Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
V_I_A.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
38.45 Mб
Скачать

Вопрос 16. Характеристика всех сооружений римского республиканского форума (типы сооружений,ордерные системы,годы построек)

Вопрос 17.

Характеристика Колизея

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира велось на протяжении восьми лет, начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н.э. амфитеатр был освящен императором Титом.

Автор проекта – Неизвестен

Колизей представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Большая ось — 188 м, малая ось — 156 м, длина арены — 86 м, её ширина 54 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.

Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией. Нижний ярус – тосканский ордер, второй ярус – ионический, третий ярус – коринфский ордер, четвертый ярус – коринфские пилястры.

Во время представлений над амфитеатром натягивался огромный тент для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды.

Считалось, что Рим будет стоять пока стоит Колизей.

Причина разрушения Колизея - как и причина падения Рима - варвары. А затем землетрясения. После землетрясений жители Рима сами стали растаскивать Колизей по кусочкам для украшения домов.

Вопрос 18.

ПАНТЕОН

Особое место в римской и мировой ар­хитектуре занял Пантеои - храм «всех богов», в столице империи. Облик Пантеона и его масштаб резко отличают его от пред­шествующих ему круглых периптеров.

Большая часть римских храмов-ротонд эпохи империи посвящалась императорско­му культу. В конце I в. до и. э. зодчим Ва­лерием Остийским по заказу Агриппы был построен первый Пантеон. Сохранившиеся остатки его незначительны. Вероятно, он имел круглую в плане форму и был посвя­щен всем богам, но в первую очередь Мар­су и Венере — покровителям императорско­го рода Юлиев. Видимо, желание сохранить преемственность традиций и было одной из основных причин, заставивших архитектора Пантеона (им был, по всей вероятности, Аполлодор Дамасский, хотя считается, что авторство принадлежит императору Адриа­ну) придать ему круглую форму. Пантеон был построен в 118—128 гг., позднейшие реставрации Антонина Пия, Септимия Севера и Каракаллы мало изменили его облик. Он был роз веден на Марсовом поле, ори черно на таком же рас­стоянии от центра города, как и Колизей, я служил ему своеобразным противо­весом.

Здание состоят из трех частей: купольной ротонды, примыкающего к ней с се­вера прямоугольного порти­ка и переходного элемента между ними, имеющего вы­соту ротонды и ширину пор­тика (рис. 46, 47). К пор­тику вела равная ему по ширине лестница из пяти ступеней. Как показали раскопки, перед Пантеоном располагался прямоуголь­ный вытянутый мощеный двор, окруженный портика­ми с пропилеями на оси портика храма и триум­фальной аркой в центре двора (рис. 48). Гигантская ротонда имеет внутренний диаметр 43,5 м и сфериче­ский купол диаметром 43,2 м. Купол превосходит по размеру не только все подобного рода конструк­ции древности, но также и средних веков. Возрожде­ния и нового времени до XIX в. Пантеон представля­ет собой самый монумен­тальный образец купольно­го здания римской эпохи.

Развитие куполостроения в римской архи­тектуре было связано с купольными зала­ми нимфеев и терм. Но ку­польные залы терм всегда входили в комп­лекс сооружения, в Пантеоне же впервые цилиндрический купольный объем огром­ных размеров приобрел самостоятельное значение.

Диаметр ротонды равновелик ее высо­те, составляющей половину высоты зда­ния,— соотношение, рекомендованное Вит­рувием (рис. 48).

Ротонда опирается на кольцевой фунда­мент шириной 7,3 м и глубиной 4,5 м. Распор купола определил значительную тол­щину бетонной с кирпичной облицовкой стены в 6,3 м (1/7 диаметра ротонды), кото­рая расчленена большими нишами на во­семь гигантских пилонов (рис. 49).

Восемь основных ниш имеют ширину 8,9 м и глу­бину 4,5 м при толщине их задних стенок 1,8 м. Ниши облегчают стену на 1/з ее объ­ема. Помимо этого восемь пилонов разби­ты малыми пустотами (в форме обрат­ных заделанных ниш) на 16 радиальных опор-контрфорсов. Это значительно облег­чило объем стены и превратило ее в жесткий каркас из 16 опор, чередующихся с тонкими участками стены.

Большие ниши перекрыты мощными кирпичными арками двойной кривизны, ко­торые соединяют пилоны между собой и со­здают непрерывную кольцевую опору для купола. Более мелкие арки не только свя­зывают между собой крупные, дополняя си­стему опоры купола, но и разгружают ан­таблемент ордера нижнего яруса от давле­ния массы купола. В систему арочных кон­струкций включаются и арки в нижней зоне самого купола, задачей которых является передача давления купола только на пило­ны. Благодаря этому в стене Пантеона поч­ти нет инертной массы. Стена представляет собой многоярусную аркаду, умелое пост­роение которой обеспечило на тысячелетия прекрасную сохранность памятника в сейс­мических условиях.

