Ландшафтно-геохимические барьеры как факторы формирования техногенных аномалий.
Состав и протяженность потоков техногенных веществ в ландшафтах контролируются общей ландшафтно-геохимической обстановкой и наличием различного рода геохимических барьеров: окислительно-восстановительных, кислотно-щелочных, фильтрационно-сорбционных, седиментационных, биогеохимических, а также термодинамических.
На рис. 40 показаны основные типы геохимических барьеров в зональных ландшафтах.
Характер барьеров изменяется по зонам, а в пределах одной зоны — от автономных к трансэлювиальным и супераквальным ландшафтам.
Ряд веществ при изменении условии миграции теряет подвижность, переходит в инертные нерастворимые формы и задерживается на геохимическом барьере. В случае кумулятивного накопления на. геохимических барьерах токсичных химических элементов в слабо подвижных формах, геохимическая устойчивость систем нарушается, они загрязняются, но потоки вещества, выходящие из блока, очищаются за счет удержания тех или иных токсичных веществ и это ограничивает сферу загрязнения. Так, при поступлении техногенных веществ из атмосферы в виде газов или с осадками в качестве площадного барьера выступает растительный покров, механически задерживающий и ассимилирующий часть техногенного потока. Техногенные вещества, поступающие на поверхность почвы и проникающие в глубь ее, дифференцируются в пределах генетического профиля почвы, в котором различные генетические горизонты выступают в качестве тех или иных геохимических барьеров, задерживающих часть техногенного потока.
Загрязненные воды, проходя сквозь почву, частично или полностью очищаются от техногенных продуктов, но сама почва, представляющая систему сложных геохимических барьеров, может в результате этого загрязняться.
Почва не загрязняется, если химические превращения тех-ногенных продуктов в почве приводят к ликвидации токсичности техногенного потока. Таковы, например, процессы
- нейтрализации минеральных кислот в щелочных почвах и щелочей в кислых почвах,
- разложение или минерализация органических загрязнителей (пестицидов, углеводородов),
- вхождение некоторых токсичных металлов в кристаллическую решетку вторичных алюмосиликатов и переход в иммобильные формы,
- окислительно-восстановительные реакции и переход в связи с этим некоторых химических элементов в малоподвижные и нетоксичные формы.
Водно-растворимые компоненты техногенного потока, не задержанные почвенной толщей, проникают вместе с общим потоком влаги в подпочву. В условиях достаточного увлажнения и промывного режима достигают уровня грунтовых вод и загрязняют их. Однако как в самом водоносном горизонте, так и над ним продолжают действовать различного типа геохимические барьеры: сорбционные, восстановительные и др.
Если атмосферная влага, просачивающаяся за пределы почвенной толщи, не достигает грунтовых вод, техногенные вещества накапливаются ниже корнеобитаемого горизонта и исключаются таким образом из биологического круговорота и дальнейшей водной миграции; происходит как бы их естественное захоронение.
Комплексным геохимическим барьером являются донные отложения водоемов, особенно иловые отложения бессточных или слабопроточных естественных и искусственных бассейнов, где наряду с процессами седиментации взвешенных техногенных веществ идут процессы биологического поглощения, сорбции, восстановления и другие, а при достаточно быстром накоплении осадков также и процессы захоронения и литификации нерастворимых техногенных веществ.
Периодически действующие термодинамические и сорбционные барьеры возникают и в атмосфере. Мощным барьером для рассеяния техногенных газов и аэрозолей являются приземные температурные инверсии, а также инверсии оседания в свободной атмосфере. С ними связано образование техногенных смогов.
Продолжительные туманы представляют собой сорбционный барьер для техногенных газов, в частности оксидов азота и серы. Растворяясь в парах воды, оксиды образуют сильные агрессивные кислоты, длительно задерживающиеся в приземной атмосфере.
