. Оно принципиально отличается от рельефов монументальных, где движение фигур, развиваясь параллельно стене, не грозит "прорвать" ее иллюзорной перспективностью, а как бы утверждает плоскость стены.
По своему назначению скульптура делится на монументальную, монументально-декоративную и станковую. Каждый из этих разделов имеет свои характерные особенности.
Первым и, пожалуй, основным является раздел монументальной скульптуры, к которой относятся однофигурные и многофигурные памятники, монументы в память выдающихся событий и бюсты-монументы. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины), долговечностью материала.
Монументальная скульптура служит делу пропаганды важнейших преобразующих общественных идей. Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает). Городские памятники (их сооружение обычно находится под контролем государства) увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность. Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко только самому скульптору - жена, брат, друг (не только по причинам техническим и экономическим), тогда как создать их портреты для выставки или музея в станковом плане вполне возможно. Именно здесь и проходит водораздел между станковым и монументальным искусством.
Городские монументы воздвигаются также в честь каких-либо больших общественно-исторических событий: памятник 1000-летию России в Новгороде, памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне в Калининграде и многие другие.
Воздействие памятника, стоящего на площади и созданного "для всех", хочется назвать категорическим. Можно не пойти в театр, в кино, на выставку, можно не прочесть книги, но нельзя не заметить воздвигнутый на площади монумент! И наш народ не остается равнодушным к произведениям монументальной скульптуры: возле памятника всегда можно видеть людей, останавливающихся, чтобы внимательно рассмотреть скульптуру. На гранитных пьедесталах памятников Марксу, Ленину, Пушкину, Маяковскому, Горькому, Чайковскому часто лежат букеты цветов - трогательный знак уважения и любви советского народа к этим великим людям.
Мастер монументального памятника должен уметь правильно "поставить" фигуру, сделать силуэт выразительным и красивым со всех сторон и с различных расстояний. Содержание памятника должно восприниматься и с первого взгляда и при движении мимо памятника или вокруг него - со многих точек зрения. Различные аспекты, развивая основную идею памятника, делают ее многограннее и богаче. Поза, жест фигуры, ее движение должны быть композиционно решены так, чтобы сделать понятным его содержание. Выразительность не только лица, но и всей статуи, полное соответствие внешнепластического вида внутреннему миру героя - обязательное условие для монументального памятника. Одни его воспринимают издали и, следовательно, в целом; другие, те, кто подойдет к памятнику на близкое расстояние, могут всматриваться в выражение лица статуи.
Памятник должен не только обладать выразительным силуэтом, но быть также соразмерным, пропорциональным, должен представлять собой целостное произведение искусства. Ведь вместе с идейным содержанием памятник несет и функции архитектурно-художественные. Это не просто красивая вертикаль, объем или ритмическое чередование объемов, а выразительный образ человека, который придает смысл целому архитектурному ансамблю, он центрирует, венчает пространство площади.
Каждый приезжающий в Ленинград непременно в первые же дни идет посмотреть на знаменитый, стоящий на площади Декабристов (бывшей Сенатской площади) памятник Петру I ("Медный всадник") работы Э.-М. Фальконе (илл. 9). Конная статуя Петра I воздвигнута на гранитном пьедестале, представляющем неровной формы скалу, похожую на гребень окаменевшей волны. Этот гребень волны ритмически повторяет движение поднявшегося на дыбы коня. Порыв вперед и вверх и в то же время величавое, утверждающее на века мановение протянутой руки Петра ("...здесь будет город заложен...") - вот основное эмоциональное содержание памятника. Движение и покой, порыв и дисциплинирующая воля, страсть и мудрость синтезированы в этом замечательном памятнике.
9.
Э.-М. Фальконе. Памятник Петру I. 1765 - 1782.
Бронза, гранит
Трудно передать на словах все богатство и разнообразие оттенков мысли, заключенных в нем. При обходе памятника со всех сторон все время меняется красивый силуэт конной статуи на фоне неба, и перед зрителем раскрывается содержание образа. С каждым новым шагом вокруг памятника перед зрителем словно возникают мысли скульптора о Петре, о его дерзании, воле, созидании, энергии, разуме, бесстрашии, любви к отечеству и гордости за него... "Медный всадник" прекрасен и вблизи и на далеком расстоянии. Выразительность его силуэта подтверждает необходимость того, чтобы памятник был окружен воздушным пространством; открытое пространство площади, небо являются наиболее выгодным фоном, на котором вырисовывается скульптура, придавая особую волнующую красоту, "картинность" и осмысленность городскому ландшафту.
Группа, конная статуя и стоящая человеческая фигура почти всегда требуют широкого пространства площади, так как по своему назначению они уподобляются агитатору, как бы вступающему в общение с обтекающей их со всех сторон массой народа. Обычно такой памятник ставят в центре площади или на пересечении улиц, выходящих на площадь, чтобы скульптура была видна издалека.
Однако не всякий памятник будет хорошо выглядеть на фоне открытого пространства площади. Если скульптор решил композицию памятника в виде сидящей фигуры, этот памятник более уместен в парке, в "интерьере" двора, или на фоне архитектурного сооружения, чем посреди площади большого города. Такую статую гораздо естественнее и органичнее поместить там, где нет шумного движения, где окружающая обстановка располагает зрителей остановиться возле скульптуры, посидеть и, не торопясь, рассмотреть ее на близком расстоянии. Кроме того, радиус обозрения сидящей фигуры из-за невыразительности точки зрения со спины сокращается до 180 градусов окружности, и поэтому лучше, если сидящая фигура своей тыльной стороной примыкает к стене здания или зелени парка.
Примером удачного решения памятника в виде сидящей фигуры служит памятник баснописцу И. А. Крылову работы П. К. Клодта, находящийся в Ленинграде, в Летнем саду (илл. 10). Великий баснописец сидит задумавшись; вокруг него высокие двухсотлетние деревья образуют как бы зеленую беседку, располагающую к тишине и отдыху; пьедестал памятника заполнен рельефными изображениями четвероногих героев басен Крылова. Возле памятника всегда играет ленинградская детвора, которая так любит рассматривать "дедушку Крылова" и его зверей.
