
- •23. Тхостов а.Ш. Мифология болезни (Психология телесности, глава 1, параграф 5.4).
- •24. Лурия а.Р. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания.
- •25. Казис н. Анатомия болезни с точки зрения пациента, гл. 2.
- •26. Марилов в.В. Синдром Кувад.
- •А.Б. Холмогорова, н.Г. Гаранян Интеграция когнитивного и психодинамического подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств.
- •Александер ф. Конверсионная истерия, вегетативный невроз и психогенное органическое нарушение (Психосоматическая медицина, часть 1, глава 5).
- •Дорожевец а.Н., Соколова е.Т. Исследование образа физического «я».
- •К. Ясперс. Предварительные замечания о соотношении физического и психического (Общая психопатология, глава 3).
- •§1. Основные психосоматические факты
- •§2. Зависимость соматических расстройств от психических факторов
- •Колоскова м.В. Онтогенез телесности и развитие общения: на пути к разделению я – не я.
23. Тхостов а.Ш. Мифология болезни (Психология телесности, глава 1, параграф 5.4).
КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ МИФЫ БОЛЕЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
В центре таких мифов находится основополагающее представление о болезнях как о чем-то внешнем и чужеродном. Объяснение:заболевание противостоит нормальному здоровому состоянию как нечто такое, что не свойственно человеку, привнесено извне и от него не зависит. Первые люди не болели и не умирали до тех пор, пока не были нарушены какие-либо божественные установления или не совершены грехи. В библейской традиции это грехопадение Адама и Евы.
Новое время видоизменило представления о причинности болезни, породив новые мифы. появились представления о человеческом организме как о сложном механическом устройстве, а болезнь стала пониматься как его засорение или неполадка. До настоящего времени популярны водопроводные и гидравлические объяснения работы организма. Следует ожидать появления аналогов с компьютерами, атомными реакторами и прочей новой техникой. Первые примеры такого рода уже появились в виде метода «кодирования» от алкоголизма по А.Р. Довженко.
Непосредственная причина заболевания вытекала из общих представлений о причинности. Если болезнью управляют высшие существа, то они насылают ее, когда необходимо за что-либо покарать человека. Конкретная вина может быть разной: оскорбление богов, нарушение табу, неповиновение, невыполнение каких-либо обязательств. Насылание «моровой язвы», чумы, холеры, проказы как кары за грехи является сквозной темой многих мифологий.
Механистические теории болезни логично обосновывают специфические приемы лечения: «промывание», «очищение», «упрочнение». На таких воззрениях основано большое число разнообразных «диет», исключающих из питания «вредные», элементы, лечебное голодание, «промывание» организма с помощью большого количества минеральной воды или клизм, удаление «шлаков», особые физические упражнения. Диета становится логическим продолжением таких установок и реальной лечебной деятельностью. «Заземление» служит способом избавления организма от «избыточных ионов», а употребление «активной» воды способствует стимуляции организма.
Исходя из общих соображений о происхождении болезней, решается и вопрос о том, кто должен заниматься лечением.
Набор необходимых качеств определяется в первую очередь сущностью болезни. Если она результат действия злых сил и духов, то, врач должен быть вхож в их круг и уметь с ними обращаться. Если болезнь излечивается чудесным образом, то лекарь как-то должен быть приобщен к миру чуда.
Проще всего это решается отнесением лекаря к кругу тех же божественных сил, которые отвечают за саму болезнь.
Все изложенное позволяет понять, почему самые абсурдные лечебные практики обладают терапевтическим эффектом. Это связано с тем, что телесное ощущение, став симптомом, начинает подчиняться не только природным закономерностям, но и логике мифа, в который оно включается. Истинная роль мифа значительно важнее. Он вносит в мир порядок, систему координирует человеческую деятельность, укрепляет мораль, санкционирует и наделяет смыслом обряды, упорядочивает практическую. Мед миф и вытекающий из него ритуал дают больному возможность участия в происходящих событиях, способы координации природных и соц явлений, предоставляют язык, в котором могут формулироваться и опосредствоваться болезненые ощущения, позволяют ими овладевать. Миф нельзя «отменить» прежде всего потому, что представления о болезни по самой своей структуре и способу формирования принципиально мифологичны и стремление современной медицины избавиться от мифологизации следует признать по крайней мере утопическим. Миф невозможно преодолеть изнутри, так как стремление избавиться от него само становится его жертвой.