- •2. Пародирование и трансформация летописного жанра в «Истории одного города» м. Е. Салтыкова-Щедрина.
- •14. Социально-общественная и философско-нравственная суть преступления Родиона Раскольникова.
- •15. Система образов в романе «Преступление и наказание».
- •17. Образ князя Мышкина – «положительно прекрасного человека».
- •25. «Братья Карамазовы» – итоговый роман ф. М. Достоевского. Его философская проблематика
- •36. «Севастопольские рассказы»: изображение войны и человека на войне. «Диалектика души» как новый принцип психологического анализа.
- •37. Повесть «Казаки»: толстовский герой в поисках смысла жизни.
- •38. Творческая история «Войны и мира». Особенности историософии л.Толстого и ее отражение в художественной структуре «Войны и мира».
- •40.«Анна Каренина»: социально-общественная и философско-этическая проблематика романа о «переворотившемся» мире.
- •41. Герой-дворянин в пореформенном мире: общественные и ¬нравственные искания Константина Левина.
- •43. Повести л. Н. Толстого 1880–1890-х годов («Холстомер», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната»): проблематика, специфика конфликтов в контексте нового миропонимания писателя.
- •44. Роман «Воскресение»: аналитическое исследование проблемы социальных и нравственных устоев русской жизни.
- •47.Поэтика и проблематика повести «Хаджи-Мурат».
- •49. «Нравы Растеряевой улицы»: проблематика цикла, изображение «растеряевского мира» и формируемых им людей.
- •50. Художественное исследование социальных процес¬сов эпохи в цикле г. И. Успенского «Власть земли». Социально-общественные и этические аспекты крестьянской жизни.
- •51. Очерк г. И. Успенского «Выпрямила»: эстетическая проблематика и специфика ее решения.
- •64. «Детские» произведения в. Г. Короленко: проблематика, тип героя и конфликта («в дурном обществе», «Парадокс», «Слепой музыкант»).
- •65. Жанр притчи в творчестве в. Г. Короленко.
- •69. Лирико-философская повесть а. П. Чехова «Степь».
- •7 Пейзажных зарисовок:
- •71. Повесть Чехова «Скучная история»: толстовская коллизия и особенности ее переосмысления.
- •72.Повесть Чехова «Палата № 6»: специфика конфликта.
- •73. Тема народа в поздней прозе а. П. Чехова («Мужики», «в овраге»).
- •76. Новаторство драматургии Чехова.
64. «Детские» произведения в. Г. Короленко: проблематика, тип героя и конфликта («в дурном обществе», «Парадокс», «Слепой музыкант»).
«СМ» - приближена к импрессионизму. Внимание к детали, которая приобретает многозначный характер, пейзаж . Г. Воспринимает мир через звук, звукопись. Звук, цвет, форма и запахи выступают в органическом единстве. Романтический реализм. Произведения на переломе события они пронизаны предчувствием светлого будущего, которое принесет радостные перемены в их жизни.
Повесть «Слепой музыкант» воплощает стремление Короленко к синтезу реализма и романтизма. Здесь легко увидеть и задачи этого соединения (сочетание правды жизни и меры идеала), и его основные приёмы.
В числе их, во-первых, романтическая поэтика редкого, необычного: перед нами история слепорождённого мальчика; именно на этом из ряда вон выходящем – а не типичном – материале раскрывается общечеловеческая проблематика. Во-вторых, интерес к иррациональному, подсознательному – как, например, это проявляется в кульминационный момент, когда Петр впервые взял на руки своего сына и будто бы увидел свет его глазами (это, впрочем, объясняется и материалистически – через биологическую память поколений, дремлющую в герое). В-третьих, специфическая импрессионистическая, суггестивная стилистика повести, лирическая ритмика речи. В-четвертых, романтическая топика синэстезии, смешения или замещения видов чувственного восприятия (как это происходит при восприятии мира слепым мальчиком). В-пятых, в основе повести сугубо романтическое понимание музыки, что формирует и тематический уровень произведения (модель искусства, концепцию духовной стороны человеческого бытия), и вышеупомянутую импрессионистическую, ритмизованную стилистику.
Нравственно-философская концепция повести связана также с проблемой воспитания, которая, в свою очередь, вращается вокруг вопроса о свободе выбора: не нужно держать ребенка в тепличных условиях, стараясь уберечь от боли и трудностей (как это делает мать героя Анна Михайловна), нужно поставить его лицом к лицу с большой, драматичной жизнью (этот путь для Петра открывает его дядя Максим, который тоже является инвалидом, но в его случае это было результатом яркой, насыщенной жизни, а не врожденной биологической ущемлённости).
65. Жанр притчи в творчестве в. Г. Короленко.
В «Слепом музыканте» наиболее полно реализована нравственно-философская и эстетическая программа Короленко. Если извлечь притчево-символическую основу сюжета повести, речь идёт о господстве светлого начала в человеке, об инстинктивном, врожденном движении к свету, даже если человек его никогда не видел, а именно это характерно для главного героя, слепого от рождения. Путь героя был не простым, но именно свет, уже знакомые нам «огоньки» из одноименной прозаической миниатюры ждут нас в конце пути. Таково убеждение писателя.
Нравственная коллизия строится на основе природной ущемленности, ущербности героя (слепота), которая отделяет его от других людей, озлобляет по отношению к остальным. Возвращение к людям, преодоление эгоизма страдания стали возможны после того, как главный герой, Петрок, смог почувствовать страдания других людей. Именно всеобщая солидарность, разделение со всеми своей боли (на основе народной духовности) становится дорогой торжества света, а значит, собственно человеческого, по Короленко. Подлинная сущность человека восторжествовала, когда главный герой осознал, что нужно не винить всех, а служить людям: в малом круге – жене и сыну, в большом – всем страждущим. Только так можно обрести достойное место в мире, свою нужность, полноценность – это правило действительно для любого человека.
Для В.Г. Короленко такого рода синтез оказывается принципиальным, он полемизирует с эстетической программой Н.Г. Чернышевского. По мысли писателя-народника, искусство не должно ограничиваться отражением действительности, оно должно давать духовную перспективу, идеал – и здесь востребованы средства романтизма. Эти эстетические представления Короленко позволяют найти место сказочному, легендарному, притчевому началу, которое дополняет очерк в его жанровой системе («Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды», 1886; «“Лес шумит”: Полесская легенда», 1886; «Мгновенье», 1886–1900; «Огоньки», 1900; «Тени: Фантазия», 1889–1891).
