
Нарушения крово и лимфообращения
В здоровом организме нормальные крово- и лимфообращение тесно связаны между собою и обусловлены деятельностью сердца, как источника кровотока, сосудов - источника распределения крови и лимфосбора; микроциркуляторного русла — плацдарма транскапиллярного обмена и тканевого метаболизма.
Функция кровеносной и лимфатической системы обеспечивается механизмами нейрогуморальной регуляции, которые направленные на поддержку гомеостаза – относительной динамической постоянности внутренней среды.
Расстройства крово- и лимфообращения и их нейрогуморальной регуляции приводят к нарушению тканевого метаболизма, которое ведет к повреждению структуры ткани (альтерации), развития того ли другого вида дистрофии или некроза.
При повреждениях на уровне сердца возникают общие, на уровне сосудов - местные нарушения крово- и лимфообращения. Местные нарушения кровообращения (напр., инфаркт миокарда) могут стать причиной общих нарушений.
НАРУШЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ
Нарушения кровообращения можно распределить на 3 группы:
нарушения кровенаполнения: полнокровие (артериальное или венозное) и малокровие;
нарушения проницаемости стенки сосудов: кровотечение (кровоизлияние) и плазморрагия;
нарушения кровотока и реологического состояния крови: стаз, сладж-феномен, тромбоз и эмболия.
У плода, новорожденного и ребенка первых 3-х лет жизни общее и местное полнокровие, малокровие, кровоизлияния, стаз возникают быстрее и чаще, чем в взрослых, что зависит от незрелости регуляторных механизмов кровообращения. Тромбоз и инфаркт у детей встречаются реже, чем в взрослых. Возникают эти нарушения кровообращения преимущественно в связи с пороками развития сердечно-сосудистой системы, присоединением к ним вторичной септической инфекции или при некоторых острых инфекционных болезнях (дифтерия, вирусный миокардит и др.).
Полнокровие
Полнокровие (гиперемия) в зависимости от распространения процесса может быть артериальным и венозным.
Артериальное полнокровие
Артериальное полнокровие — повышенное кровенаполнение органа, ткани вследствие увеличенного приток артериальной крови.
Оно может быть физиологическим и патологическим, общим и местным.
Физиологическое возникает при действии адекватных доз физических и химических факторов, чувства гнева, стыдливости (рефлекторная гиперемия), при усилении функции органов (рабочая гиперемия), при подъеме на высоту (альпинисты).
Примером патологической общей артериальной гиперемии есть эритремия - разновидность хронического лейкоза для которой характерная настоящая плетора (от греч.-«переполнение»)-увеличение общей массы крови преимущественно за счет эритроцитов. В таких случаях наблюдается красный цвет кожных покровов и слизистых оболочек, повышение артериального давления. Есть еще гидремическая плетора(общей массы крови преимущественно за счет плазмы и заб-ях почек).
Чаще артериальная гиперемия имеет местный характер и возникает из-за разнообразных причин.
В зависимости от этиологии и механизмов развития, выделяют следующие виды патологической местной артериальной гиперемии:
1)ангионевротическую (нейропаралитическую);
2)коллатеральную;
3)гиперемию после анемии (постанемическую);
4)вакантную;
5)воспалительную;
6)гиперемию на фоне артериовенозного шунта.
Ангионевротическая (нейропаралитическая) гиперемия возникает вследствие раздражения сосудорасширяющих нервов или паралича сосудосуживающих нервов. Кожа, слизистые оболочки становятся красными, немного припухшими, при прикосновении — теплыми или даже горячими. Возникает в некоторых участках тела при нарушении иннервации; на коже и слизистых оболочках лица при инфекционных болезнях (грипп, высыпной тиф), при которых возможно поражение узлов симпатичной нервной системы; невралгиях – этот вид гиперемии проходит быстро, без последствий.
Коллатеральная гиперемия возникает в связи с затруднением кровотока по магистральному артериальному стволу, закрытому тромбом, эмболом, лигатурой. В таких случаях кровь направляется по коллатеральным сосудам. Просвет их рефлекторно расширяется, приплыв артериальной крови усиливается и ткань получает повышенное количество крови.
Гиперемия после анемии (постанемическая) развивается тогда, когда фактор, который вызвал пережатие артерии (опухоль, скопление жидкости в полостях, лигатура и др.) и малокровие тканей, быстро устраняется. В таких случаях сосуды прежде обескровленной ткани резко расширяются и переполняются кровью, что может привести не только к их разрыву и кровоизлияниям, но и к малокровию других органов, напр., главного мозга, в связи с резким перераспределением крови. Поэтому такие манипуляции, как удаление жидкости из полостей тела, больших опухолей, снятия эластичного жгута, следует проводить медленно.
Вакантная гиперемия (от лат. vacuus - пустой) развивается в связи с снижением барометрического давления. Она может быть общей, напр., у водолазов при быстром подъеме из места повышенного давления. Гиперемия, которая при этом возникает, сочетается с газовой эмболией, тромбозом сосудов и кровоизлияниями.
Местная вакатная гиперемия появляется на коже под влиянием медицинских банок, которые образовывают над ее определенными участками разреженное пространство (вакуум).
Воспалительная гиперемия- постоянный спутник воспаления, в основе ее лежит неадекватная продукция биологически активных веществ.
Гиперемия вследствие артериовенозного шунта возникает при огнестрельном поражении или другой травме вследствие чего образуется сообщение между артерией и веной, тогда артериальная кровь направляется в вену.
Значение патологической артериальной гиперемии определяется ее видом. Коллатеральная гиперемия по своей сути – компенсаторная и обеспечивает кровообращение при закрытом артериальном стволе; это необходимо учитывать в хирургический практике: так перевязка a. femoralis ниже ответвления a. profunda femoris (глубокой ар. бедра) компенсируется, а если перевязать выше – может возникнуть гангрена конечности. Воспалительная гиперемия - обязательный компонент защитно-приспособительной реакции. При патологически измененных сосудах (в особенности у людей преклонного возраста) гиперемия может стать причиной разрыва стенки. Вакантная гиперемия – является одной из составных частей кессонной болезни.