Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ермонская Основы понимания скульптуры.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.62 Mб
Скачать

3. Неизвестный скульптор. Геракл (вид спереди). Конец XVIII в. Мрамор

Геракл (иначе Геркулес) в античной мифологии олицетворял силу и мужество. По преданию, он совершил двенадцать подвигов и был затем принят в сонм бессмертных богов. Скульптор изобразил могучего бородатого атлета отдыхающим после одного из подвигов. Обнаженный Геракл стоит, тяжело опираясь на столб, покрытый львиной шкурой. Голова его слегка опущена, лицо спокойно, но мало выразительно; зато сразу бросаются в глаза сильно развитая верхняя часть торса, мышцы груди и живота, мускулистые плечи, руки и ноги, по сравнению с которыми голова кажется' небольшой. Мощные объемы тела Геракла подчеркнуто тяжеловесны: мышцы его кажутся наполненными изнутри пока бездействующей, но огромной физической силой. Таков Геракл, если рассматривать его спереди. Обходя статую кругом, можно увидеть ее в профиль и, наконец, сзади, где обращает на себя внимание спина Геракла (илл. 4). Вся фигура словно подалась вперед. Слегка опущенные плечи, сильные мышцы крутых лопаток и устало закинутая за спину рука создают впечатление покоя, разрядки после усилий напряженной борьбы.

4. Неизвестный скульптор. Геракл (вид сзади). Конец XVIII в. Мрамор

Если бы мы стали поворачивать эту статую на вращающемся станке, на котором обычно работает скульптор, то могли бы заметить, как свет и тень, выявляя формы тела, как бы движутся и перемещаются по отлично отполированной поверхности мрамора, образуя блики на выпуклых и тени на углубленных местах. Если в темной комнате источник света поместить за фигурой Геракла со стороны, противоположной зрителю, то спереди блики света померкнут, исчезнет ощущение объемов, а линия, очерчивающая силуэт, станет более отчетливой. Все эти возможности возникают только при рассматривании круглой скульптуры. Представим себе эту же статую Геракла нарисованной на бумаге или написанной масляными красками на полотне, и мы почувствуем, что рассматривать ее мы будем иначе: ведь тогда объемность статуи, ее освещение будут не реальными, а иллюзорными. Круглая скульптура всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Леонардо да Винчи говорил, что в скульптуре "тень и свет накладывает сама природа". Освещение может быть удачным или неудачным. "Скульптуру можно светом убить и возродить", - говорила В. И. Мухина, беспокоясь о том, хорошо ли будет освещена на Парижской выставке скульптурная группа "Рабочий и Колхозница".

Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Основные из них - статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, голова, бюст (погрудное или поясное изображение человека).

Принципы композиции в круглой скульптуре несколько отличаются от принципов композиции такого же сюжета в живописи. Скульптор стремится к предельной лаконичности, суровому отбору и сохранению лишь тех совершенно необходимых деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы неясен. Такое самоограничение вытекает из природы скульптурного блока - камня или дерева, целостный объем которого нельзя чересчур дробить. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. Микеланджело считал, что та статуя хороша, которая, будучи спущена с горы под откос, скатится с нее и останется невредимой, а так как это может случиться со статуей, которая почти лишена частей, сколько-нибудь вынесенных или частично отделенных от самого мраморного блока, то становится ясным, что именно великий флорентиец считал идеалом скульптурной формы. Из числа его произведений к такому идеалу приближается "Сидящий мальчик" (илл. 5), статуя, находящаяся в Ленинградском Эрмитаже и по преданию высеченная Микеланджело из куска мрамора, имевшего почти кубическую форму; внутри этого куба скульптор как бы увидел именно такую композицию фигуры, решив ее в то же время с необычайной естественностью.