Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пастырская психология.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
406.53 Кб
Скачать

О духовности человека. Его сердце и душе

Душа одна из самых сложных слов существующих в Библии и в творениях святых отцов. В настоящее время душу понимают в платоновском смысле, но не библейском. На ряду с кровью, шторой имеется еще один элемент – тонкий духовный. Переводчики перевели с еврейского « - на греческий психе - любое живое существо. Однако в Священном Писании - психе относится к человеку, понятие души выражает способ проявления жизни в человеке, как целое, как уникальную живую ипостась. Душа выражается через тело, душа по Священному Писанию – носитель жизни. В Ветхом Завете душа отождествляется с проявлением земной жизни. В Новом Завете – душа носительница вечной жизни; спасение души – возможность освободится от власти разложения и смерти. Святые отцы рассматривают душу и тело как два различных, но взаимосвязанных образах проявления Божия в человеке, однако избегали точных определений, чтобы предотвратить тайну от сухого рационализма. Святой Феофан Затворник - Дух есть душа нашей души. Человек это прежде всего духовность. Протоиерей Павел Светлов; Душа - существо духовное, самостоятельное, разумное, бессмертное. Толкование на Бытие: душа сотворена по образу Божию, т.е. сравнивает душу и живое существо, человек еще не сотворен и по подобию. Вне тела и у души есть духовные очи и чувство. Душа заботится в основном о благополучии тела – плоти, духовно высшем (Гал.5,17). Между сердцем и духом есть существенная разница; сердце анализирует информацию по признаку эмоциональному, дух – по содержанию (Ис.11,2; Иов.32,8; Пс.31,2).

Воля

Когда происходит оценка человека как личности, пер­востепенное значение имеют его поведение, деятельность. Под деятельностью человека понимается та сторона его жизни, в которой он активно осуществляет стоящие пе­ред ним задачи. В психологии проблема активности, со­знательной деятельности рассматривается как проблема воли, произвольной деятельности.

Воля это психический процесс, заключающийся в сознательной, целенаправленной, мотивированной, ак­тивной психической деятельности, которая связана с преодолением внешних и внутренних препятствий и на­правлена на удовлетворение потребностей человека.

Волевой акт состоит из этапов последовательных, спла­нированных действий.

Необходимость природы есть первичное, а воля и со­знание человека — вторичное, т.е. наши действия детер­минированы (определены) событиями и явлениями, про­исходящими во внешнем мире. Свобода воли при этом понимается как возможность, способность принимать ре­шение со знанием дела и осмысленно руководить своими действиями, предвидя их последствия.

Эти положения находят научное обоснование в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова об отражательной (реф­лекторной) функции головного мозга, об опосредованном восприятии и осмысливании объектов действительности.

Физиологические основы воли. Воля, как и другие психические процессы, является функцией мозга. Несмот­ря на значительную сложность физиологических меха­низмов волевых действий, наукой доказано, что волевые действия имеют условнорефлекторную природу. И.П. Пав­лов говорил, что «...механизм волевого движения есть условный ассоциационный процесс, подчиняющийся всем описанным законам высшей нервной деятельности».

В механизме волевого акта важнейшую роль играет двигательный анализатор, корковые клетки которого (кинес­тетические клетки) имеют двустороннюю связь с двига­тельной областью коры и с корковыми частями всех дру­гих анализаторов: зрительного, слухового и пр. И.П. Пав­лов так характеризует эту связь: «кинестетические клет­ки коры могут быть связаны, и действительно связываются со всеми клетками коры, представительницами как всех внешних влияний, так и всевозможных внутренних процессов организма. Это и есть физиологическое основа­ние для так называемой произвольности движений, т.е. обусловленности их суммарной деятельностью коры».

Обусловленность волевых действий суммарной рабо­той мозга означает, что действия человека могут быть вызваны не только непосредственными раздражения­ми, но и следами их, т.е. в результате оживления ра­нее образованных в коре нервных связей. Значит, пред­ставление о действии, мысль о нем может вызвать это действие без видимых внешних причин. Поэтому лю­дям иногда кажется, что произвольные действия бес­причинны, а психологи-идеалисты считают этот факт доказательством существования в человеке особого ду­ховного начала (души), якобы независимого от матери­альных мозговых процессов и от внешних условий су­ществования людей.

