Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
52 Даттон и Арон Сексуальная привлекательность...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
125.95 Кб
Скачать

Повышенная сексуальная привлекательность при сильном эмоционально/и переживании1

Дональд г. Даттон, Артур п. Арон

Привлекательная девушка-интервьюер, работая поочередно на подвесном мосту, вызывающем ощущение страха, и мосту, не создающем переживания опасности, просила проходящих мимо мужчин выполнить задание по рисунку Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ). Истории по картинке, созданные мужчинами на подвесном мосту, имели более выраженное сексуальное содержание, чем истории, записанные на мосту, не вызывающем страх; кроме того, стремление проходивших по «опасному» мосту субъектов вновь встретиться с интервьюером проявлялось гораздо сильнее. Если же интервьюером был мужчина, значимых различий данных при двух названных экспериментальных условиях не наблюдалось. В третьем исследовании экспериментаторы изменяли такое условие, как ожидание удара током высокой или низкой интенсивности независимо каждым из участников — испытуемым и женщиной-помощницей экспериментатора. Ожидание мужчиной электрического удара, предназначенного ему самому, вне зависимости от того, воздействия какой силы ожидала женщина, усиливало сексуальную окрашенность историй ТАТ и восприятие женщины-участницы как привлекательной. В статье обсуждаются некоторые теоретические следствия результатов нашего исследования.

Есть данные, что сексуальная восприимчивость увеличивается в состоянии сильных эмоциональных переживаний. Например, оказалось, что гетеросексуальная любовь ассоциируется у большинства с ненавистью (James, 1910; Suttie, 1935) и болью (Ellis, 1936). Связь между «агрессией» и сексуальной привлекательностью показана в исследованиях Тинбергена (Tinbergen, 1954), в которых он наблюдал ухаживания и агрессивное поведение у различных видов животных. Серия экспериментов, проведенных Барклаем, показала наличие похожих явлений в поведении человека. В одном из своих исследований Барклай и Хабер (Barclay and Haber, 1965) привели группу студентов в состояние значительного раздражения, попросив профессора устроить сильный «разнос» в связи с якобы отвратительными результатами теста; другая группа была контрольной. Затем в обеих группах замерили уровень агрессивности и сексуального возбуждения. В экспериментальной группе показатели сексуального возбуждения, полученные на основе анализа содержания историй ТАТ, были значимо выше, чем аналогичные показатели в контрольной группе (р < 0,01). Похожие результаты были получены в двух последующих исследованиях (Barclay, 1969,1970), в которых экспериментатор вел себя агрессивно по отношению к тестируемым, членам студенческой организации и участникам университетского женского клуба. В исследовании 1970 г. была задействована экспериментатор-женщина; было показано, что повышение сексуального возбуждения в условиях сильного волнения характерно не только для мужчин. В исследовании 1969 г. была получена дополнительная информация в поддержку гипотезы, извлеченная из опытов, использовавших физиологическую меру сексуального возбуждения — наличие фосфатной кислоты в моче.

Барклай объяснил полученные результаты исходя из допущения особой связи «агрессия -сексуальность». В поддержку своего мнения он процитировал аргументы Фрейда (1938) в отношении необходимости доисторическому мужчине физически доминировать над потенциальными половыми партнершами. Также Барклай ссылается на исследование Кларка (Clark, 1952), в котором возросшее сексуальное возбуждение, спровоцированное показом фотографий обнаженных тел, стимулировало повышение агрессивных тенденций в содержании рассказов ТАТ. С другой стороны, Арон (1970) подтверждает наличие связи «агрессия—сексуальность», но только как особый случай более общей взаимосвязи — между любым эмоциональным напряжением и сексуальной привлекательностью. Чтобы это продемонстрировать, Арон провел исследование, в котором вместо гнева независимыми переменными служили остаточные переживания после разыгрывания эмоционально насыщенной роли. В этом эксперименте каждый из сорока испытуемых-мужчин участвовал, совместно с привлекательной девушкой-помощницей экспериментатора, в игровой ситуации, сопряженной либо с высоким, либо с минимальным эмоциональным накалом. У мужчин, игравших более эмоционально насыщенные роли, было зафиксировано значимое повышение показателей сексуальности при составлении рассказов по ТАТ (р < 0,01) и более интенсивное желание поцеловать партнершу (р < 0,05), чем это было у субъектов в контрольной группе. Одним из объяснений может служить теория эмоций Шехтера (Schachter, 1964; Schachter and Singer, 1962). Этот автор утверждает, что средовые сигналы в определенных обстоятельствах используются для того, чтобы создать эмоциональные «ярлыки» для необъяснимых или имеющих двойственный характер состояний возбуждения. И все же из результатов многих вышеупомянутых исследований следует, что связь «сексуальная привлекательность—сильные эмоции» может быть зафиксирована при вполне различимых, ясных эмоциональных проявлениях. Принимая во внимание точку зрения Шехтера и результаты исследований сексуальной привлекательности в целом, Арон (Аrоn, 1970) предполагает, что сильные эмоции равнозначны сексуальному влечению всякий раз, когда желанный объект присутствует и сами обстоятельства, провоцирующие данные проявления, не требуют такого уж пристального внимания.

Предлагаемая серия экспериментов выполнена с целью проверить ту мысль, что привлекательная женщина является более желанной для мужчин, находящихся в состоянии сильного эмоционального переживания (страха), нежели для спокойных мужчин. Эксперимент 1 является попыткой подтвердить связь «эмоции—сексуальная привлекательность» в естественных условиях. Эксперименты 2 и 3 были полевыми и лабораторными исследованиями, выполненными для прояснения результатов первого эксперимента.

ЭКСПЕРИМЕНТ 1

МЕТОД

Испытуемые

В качестве испытуемых были выбраны мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, проходившие без спутницы через один или другой мост. Если следовала группа мужчин, контакт происходил только с одним из них, Всего интервьюерами — мужчиной или женщиной — были опрошены 85 человек.

Место

Исследование проводилось в Канаде на двух мостах через реку Капилано в северном Ванкувере, округ Бритиш Коламбия (Capilano River in North Vancouver, British. Columbia). «Экспериментальным» был подвесной мост через каньон Капилано, около полутора метров в ширину и 135 метров в длину, сооруженный из деревянных досок, скрепленных проволочными канатами. Многое на мосту вызывало страх: он раскачивался и наклонялся, создавая впечатление, что идущий по мосту вот-вот рухнет; поручни из проволоки выглядели весьма ненадежно; под мостом был обрыв глубиной около 70 метров, а на дне — острые камни. «Контрольным» был надежный, крепкий деревянный мост дальше по реке. Этот мост был шире и прочнее, он проходил над небольшим притоком реки на высоте всего лишь трех метров. У него были высокие поручни, и он не качался при ходьбе.