Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Краткие шпоры 1.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
66.27 Кб
Скачать

2. Пародирование и трансформация летописного жанра в «Истории одного города» м. Е. Салтыкова-Щедрина.

Соответственно этому делению произведение представляет вначале пародию на летописный стиль (в «Обращении к читателю от после¬днего архивариуса-летописца» и в главе «О корени происхождения глуповцев»), а затем пародию на форму исторической монографии.

Издатель ориентируется на летопись. Используется летописное время. Издатель замечает, что глуповское летописание однообразно. Биографии предшествующих градоначальников: Потемкин, Бирон, Разумовский – их характеристика. При всем разнообразии градоночальников – «все они секут обывателей». Пародия на стиль «Слово…». Головотяпы ищут князя, чтобы неумный был. Со слов «Запарю!» - начались исторические времена. Лейтмотив – запорю и все секут обывателей. Брудастый: «Не потерплю». «Сказание о 6-ти градоночальницах» - пародия на эпоху дворцовых переворотов.

Главы истории, как правило, посвящены деятельности одного из градо¬начальников-монархов, либо эпохальным событиям в жизни государ¬ства: в Глупове — это общий голод, эпидемия пожаров и эпоха усми¬рения бунтов. В содержательном плане пародируются прежде всего концепции историков, утверждавших, будто главной созидательной си¬лой русского государства было самодержавие (С. М. Соловьев, Б. Н. Чи¬черин, К. Д. Кавелин), но здесь одновременно и выпад против исто¬риков-демократов (Н. И. Костомаров, А. П. Щапов), преувеличивав¬ших значение стихийных массовых выступлений народа. «История одного города» — это сатира не только на прошлое, но и на настоящее России, на мало изменяющиеся за века взаимоотношения между вла¬стью и народом.

14. Социально-общественная и философско-нравственная суть преступления Родиона Раскольникова.

Тема социального гнета, тема насилия, нравственного распада в личности и обществе, тема денег, тема двойничества зазвучали с новой силой в едином хоре.

Или послушание, или преступление необыкновенной личности — третьего, по Раскольникову, не дано.

Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни — вот краеугольный камень философии Достоевского.

15. Система образов в романе «Преступление и наказание».

Только Раскольников циничен в идеологическом плане, практическое же осуществление его теории, как известно, провалилось. В какой-то степени, его можно назвать мечтателем. Для Свидригайлова же цинизм – это стиль жизни, он заменяет ему нравственность.

По мнению же Лужина, возлюбить нужно прежде всего себя, "ибо все на свете на лично м интересе основано" (так говорил он сам).

Нет, разница все же существует. Он(Раскольников) видел в практическом осуществлении своей теории помощь всему человечеству, своего рода гуманизм, хотя и очень странный. Он хотел таким образом дать свободу действий для гениев, которой так им не хватает для того, чтобы творить, раскрывать свои потенциалы. Действия же Лужина основаны исключительно на личной выгоде и расчете.

Думается, что в этом сопоставлении присутствует и еще одна цель – Достоевский хотел в какой-то степени оправдать действия Раскольникова, показать, что на самом-то деле, если бы не обстоятельства, до практики его теория скорее всего не дошла.