Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Почешхова 2008 Оценка межэтнических различий на...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
335.87 Кб
Скачать

ОЦЕНКА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ НАРОДОВ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

(ПО МУЛЬТИАЛЛЕЛЬНЫМ АУТОСОМНЫМ ДНК МАРКЕРАМ)

ПОЧЕШХОВА Э.А.

Адыгейский филиал Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Кубанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» в г. Майкопе.

385000 Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Советская 144а. Тел./факс: (8772) 52-48-04. Е-mail: elviraa@maykop.ru

АННОТАЦИЯ

Рассмотрено генетическое разнообразие населения Западного Кавказа среди генофонда других народов и регионов Кавказа и Евразии по данным о мультиаллельных аутосомных ДНК маркерах – 123 аллеля, 5 локусов (D1S80, ApoB, DM, SCA1, DRPLA). В анализ включено 33 этноса, представляющие, помимо Западного Кавказа, еще шесть регионов Евразии: Восточный Кавказ, «Балканы+Южная Европа», Восточная Европа, Западная Европа, Южный Урал, Приуралье.

Статистический анализ проведен в двух вариантах: (А) Анализ по наибольшему числу маркеров; (Б) Анализ по наибольшему числу этносов. Использованы два подхода сравнительного анализа генофонда каждого народа Западного Кавказа с другими народами: «этносы среди этносов» и «этносы среди регионов» Евразии. Использован комплекс различных методов многомерной статистики. Выявлена существенная дифференциация генофонда населения Западного Кавказа. Отдельный генетический кластер образовали народы «славянской» группы, они оказались наиболее генетически близкими к народам Восточной и Западной Европы, «Балкан+Южной Европы».

В другой кластер объединились народы «абхазо-адыгской» группы; тюркские народы горных районов Кавказа тоже остались среди кавказских народов. Этот кластер генетически близок к региональным характеристикам Западного и Восточного Кавказа. Этносы «степных тюрок» образовали свой собственный кластер.

Ключевые слова

Евразия, Кавказ, генофонд, ДНК маркеры, межэтническое разнообразие

Введение

Этническое разнообразие современного населения Кавказа (здесь живут 50 из примерно 160 народов нашей страны) на первый взгляд кажется следствием многочисленных миграций, имевших место на Кавказе. Однако внимательное изучение разнообразных источников, характеризующих прошлое народов Кавказа, заставляет ученых относиться более осторожно к столь простому решению проблем этнической истории Кавказа. Проблемы Кавказа, его этнической истории представляют большой интерес; они помогают более успешно решать вопросы истории этнических процессов.

Невозможно отрицать, что в прошлом этнолингвистическая карта Кавказа подвергалась неоднократным изменениям вследствие притока иноязычного населения, главным образом говорившего на индоевропейских и тюркских языках. Через Кавказ с глубокой древности происходили перемещения племен и этносов. Часть их оставалась на Кавказе, смешивалась с жившим там ранее населением, в результате чего возникали новые этнические общности. Процессы этнических перемещений и изменений в основном завершились в XIV-XV вв., когда этническая карта Кавказа приобрела более или менее стабильный характер и по существу мало отличалась от современной.