Таким образом, И.П. Павлов в общем механизме воле­вого действия особо подчеркивал значение уже образовав­шейся системы временных нервных связей (ассоциаций) между корковыми концами всех анализаторов, т.е. того, что определяет суммарный характер ответной реакции.

Восприятия, представления, переживания и действия человек с детства обозначает и обобщает посредством сло­ва. Слово как раздражитель имеет особую природу. Каж­дое слово, усвоенное человеком, связано с многочислен­ными внешними и внутренними раздражениями. В слове закреплен не только личный, но и общественный опыт людей. Поэтому слова, будучи в прошлом связанными с определенными действиями, поступками и переживания­ми, служат регулятором поведения человека. И.П. Пав­лов говорил, что «непроизвольное можно сделать произ­вольным, но достигается это только при помощи второй сигнальной системы».

Благодаря второй сигнальной системе действие чело­века становится целенаправленным. Человек может не только вызвать образ предмета, удовлетворяющего его потребность, но и придать своему стремлению словесную форму, выразить цель обобщенно. При помощи слов он способен более точно выбрать и способ действия, соотнеся его с условиями труда, а если память предложит ему несколько разных способов, то выбрать из них наилуч­ший в данной обстановке. Слово позволяет человеку за­тормозить двигательную реакцию (или целое действие), если того требуют обстоятельства.

В условнорефлекторной работе мозга слово выступает не только в качестве раздражителя особого рода, но и в качестве подкрепления, что психологически выражается в форме оценки или самооценки выполняемого и выпол­ненного действия («правильно» — «неправильно», «хоро­шо» — «плохо»).

Волевое действие, будучи целенаправленным, означа­ет наличие в коре больших полушарий стойкого очага оптимальной возбудимости на уровне второй сигнальной системы. Это обеспечивает длительное удержание цели действия, планирование предстоящего действия в соответствии с заданной целью и условиями, возможность оживления именно тех временных нервных связей, кото­рые нужны для реализации цели и пр.

Устойчивость очага оптимальной возбудимости зави­сит как от действия наличных раздражителей, так и от хранимой мозгом системы прошлых воздействий на него. Учитель, ведя урок, всегда исходит не только из того, что совершается в классе в данный момент, но и из того, что было на предыдущих уроках и что ему предстоит делать в будущем.

Существенную роль в механизмах волевого действия выполняет корковое торможение. Волевой акт выража­ется не только в способности что-то сделать, но и в спо­собности воздержаться от того, чего не следует делать, Центральное торможение было открыто И.М. Сеченовым и экспериментально изучено И.П. Павловым и его сотрудниками.

Важнейшее значение в формировании акта воли име­ет мотивационная сфера человека. Она представляет собой совокупность желаний, побуждений, приобретающих характер мотивов действий, поступков и форм деятель­ности. Особенности данной сферы определяют направлен­ность личности.

Началом формирования воли является влечение. Вле­чения возникают на базе инстинктов пищевого, оборонительного, полового и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удов­летворения, тогда оно носит название «желание». Эти пси­хические импульсы относятся к более старым филогенети­ческим формациям. В процессе исторического развития че­ловеческой личности воля сложилась как качество психи­ки, сознательно направленное на преодоление препятствий.

Некоторые авторы утверждают, что отдельные элемен­ты волевого процесса, в частности, влечение, имеют био­логическую природу, т.е. врожденного характера. С этих позиций они рассматривают влечение к преступным дей­ствиям. Утверждается принцип «сын преступника — по­тенциальный преступник». С антропологических пози­ций пытаются найти физические признаки у лиц, склон­ных к преступности: своеобразную форму черепа, носа, подбородка и т.д.

Другие авторы утверждают, что преступление — яв­ление социальное, рожденное неравенством, нищетой и бесправием значительной части общества.

