Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
lektsia_9.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
145.92 Кб
Скачать

8. Основные тенденции в области местоимений

В современном русском языке отмечается недостаточность местоименных слов для отображения различных сторон объективной действительности. Эта недостаточность может быть компенсирована несколькими способами (Е.Н.Сидоренко. Указ. раб. С. 137-138.):

появлением аналитических местоименных образований (что делать /что сделать - компенсируют отсутствие вопросительных местоимений, обозначающих действие и состояние);

использованием некоторых местоимений в несвойственном им значении: так, например, отсутствие местоимений с условным значением объясняет использование в этой функции местоимения когда: Когда (при каком условии?) станет возможно осуществление проекта? О сравнительно недавнем по явлении в языке наречий причины и цели свидетельствуют факты использования целевых местоимений в значении причины в литературе XIX века: Зачем арапа своего младая любит Дездемона, как месяц любит ночи мглу? Затем, что ветру и орлу и сердцу девы нет закона (П.);

образованием аналогов местоимений, сложных местоименных образований, которые в какой-то степени компенсируют отсутствие нужных для целей общения местоимений и позволяют выразить более тонкие оттенки смысла.

В.Н. Мигирин, прогнозируя появление новых местоименных лексем на основе учета постепенно формирующегося параллелизма грамматических разрядов местоимений и членов предложения, говорит о возможности заполнения "пустых" клеток в классификации местоимений; так, могут быть сформированы местоимения условия и цели на базе их функциональных заменителей: при некотором условии, несмотря на любые обстоятельства и др. (См.: В.Н.Мигирин. Опыт построения классификаций, прогнозирующих развитие местоимений и словообразовательных парадигм // Фил. науки. - 1973.-№3. С. 70-72.).

9. Местоимение и функционально-семантические поля

Соотносясь с различными частями речи, местоимение участвует в выражении семантики нескольких функционально-семантических полей: субъектности, объектности, переходности-непереходности, локативности, посессивности, обусловленности, определенности-неопределенности, количественности.

В центре поля субъектности, наряду с существительным в форме им. падежа, находятся местоимения-существительные, также в им. падеже. Другие падежи могут участвовать в выражении субъектных отношений, находясь на периферии поля субъектности: Мне не спится. Её здесь нет.

Местоимения-существительные в вин. падеже, обозначая прямой объект, располагаются в центре поля объектности. В косвенных объектах, обозначенных различными падежными формами, признаки объектности могут ослабляться и пересекаться с обстоятельственными функциями: В ней (кастрюле) варили обед - это периферия поля объектности.

В выражении локативных отношений участвуют, в основном, местоимения-наречия: здесь, там, внутри, туда, везде, нигде и др.

В поле посессивности, в котором представлены отношения обладания, принадлежности, определенное место занимают притяжательные местоимения: Это моя книга; личные местоимения с предлогами: У меня есть книга.

ФСП обусловленности охватывает семантику и выражение причины, условия, цели, следствия, уступки. В русском языке таких местоимений меньше тридцати единиц: почему, почему-то, почему-либо, отчего, отчего-то, зачем, зачем-то и др. подобные, причем местоимений со значением уступительным, условным и следственным, как уже отмечалось, среди них нет, а соответствующие значения выражаются аналогами местоимений: при каком условии, вопреки чему, несмотря на что, при том условии, в том случае и др.

Система неопределенных и указательных местоимений играет важную роль в ФСП определенности-неопределенности. (См.: Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность- неопределенность. - Спб.: Наука, 1992.)

Имеющееся в русском языке достаточно большое число дифференцированных неопределенных местоимений позволяет передать различные семантические оттенки: один, некий, какой-то, какой-нибудь, где-либо, кое-что, кое-кто, некоторый и др. Цен­тральное место в этом ряду занимает слово "один". Оно выражает значение неопределенности только в неударной позиции, характеризуя существительное как новое для слушателя и выполняя, по существу, артиклевую функцию: Один человек вас ждет. Среди других неопределенных местоимений "один" выделяется тем, что сигнализирует готовность говорящего подробнее проинформировать о неизвестном предмете собеседника (например, описать, как он выглядит, что ему надо и т.д.).

Местоимения с -то указывают на неизвестность, неопределенность кого-либо или чего-либо для говорящего: Какой-то человек вас ждет. Используя лексему какой-то, говорящий обычно имеет в виду, что он не намерен или не в состоянии дать дальнейшую информацию об этом предмете.

Местоимения с -нибудь содержат признак несущественности для говорящего конкретных участников события, предметов или их признаков: Кто-нибудь подойдет ко мне? Купи какую-нибудь книгу.

Значение определенности передается местоимением этот: Этот человек мне нужен.

К периферийной области поля определенности-неопределенности относится целый ряд неопределенных и указательных местоимений: какой-либо, некий, тот, такой; определительные местоимения любой, всякий; прилагательные и причастия, подвергшиеся прономинализации: в известных условиях, при данных обстоятельствах и др.

При использовании неопределенных местоимений могут возникать и до­полнительные оценочно-модальные значения: Её муж - какой-то инженер.

В выражении неопределенно-количественных отношений участвуют ме­стоимения многие, немногие, каждый, сколько, все, сколько-то, сколько-нибудь, какой-то и др. Эти лексемы находятся в сфере пересечения ФСП определенности-неопределенности и ФСП количественности.

16

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]