Генофонд народов Западного Кавказа является хорошим модельным объектом для решения актуальной задачи - изучения подразделенных популяций. Он не только представляет собой высоко структурированную популяцию с множеством уровней, но и сам является важной региональной частью генофонда Евразии. В предыдущем сообщении1 рассмотрены генетические различия на межрегиональном уровне иерархической популяционной системы Евразии - генофонд народонаселения Западного Кавказа рассматривался как единый региональный генофонд и сравнивался с другими столь же крупными регионами Евразии. Показано, что к генофонду населения Западного Кавказа наряду, с регионами Юго-Западной Азии, Балканами, Южной Европы, оказались генетически близки географически прилежащие регионы: Восточного Кавказа и Закавказья. Ниже мы приводим лингвистические и антропологические аргументы их генетической близости к этносам Западного Кавказа. Исходя из этого, в данной работе, чтобы изучить положение народов Западного Кавказа среди других народов Евразии, в анализ сначала включались отдельные народы из этих регионов (а не весь региональный генофонд в совокупности) и народы, этногенез которых имел общие черты с изученными нами народами Западного Кавказа.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ. Ни у кого из исследователей не вызывает сомнения существование на территории Северного Кавказа трех основных антропологических типов: западного (абхазо-адыгского), центрального и юго-восточного. Западный Кавказ – область распространения антропологического типа, который В.В. Бунак [2, 3] впервые назвал среднекубанским типом понтийской расы, Г.Ф. Дебец [4, 5] – типом населения Кубани, а М.Г. Абдушелишвили – адыгским. Этот тип представлен в составе абхазо-адыгских народов: абхазов, адыгейцев, абазинцев, кабардинцев и черкесов, частично ингушей, также часть населения Западной Грузии (рачинцев, лечхумцев). К центральному (кавкасионскому) типу в основном относятся горные этнографические группы Северного Кавкааза – карачаевцы, балкарцы, осетины, чеченцы, ингуши; некоторые представители народов Дагестана (аварцы, лакцы, бацбийцы, андийцы и др.), горцы Грузии (сваны, рачинцы, хевсуры, пшавы и др.). Каспийский юго-восточный тип представлен, главным образом, азербайджанцами, некоторыми группами народов Дагестана, прежде всего, кумыков. Некоторые антропологи считают, что каспийский тип проник на территорию Северо-Восточного Кавказа из Передней Азии [1]. То же самое можно сказать о понтийской группе. По мнению В.В. Бунака, этот тип на Кавказе представляет собою северную периферию обширного ареала: Малая Азия, Восточное Средиземноморье, Балканы. Мнение В.В. Бунака [3] подтверждают и современные лингвистические сопоставления [6-8,12,13,16,17]. В целом, антропологи считают возможным отнести понтийский тип к более обширной средиземно-балканской расе.

По данным антропологии в составе южной части популяций Восточной Европы, Южного Урала, Приуралья, Балкан, Южной Европы в той или иной степени прослеживается древний след понтийского типа. Однако основные этапы этногенеза в каждой из этих популяций различны, что отражено как в их лингвистической, так и в расовой принадлежности. Кроме того, нельзя забывать и о прямом действии географической изоляции – она является одним из важнейших факторов формирования популяционной структуры вследствие ограничения процесса миграций, и во многих исследованиях генетические расстояния обнаруживают тесные корреляции с географическими расстояниями между популяциями [14,18]. В генофонде народов Западного Кавказа могли оставить существенный генетический след также и их северные и восточные соседи - финно-угорские и тюркские народы. Разумеется, что не ныне существующие и анализируемые нами популяции Южного Урала (башкиры, татары), а иные степные тюркоязычные популяции приняли участие в формировании генофондов тюркоязычных народов Западного Кавказа (балкарцев, карачаевцев, ногайцев и др.). Однако генофонд современных тюркоязычных народов Южного Урала вобрал в себя многие генетические особенности более древних тюркоязычных насельников степи. Поэтому для более тонкого анализа в данной работе вместо усредненных региональных показателей используются характеристики отдельных народов, входящих в регионы: татары, башкиры (регион Южный Урал), удмурты, мордва, коми, мари, чуваши (регион Приуралье).

Что же касается обобщенной популяции восточных славян, то тут нельзя однозначно говорить об их близком или далеком географическом положении, так как в состав этой популяции входят как географически удаленные северные русские популяции Архангельской, Вологодской, Томской, Орловской, Смоленской, Тверской, Псковской, Костромской областей, так и географически более близкие к Кавказу белорусы, украинцы и южные популяции русских: Курской, Воронежской, Белгородской областей. Чтобы удостовериться, что именно украинцы (литературные данные говорят о наличии следа понтийского антропологического типа в популяциях Украины, которая входит в состав популяции восточных славян) близки к народам Кавказа, в этой работе мы рассматриваем не обобщенную популяцию восточных славян, а отдельно генофонд русского народа (Архангельская, Курская, Вологодская, Костромская области и др.) и отдельно - украинцев. Наиболее южная группа русских – казаки кубанские– анализируется отдельно.

Что касается региона Южной Европы, народы адыго-абхазской лингвистической группы и популяции Южной Европы по данным антропологии относятся к малой расе южных европеоидов, а, следовательно, могут обладать и сходством генофондов. Не забудем, что в состав этого региона входят и популяции басков. Предполагается, что баски Пиренеев представляют собой осколок древнейших племен, заселявших Южную Европу до массового расселения народов, говорящих на языках индоевропейской лингвистической семьи. Установлен факт наибольшего сходства древнего доиндоевропейского языка басков Южной Европы с языками народов абхазо-адыгской лингвистической группы Западного Кавказа. Лингвистические данные подтверждаются археологическим материалом [10,11,20].