
Государственный Медицинский Университет г. Семей
Кафедра онкологии с курсом визуальной диагностики
СРО
Тема: «Рак печени»
Выполнила: Кәкімова М.Е.
Проверил: КМН, доцент
Раисов Д.Т.
Семей 2014 г.
План:
Рак печени. Эпидемиология.
Типы рака печени.
Патогенез рака печени.
Методы обследования.
Клинические симптомы рака печени.
Диагностика рака печени.
Факторы риска возникновения рака печени.
Лечениие рака печени.
Заключение.
Вывод.
Список использованной литературы.
Основная часть всех случаев печеночноклеточного (гепатоцеллюлярного) рака печени (80%) наблюдается среди населения развивающихся стран, а именно, Западной и Центральной Африки и Юго-Восточной Азии, где доля рака печени в структуре смертности от злокачественных опухолей составляет 25% и более. Очень высокая заболеваемость отмечается в Японии (Осака: мужчины — 45, женщины — 12; Хиросима: мужчины — 43, женщины — 13), в Китае, например в Шанхае (мужчины — 23, женщины — 9), Гамбии (мужчины — 49, женщины — 18). В Европе, за исключением некоторых регионов Южной Европы, Северной Америке и Австралии заболеваемость раком печени не превышает 10. Относительно высока заболеваемость в Италии, в провинции Варезе (мужчины — 14, женщины — 3). В России заболеваемость первичным раком печени невысока (Санкт-Петербург: мужчины — 5, женщины — 2). Заболеваемость печеночноклеточным раком печени и смертность от него растет в большинстве стран мира, в т.ч. и в развитых странах. Прогноз этого заболевания крайне неблагоприятен: . 5-летняя выживаемость не превышает 3-5%
Высокая заболеваемость печеночноклеточным раком коррелирует с высокой заболеваемостью гепатитом В и с высокой частотой инфицированности вирусом гепатита В (HBV). Результаты более десятка проспективных когортных исследований показали, что хроническая инфицированность HBV, т.е. серопозитивность к HBsAg, поверхностному антигену HBV, в 100 и более раз повышает риск развития гепатоцеллюлярного рака. Исследования методом "случай-контроль" также выявили связь между серологическими показателями инфицированности HBV и относительным риском развития гепатоцеллюлярного рака. ОР в этих работах колебался в пределах 5-30. ДНК HBV обнаруживают в опухолевых клетках практически у всех HBsAg серопозитивных больных гепатоцеллюлярным раком, а также у 10-20% серонегативных больных. Учитывая, что заражение HBV чаще всего происходит перинатально или в раннем детском возрасте, а опухоли печени у подавляющего большинства больных возникают после 50 лет, очевидно, что процесс канцерогенеза в печени протекает в течение длительного латентного периода
Результаты проспективных когортных исследований показали, что наличие антител к вирусу гепатита С (HCV), т.е. инфицированность HCV, является маркером повышенного риска печеночноклеточного рака. В работах с использованием тест-систем первого поколения показатель ОР достигал 100, в работах же с использованием тест-систем второго поколения ОР не превышал 50. Причинная связь между HCV и раком печени была подтверждена выявлением РНК HCV в опухолевых клетках
Высокий риск развития рака печени связан с потреблением продуктов, контаминированных афлатоксином В1. Это микотоксин гриба Aspergillus flavus, который, в результате длительного и неправильного хранения поражает зерно и некоторые другие продукты питания, например, земляной орех. Гепатоканцерогенность афлатоксина В1 была показана в экспериментальных исследованиях, на лабораторных животных. Однако трудность индивидуальной оценки экспозиции афлатоксину в эпидемиологических исследованиях в течение длительного времени приводила к противоречивым результатам.
Рак печени бывает двух видов:
-холангиокарцинома - из желчных протоков; -гепатоцеллюлярная карцинома - непосредственно из печеночных клеток (гепатоцитов, от латинского «гепар» - печень).
Кроме того, печень может поражаться вторичными опухолями (метастазами). Метастазы - это отсевы из основной опухоли другого органа (например молочной железы, кишечника, легких, ЛОР - органов, предстательной железы и других), имеющих структуру первоначальной опухоли и способных расти, нарушая функцию печени. В некоторых случаях метастазы могут достигать огромных размеров (более 10 см) и приводить к гибели больных от отравления продуктами жизнедеятельности опухоли и нарушения работы печени (печеночной недостаточности). Чаще всего метастазы возникают из опухолей кишечника, что связано со спецификой оттока крови из этого органа: вся кровь из брюшной полости в первую очередь попадает в печень, как в естественный фильтр, так как в этом органе очень мелкая и сильно развитая сосудистая сеть, клетки опухоли оседают в нем из кровотока и начинают расти, образуя колонии - метастазы. В печень может метастазировать злокачественная опухоль любого органа.
