
- •Вопрос № 2. Филосовско-эстетические взгляды Стендаля («Расин и Шекспир». «Вальтер Скотт и Принцесса Клевская»).
- •Вопрос №5. Итальянская тема в творчестве Стендаля («Ванина Ванини», «Пармская обитель»).
- •Вопрос № 8. Замысел и структура «Человеческой комедии» о. Де Бользака. «Философские этюды» в творчестве писателя. «Шагреневая кожа». Характер и назначение фантастики в романе.
- •Вопрос № 9. Творческая личность и ее судьба в буржуазном мире (по роману Бальзака «Утраченные иллюзии».)
- •Вопрос № 10. Решение проблемы «отцов и детей» в романе Бальзака «Отец Горио». Образ Растиньяка, его роль в композиции романа.
- •Вопрос № 11. Тема денег и собственничества в произведениях Бальзака ( «Гобсек», «Евгения Гранде»).
- •Вопрос № 13. Полемика с романтической историей и утверждение принципов реализма в историческом романе Мериме «Хроника царствования Карла /х».
- •Вопрос № 14. Идейно-художественное своеобразие новелл Мериме.
- •Вопрос №16. Трагедия пошлости в социально-психологическом романе Флобера «Госпажа Бовари». Тема «утраченных иллюзий».
- •Вопрос № 19. Произведения Диккенса 1830-х годов и формирование писательской манеры. «Очерки Боза».
- •Вопрос № 20. Виды и назначения комического в романе Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба». Проблема героя.
- •Вопрос № 21. Творчество Диккенса середины 1840-х годов. Отражение философских взглядов писателя в «Рождественских рассказах».
- •Вопрос № 22. Социальные и нравственные проблемы в романе Диккенса «Домби и сын».
- •Вопрос № 23. Выражение этического идеала в творчестве позднего Диккенса («Холодный дом» или «Большие надежды»).
- •Вопрос № 25. Жанровое своеобразие романа Теккерея «Ярмарка тщеславия». Моралистические тенденции произведения. Способы выражения авторской позиции. Виды комического в романе.
- •Вопрос № 27. Идейно-эстетический анализ романа ш.Бронте «Джен Эйр».
- •Вопрос № 30. Поэтический мир Уитмена. Философское содержание сборника «Листья травы». Смысл названия.
- •Вопрос № 31. Поэтическое новаторство Уитмена (на примере «Песни о себе»).
Вопрос № 14. Идейно-художественное своеобразие новелл Мериме.
30-е и первая половина 40-х годов- это расцвет реалистической новеллы Мериме.Июльская монархия находит в лице Мериме не менее резкого обличителя, чем Реставрация. Критикуя июльскую монархию, писатель отправляется от того же исходного гуманистического положения. Он аудит фальшь и жестокость буржуазных отношений как отношений антигуманных. Он обличает лживую и лицемерную мораль .буржуазного общества. Нелепы, бессмысленны, утверждает Мериме, враждебны разуму, лучшим запросам людей установления, которые заставляют человека насиловать свою личность, приносить свои стремления в жертву корысти, деньгам, золоту, карьере и т. д. Проблема человека становится одной из центральных в новеллах Мериме 30—40-х годои. J
Тяга к мистификации, к постоянной маскировке своих чувств, скепсис, ирония писателя вызываются причинами очень сложного порядка, которые глубоко коренятся в социальных условиях буржуазной эпохи, столь ненавистной Мериме. В этом нет ни рисовки, ни рассчитанного эффекта: во всем этом одно стремление — охранить свой внутренний мир.
Герой Мериме выступает нередко человеком очень двойственным. Многие критики, наблюдая эту особенность как в самом Мериме, так и в его героях, обвиняли писателя в холодности, в цинизме, но в действительности ни того, ни другого у него нет. Один французский критик (Анри Лион) сказал о Мериме, что этот писатель всегда как бы боится «быть застигнутым на месте преступления чувства». Здесь удачно вскрыта одна из ярких особенностей творчества Мериме. Все его герои афишируют свою холодность, стараются прослыть циниками, но за этим нередко скрывается совсем другое — ревниво-целомудренная боязнь быть оскорбленным в своих лучших чувствах. Чтобы не обнаружить их, они стараются замаскировать свои чувства насмешкой, иронией, часто даже цинизмом. Истинный пафос творчества Мериме заключается в признании высокой ценности б о л ь ш о го чувства; но именно потому, что в буржуазном обществё нет места этому большому чувству, герой Мериме и является нередко «двойником».
'"Поведение человека в обществе, утверждает писатель, диктуется определенными социальными установлениями; они резко враждебны человеческим стремлениям, чувствам, интересам. Общество заставляет человека лгать, лицемерить, искажать свои чувства, скрывать их от окружающих, глубоко таить в себе. Так создается второй мир, в котором живет человек. Этот мир— его внутренняя жизнь, являющаяся, в сущности, единственной настоящей жизнью этого человека.
У Мериме нет широких социальных полотен, как у Стендаля или Бальзака. Герой Мериме взят автором в узкой сфере личных, интимных переживаний. И все-таки осуждающая, критическая интонация в его новеллах проступает совершенно отчетливо. Совсем нетрудно обнаружить безграничную ненависть к буржуазной пошлости — ненависть, которой проникнуты произведения Мериме. Порой небольшое замечание по поводу буржуазного общества, бегло сделанная характеристика со всей силой обнажают страстное возмущение писателя. Описывая в «Этрусской вазе» светское общество, «золотую молодежь», автор говорит внешне совершенно спокойно и хладнокровно: «Они разговаривали о породистых лошадях, а потом, по естественной ассоциации идей, перешли к разговору о хорошеньких женщинах». Это маленькое замечание, которое Мериме бросает вскользь, дает острую характеристику «золотой молодежи».
Герой новелл Мериме чаще всего кончает гибелью (Сен-Клер из «Этрусской вазы», Жюли из «Двойной ошибки», Альфонс из «Венеры Илльской» и другие). В целом ряде случаев Мериме катастрофическую гибель героя ставит в прямую связь с оскорблением им большого человеческого чувства.
Любовь, как ее изображает Мериме,_всегда требует жертв, она — подвиг; исход ее почти всегда_трагический. Большое чувство имеет могучую власть возрождать человека, но оно же и гибельно для него, так как приходит всегда в столкновение с условной моралью, лживостью и лицемерием буржуазного общества. В плане такого трагического стыка он и развертывает обычно тему любви.
В ряду любви особенно интересен рассказ «Венера Илльская». Бронзовая статуя Венеры, богини любви, убивает в брачную ночь Альфонса Пейрорада, мстя ему за осквернение любви, за женитьбу из расчета на девушке, которой он не стоит. Мысль автора здесь более обнажена, чем это обычно бывает у Мериме. Надпись на статуе — «Бойся любящего», ее страшный взгляд, повергавший всех в трепет, делает образ Венеры грозным символом любви, карающей того, кто ее оскверняет.
Мериме не идеализирует человека, но он и не презирает его,он верит в то, что даже падший человек, как будто бы вовсе опустившийся, сохраняет в глубине души большое, настоящее чувство, и в ту или иную пору его жизни оно может победить.
Писатель не указывает социального выхода для своего героя, он не пытается создать образы борцов с социальным миром. Но тем не менее он умеет найти в человеческой личности то, что спасает ее от окончательного разложения. Лучшие реалистические новеллы Мериме пронизаны этим гуманистическим чувством, большой любовью к человеку, верой в него. Это и есть то, что наиболее ценно в творчестве Мериме.