Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект лекций Орг. там. контр. тов. и ТС.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.18 Mб
Скачать

3) Нарушения таможенных правил, посягающие на порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров таможенными платежами и порядок их уплаты (ст.16.22 КоАп рф);

4) нарушения таможенных правил, посягающие на порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими (ст.16.20, 16.21 КоАП РФ).

Такая классификация хотя и опирается на определение самого понятия «нарушение таможенных правил», однако так же, как и любая другая, весьма условна. И вот почему. Во-первых, отдельные противоправные деяния могут одновременно посягать и на несколько объектов. Так, например, деяние, предусмотренное ст.16.1 ТК РФ (незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную грани­цу), одновременно посягает и на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, и на порядок их таможенного контроля, поскольку в качестве одного из способов незаконного перемещения товаров и (или) транспортных средств в диспозиции данной статьи указано перемещение помимо таможенного контроля либо сокрытие от него. И таких примеров можно привести и сколько. Поэтому автор в этом вопросе не претендует на «истину в последней инстанции», это лишь его субъективное видение проблемы

Следующий способ возможной классификации видов нарушений таможенных правил – в зависимости от способа, места и времени их совершения, то есть по признакам объективной стороны правонарушения, которая также имеет немаловажное значение для практической реализации административной ответственности за таможенные правонарушения. И вот почему.

К сожалению, большинство составов административных правонару­шений в области таможенного дела попросту «перекочевали» в Кодекс РФ об административных правонарушениях из Таможенного кодекса РФ, изменив при этом, в основном, только размеры своих санкций. Диспо­зиции многих статей не дают полной картины объективной стороны данных правонарушений. На практике этот пробел предстоит устранять, как и раньше, – посредством издания всевозможных приказов, инструк­ций и писем ГТК России, содержащих подробные разъяснения, а порой – и прямые дополнения содержания соответствующих статей закона. А ведь таких приказов, инструкций и информационных писем в бытность действия главы 39 Таможенного кодекса РФ 1993 года были десятки, а то и сотни.

Напомним, что объективная сторона состава нарушения таможенных правил – это система установленных нормами права специфических признаков, отражающих внешнюю сторону (черты) данного общественно вредного явления и проявляющихся в прямой зависимости от способа, места и времени совершения конкретного противоправного деяния (дей­ствия или бездействия).

Юридический анализ действующих таможенно-правовых норм позволяет выделить в объективной стороне составов административных про­ступков, именуемых нарушениями таможенных правил, следующие характерные признаки их классификации:

1) форму совершения противоправного деяния (действие или бездействие);

2) противоправный результат (материальный или нематериальный вред, ущерб);

3) место, время и средства совершения правонарушения. Причем последняя группа признаков объективной стороны составов нарушений таможенных правил является факультативной для их классификации, поскольку находит отражение далеко не в каждом составе исследуемых проступков, и поэтому рассматриваться нами не будет.

Нарушения таможенных правил могут совершаться в форме действия или бездействия. В этой связи по признаку вида (формы совершения) противоправного деяния их можно подразделить:

1) на правонарушения, содержащие в объективной стороне состава признаки бездействия (часть первая ст.16.2, ст.16.4, 16.6, 16.16 КоАП РФ и др.);

2) правонарушения, совершаемые посредством осуществления того или иного действия (ст.16.1, часть вторая ст.16.2, ст. 16.3, 16.5, 16.8 КоАП РФ и др.) в случаях отказа либо уклонения от выполнения требований соответствующих таможенно-правовых норм.

Особенность классификации нарушений таможенных правил по признаку формы совершения противоправного деяния заключается в том, что в ряде случаев законодатель объединил в диспозиции конкретной таможенно-правовой нормы деяния, выражающиеся по своей объективной стороне состава и в действии, и в бездействии. Например, ответственность по ст.16.7 КоАП РФ наступает как за бездействие, выражающееся в несоблюдении перевозчиком установленных требований об остановке следующего через таможенную границу Российской Федерации транспортного средства в определенном для этого таможенным органом месте, так и за действия, выражающиеся в отправлении (убытии) находящегося под таможенным контролем транспортного средства из места стоянки без соответствующего разрешения таможенного органа. В целом же, составов нарушений таможенных правил, объективная сторона кото­рых характеризуется совершением того или иного противоправного действия, почти в три раза больше, чем составов, объективная сторона кото­рых предполагает бездействие.