Непосредственные побуждения к деятельности приво­дят к действиям по невольному импульсу (мгновенная реакция на полученное воздействие) или в виде реакций отсроченного типа (действие обдуманное, возникающее на основе точного представления результата действия). Все действия делятся на — произвольные и непроизвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчет­ливо осознаваемых побуждений.

Произвольные действия предполагают осознание че­ловеком цели и предварительное представление тех опе­раций, которые могут обеспечить ее осуществление.

В сложном волевом процессе можно выделить нес­колько этапов.

Первый этап – возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Потом появляется со­знание ряда возможностей достижения этой цели (2 этап) и сразу же за этим мотивы (3 этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (4 этап). Рассмотрев все «за» и «про­тив», взвесив различные мотивы, учтя конкретную об­становку, человек принимает решение (5 этап). Волевое действие заканчивается осуществлением принятого реше­ния (6 этап).

Продолжительность каждого из перечисленных эта­пов различная и зависит от особенностей личности и объек­тивных причин выполнения принятого решения. Для того, чтобы побуждение обратилось в действие, требуется ре­шительность, то есть способность делать окончательный выбор. Однако трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществлять принятое решение.

Инициатива. Она особенно важна при выполнении принятого ре­шения. Среди других качеств, следует отметить самостоятельность в решении, поступках, выдержку, са­мообладание в момент неожиданных осложнений и определенную самокритичность.

Развитие воли, способности к волевой деятельности — процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, са­мообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивидуума навыки.

Навыки — это автоматизированные компоненты соз­нательной деятельности, вырабатывающиеся при частом повторении каких-либо действий.

Формирование навыков характеризуется устранением излишних движений и напряженности, объединением ряда частных действий в одно целостное действие. Навыки формируются в упражнении, т.е. в целенаправленном, многократно повторяющемся действии с целью его усовер­шенствования. На фоне уже приобретенных навыков дей­ствия становятся все более сознательными. Это уже воле­вые действия. В подростковом возрасте и в период зрело­сти по мере накопления знаний, появления новых инте­ресов и потребностей волевые действия усложняются и совершенствуются.

В самом начале волевого акта имеет место одновре­менное возникновение нескольких мотивов деятельности, вступающих в конкуренцию между собой. Это приводит к «борьбе мотивов». Далее осуществляется выбор одного из мотивов — принимается решение, определяется цель последующей деятельности. Вслед за принятием решения наступает облегчение, даже при отрицательном для личности содержании.

Внушаемость — свойство волевой сферы, при нали­чии которого человек легко поддается чужим влияниям, а мотивы его действий определяются последними.

Нерешительность — следствие задержки волевого акта на этапе борьбы мотивов или реализации принятого ре­шения.

Упрямство — неспособность, несмотря на разумное обоснование, отказаться от принятого ранее малопроду­манного решения и плана действий.

Волевая неустойчивость — неумение сдерживать нео­добряемые самим человеком проявления чувств в виде раздражения, гнева, страха, ярости, отчаяния.

Все сложные волевые акты проходят вначале путь про­стых актов. В них имеется элемент автоматизации, то есть заученное в процессе жизненного опыта действие.

Заключительным этапом всякого волевого процесса яв­ляется мышечное движение. Это движение может быть са­мым разнообразным: выполнение сложной детали на токар­ном станке, создание художественной картины, саркастичес­кая улыбка в ответ на незаслуженное оскорбление и много других видов человеческой деятельности и поведения.

Во всякой деятельности большую роль играет заинте­ресованность человека в выполняемой работе. При вы­полнении неинтересной, скучной работы, не отвечающей склонностям человека, снижается интерес к ее выполне­нию, развивается быстрое утомление. Положительные эмоции значительно отдаляют период, когда появляется усталость. Это объясняется стимуляцией подкорковых об­разований, которые, в свою очередь, тонизируют кору.

Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправлен­ных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения, в том числе и нрав­ственного порядка, деятельность осуществляется помимо ее волевой регуляции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]