Среди больных, умирающих от рака, 50-75% имеют метастазы в печени, а при локализации первичного очага в зонах, дренируемых воротной веной, эта частота еще больше. Нередко метастазы в печень бывают первыми клиническими проявлениями рака любой локализации.
Метастатические опухоли составляют от 70 до 95% среди всех форм злокачественных новообразований печени. Сроки появления метастазов различных злокачественных опухолей в печени точно не установлены. Считается, что печень поражается метастазами чаще всего вскоре после развития первичной опухоли. Однако в литературе описаны случаи появления метастазов в печени через многие годы после удаления первичной опухоли.
Патогенез. Опухолевые клетки, достигая сосудистого русла печени, образуют опухолевые эмболы или прикрепляются к сосудистой стенке. Затем происходит проникновение злокачественных клеток из сосудистого русла в ткань печени и развитие метастатической опухоли. Иногда метастазы быстро увеличиваются, превышая в размерах первичную опухоль.
Макроскопически опухоль представляет крупный одиночный узел или рост ее проявляется множеством мелких отдельных и сливных образований белого, желтовато-белого или красноватого цвета. Микроскопическая картина зависит от гистологического строения первичного очага, но иногда происходит анапластический процесс, обусловливающий особую гистологическую структуру метастатической опухоли.
Симптомы рака печени
Для опухолей печени специфических симптомов нет, поэтому их часто путают с другими, неспецифическими заболеваниями этого органа (желчнокаменной болезнью, холециститами, холангитами), или обострениями хронического процесса (например, гепатита), таких больных лечат длительно и, зачастую, выявляют болезнь уже на поздней стадии. Клинические изменения появляются только в том случае, если опухоль достигает значительных размеров или давит на близлежащие структуры. Первые признаки могут не обращать на себя внимания пациентов: беспричинная слабость, быстрая утомляемость, потеря веса, снижение аппетита, изменения стула: склонность к поносам, а так же тянущие боли в правом подреберье. Боли могут быть связаны с ростом опухоли, как следствие - растяжением капсулы печени, в которой находится много нервных окончаний, а так же с увеличением самого органа в размерах при множественном поражении или присоединении воспалительных явлений.
При прогрессировании заболевания происходит нарушение печеночной функции: переработки желчи и выделении её в кишечник, что приводит к изменению окраски кожи - желтухе, вплоть до ярко-желтой окраски, слизистых (полости рта, белков глаз), присоединении постоянного кожного зуда, сухость кожи и слизистых оболочек, появление нарушений стула. Могут отмечаться подъемы температуры тела от небольших (37,5 С) до высоких цифр (39 С), которые приобретают постоянный характер. При визуальном осмотре таких пациентов можно обнаружить увеличение нижнего края печени, выпирание его из под реберной дуги, болезненность, а в некоторых случаях и саму опухоль, имеющую вид крупного, плотного, бугристого и неподвижного узла.
Оба фото иллюстрируют удаленные опухолевые узлы печени (на разрезе)
Клиника. Метастатическое поражение печени не имеет патогномоничных клинических проявлений и во многом схоже с признаками первичного рака.
У большинства больных к клиническим проявлениям первичного заболевания присоединяются симптомы поражения печени: чувство тяжести или боли в правом подреберье, нарастающая общая слабость и похудание. Отмечается увеличение размеров печени, край ее становится плотным, бугристым и болезненным при пальпации. При тонкой передней брюшной стенке можно пальпировать на поверхности печени плотные опухолевые узлы. В редких случаях может возникать некроз крупных метастатических узлов с развитием перитонита и кровотечением.
Почти у каждого третьего больного с метастатическими опухолями печени в брюшной полости может определяться свободная жидкость — асцит. Количество асцитической жидкости обычно в пределах 5-6 л. Такие симптомы, как потеря массы тела, снижение аппетита, боли в животе, желтуха или гепатомегалия появляются в 50% наблюдений и, как правило, служат свидетельством запущенности ракового процесса.