Общественная вредность нарушений таможенных правил определяется наступлением тех или иных последствий посягательства, поэтому классифицировать их можно и по характеру последствий, то есть по про­тивоправному результату. По этому критерию следует выделять наруше­ния таможенных правил, общественно вредные последствия которых но­сят материальный характер (например, заявление в таможенной деклара­ции либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и (или ) транспортных средств, об их таможенном режиме либо других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и транспортных средств, помещении их под из­бранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных плате­жей – часть вторая ст.16.2 КоАП РФ и др.), и нарушения таможенных правил, совершение которых несет вред нематериального характера (например, нарушение режима зоны таможенного контроля – ст.16.5 КоАП РФ и др.).

Важное классификационное значение по признаку объективной стороны имеют также размер и характер наступивших общественно вредных последствий совершенного правонарушения. Во-первых, размер причи­ненного правонарушением вреда (ущерба) нередко учитывается при назначении вида и размера налагаемого взыскания (в частности, штрафные санкции, предусмотренные нормами главы 16 КоАП РФ, не имеют фиксированного размера). Во-вторых, он является условием разграничения некоторых видов нарушений таможенных правил со смежными с ними видами преступлений в сфере таможенного дела (например, нарушений таможенных правил, предусмотренных ст.16.1 и 16.2 КоАП РФ, и пре­ступления, предусмотренного ст.188 УК РФ).

Что касается характера общественно вредных последствий правонарушения (целей и мотивов, на достижение которых направлено противоправное деяние), то он позволяет разграничить те или иные деяния при так называемой «конкуренции правовых норм», когда одно и то же по существу деяние предусмотрено двумя и более статьями КоАП РФ.

Например, состав правонарушения, предусмотренный ст.16.1 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств), является формальным составом, ограниченным самим бездействием (действием) и не требующим наступления конкретных последствий. В то же время недекларирование может быть и противоправным способом совершения других противоправных действий – неправомерного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (с несоблюдением мер по защите экономических интересов России и других запретов и ограничений), а также освобождения от уплаты, занижения размера или уплаты таможенных платежей с нарушением требований, действующих в таможенном деле, получения неправомерных льгот по таможенным платежам и др.

Кроме того, недекларирование товаров в определенном смысле является специфической пассивной формой (способом) сокрытия товаров от таможенного контроля, а недостоверное декларирование – это, по существу, обманное использование правонарушителем таможенного документа – декларации. Иными словами, недекларирование или недостоверное декларирование может быть способом совершения деяний, подпадающих под признаки составов нарушений таможенных правил, предусмотрен­ных ст.16.1 и 16.3 КоАП РФ.

Необходимым условием правильной квалификации деяния является установление мотива и цели действий правонарушителя при недекларировании или недостоверном декларировании товаров и транспортных средств. Обязательным признаком объективной стороны правонарушений, предусмотренных ст.16.1 и 16.3 КоАП РФ, является причинная связь между недекларированием или недостоверным декларированием и самим перемещением товаров через таможенную границу, несоблюдением установленных запретов и ограничений, сокрытием товаров, представлени­ем поддельных документов и пр. Дополнительной квалификации в таких случаях по ст.16.2 КоАП РФ не требуется, так как объективная сторона 'данного правонарушения включена в качестве способа конструкции соста­вов, предусмотренных ст.16.1 и 16.3 КоАП РФ, которые по отношению к ст.16.2 КоАП РФ являются специальными правовыми нормами.

И наконец, в зависимости от субъектов, их совершающих, нарушения таможенных правил можно подразделить:

а) на нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть любые физические или юридические лица, отвечающие общим признакам субъекта административного правонарушения (таковых большинство);

б) нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть только специальные субъекты, то есть физические или юридические ли­ца, обладающие помимо общих признаков субъекта административного правонарушения еще и некоторыми характерными признаками, позво­ляющими им выступать в качестве субъектов конкретных правонарушений. В качестве примера здесь можно привести правонарушение, предусмотренное ст.164 КоАП РФ, – неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ, субъектом которого может выступать только перевозчик, каковым в соответствии с п.11 ст.18 ТК РФ является лицо, фактически перемещающее товары через грани­цу, либо лицо, ответственное за использование транспортного средства

На практике же надлежащее применение тех или иных составов на­рушений таможенных правил невозможно без знания и инкорпорирования норм Таможенного кодекса РФ, а также разрабатываемых ГТК России на основе этих норм всевозможных ведомственных нормативно-правовых актов (приказов, инструкций и др.). Так, например, относительно уже упомянутой ст.16.4 КоАП РФ правоприменитель должен знать, что она направ­лена на предупреждение и пресечение противоправных действий, нарушающих закрепленное в части первой ст.139 ТК РФ соответствующее требование о необходимости при ввозе товаров и транспортных средств уведомления таможенного органа перевозчиком о пересечении им таможенной границы. Он также должен знать перечень исключений из этого правила, форму и порядок уведомления, а также иные касающиеся этого вопроса тонкости и нюансы.