Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в языкознание.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
765.44 Кб
Скачать

Соловьи славословьем грохочущим

Оглашают лесные пределы.

Эта функция – изображение воспринимаемого пространства (шире – пространства-времени) очень важна для передачи поэтического смысла. Когда обозначен центр восприятия, точка зрения, изображаемое пространство может быть далее как угодно расширено. Безгранична возможность смыслового наполнения образа пространства. В приведенных стихах круг восприятия становится шире, в него включается далекое пространство, на которое указывает местоименное наречие там – также эгоцентрическое слово, выступающее здесь в пространственно-изобразительной функции, как и местоимение этот. Образ пространства в этих стихах дает возможность ощутить пребывание в более широком пространственном диапазоне, чем это доступно при реально физическом восприятии.

Поэтому можно сказать, что дейктические местоимения в поэтических текстах, устанавливая точку зрения воспринимающего, создают образ восприятия мира.

Местоимение этот Функциональное преобразование слова этот в лирической поэзии

Первоначальное значение слова этот – указание на присутствующий предмет. В лирическом тексте, если речь идет о пространственном восприятии, это значение носит условно-изобразительный характер.

Яркие примеры такой «пространственно-изобразительной функции» местоимения этот – в стихотворении И. Анненского «Лунная ночь на исходе зимы» (приводится начало и отрывок из середины):

Мы на полустанке,

Мы забыты ночью,

Тихой лунной ночью

На лесной полянке…

<……… .>

Тишь-то в лунном свете,

Или только греза

Эти тени, эти

Вздохи паровоза

И, осеребренный

Месяцем жемчужным,

Этот длинный, черный

Сторож станционный

С фонарем ненужным

На тени узорной?

Еще один пример из стихотворения И. Анненского «Месяц»:

Кто сильнее меня – их и сватай…

Истомились – и всё не слились:

Этот сумрак голубоватый

И белесая высь…

Ср. в стихах в стихах А. Фета: Третью уж ночь вот на этом холме за оврагом Конь мой по звонкой дороге пускается шагом. Третью уж ночь, миновав эту старую иву, Сам я невольно лицом обращаюсь к заливу; Эти звезды кругом точно все собрались, Не мигая, смотреть в этот сад; Жду я, тревогой объят, Жду тут на самом пути: Этой тропой через сад Ты обещалась прийти; В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно!

Ср. у Бунина:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В аналогичной функции - указания на объект непосредственного восприятия - местоимение этот часто выступает в стихах А. Ахматовой: Цветов и неживых вещей Приятен запах в этом доме; И не похожа на полет Походка медленная эта; Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами; Единственного в этом парке дуба Листва еще бесцветна и тонка; А этот дождик, солнечный и редкий, Мне утешенье и благая весть.

Слово этот в пространственно-изобразительной функции нередко можно встретить в стихах современных поэтов. Восприятие мира часто передает таким путем поэт А. Жигулин. Показательно впечатление, высказанное в рецензии на сборник его стихов: «Сосредоточенность, сфокусированность поэтического взгляда вдруг может дать ощущение пространства и простора. Когда мы вслед за поэтом видим

И эти намокшие колья,

И стадо на том берегу,

И зелень свекольного поля

На сизом остывшем лугу...

И эти кусты, и осинки,

И берег с холодной травой,

И женщину в красной косынке

Над свежей зеленой ботвой…

Это не элементарно-правдоподобное описание, а результат смелого и свободного выбора деталей и цветов. Такай пейзаж сродни не передвижникам, а скорее Камилю Коро и ранним импрессионистам» (Новикова 1981). «Ощущение пространства и простора» создается уже в первых двух строках местоименными указаниями на ближние предметы (эти…) и отдаленное пространство (на том…). Так очерчивается пространственная рамка, кото­рая далее заполняется «свободно выбранными» деталями и цветами.

Все приведенные случаи функционирования местоимения этот, рождающего образ восприятия, убеждают в том, что, определяя образный смысл языка лирической поэзии, важно принимать во внимание точку зрения говорящего.