Купол отлит из горизонтальных слоев бетона, в нижней зоне армированного кир­пичными арками. Тщательное изучение структуры купола опровергло идущее от Пиранези и повторенное Виолле ле Дюком, Шуаэи и другими заблуждение о наличии в куполе Пантеона каркаса из кирпичных арок выше второго снизу ряда кессонов1. Состав бетона изменяется в зависимости от высоты купола. В нижних частях купола наполнителем бетона служила твердая тра­вертиновая крошка, в верхних— крошка туфа и легкой пемзы. Большую роль игра­ют кессоны купола, отлитые одновременно с ним. Пятью рядами покрывая его поверх­ность на высоту 60° от основания, они оставляют гладким пространство вокруг круглого окна — опайона, диаметр которого 8,92 м. Соответственно уменьшению окруж­ности верхние кессоны вдвое меньше ниж­них. Кессоны расчленяют поверхность ку­пола и облегчают его приблизительно на 1/6 его веса, а их перспективное сокращение зрительно увеличивает высоту купола. В це­лом конструкция Пантеона может быть охарактеризована как купол на аркаде.

Наружные членения ротонды очень про­сты: нижний горизонтальный выступ отра­жает границу между первым и вторым яру­сом стены, а второй отмечает начало купо­ла, т. е. границу между несущими и несо­мыми частями конструкции. Стена в ниж­ней части была, вероятно, облицована мра­мором, а в верхней — оштукатурена. Третий выступ соответствует переходу от кольце­вой стенки вокруг основания купола к семи ступенчатым уступам, загружающим ниж­нюю часть свода (рис. 50). Поверхность купола покрывала позолоченная черепица.

Внутри здание членится четырьмя пря­моугольными и тремя полуциркульными ни­шами. Против средней полуциркульной ни­ши находится повторяющий ее очертания прорез арки входа. Нижний ярус стены имеет в высоту 13 м и украшен колоннами и пилястрами коринфского ордера (рис. 51). Второй ярус представляет собой аттик вы­сотой 8,7 м, до XVIII в. расчлененный пи­лястрами из цветного мрамора.

В интерьере Пантеона доминирует полу­сфера его грандиозного купола. Впечатле­ние единства пространственного целого усиливается равновесием между его верти­кальными и горизонтальными измерениями.

Единое нерасчлененное пространство охва­тывается мощной сферой, воспринимавшей­ся как символическое изображение небес­ной сферы. О таком понимании перекрытия Пантеона прямо пишут древние авторы. Именно это определяло особую роль купо­ла в конструкции Пантеона, отличную от той роли, которую купол играл в зданиях утилитарного назначения.

Важная роль принадлежит ордерной си­стеме, введенной в первый ярус храма. Ко­лонны, поддерживающие антаблемент, при­крывают огромные ниши и тем самым спо­собствуют созданию единого внутреннего пространства Пантеона. Без них оно было бы раздроблено, масштабность изменилась и не выявилась бы грандиозность внутрен­него пространства. Пояс аттика, раскрепованный только над нишей, противоле­жащей входу, образует органический пере­ход от стены к сфере. Аттиковый ярус вос­принимается как часть купола, еще боль­ше акцентируя его роль в интерьере Пантеона.

Преобладание купола не означает, что он своей массой давил на находящегося

внутри храма человека. Зодчий стремился создать впечатление легкости конструкции перекрытия. Этой цели помимо кессонов служили ордерные членения стены. Явно не рассчитанные на несение подлинной массы купола, они тем не менее порождали у зри­теля впечатление легкости вознесшейся над ними сферы. Особенно это касалось мелких пилястр верхнего яруса, которые выгляде­ли как опора купола.

Особая роль отводилась единственному световому отверстию, расположенному в высшей точке купола Пантеона. Центричность помещения, его огромные размеры, блеск столба света в центре и полумрак на «периферии» ротонды не только создавали впечатление покоя и сосредоточенности, но и заставляли молящегося в храме с осо­бым чувством воспринимать небо и солнеч­ный свет. Льющийся с неба через опайон столб света, вокруг которого развертывает­ся внутреннее пространство Пантеона, яв­ляется настоящим стержнем композиции (рис. 52, 53). Чтобы понять, как должен был воспринять римлянин такое решение внутреннего пространства храма, нужно помнить, что для него верховное божество — Юпитер — был не столько антропо­морфным существом, сколько самим небес­ным сводом.

Внутреннее пространство Пантеона ог­ромно и как во всяком центрическом зда­нии с любой точки зрения (кроме централь­ной) кажется большим, чем есть на самом деле. Нет углов, нет прямых горизонталей, только огромная полусфера и единообраз­ный ритм колонн, простенков и ниш. Это не похоже на привычное для римлянина ре­шение внутреннего пространства храма. В Пантеоне дано принципиально новое ре­шение сакрального здания, в корне поры­вавшего с традициями античного восприя­тия храма. Обычные греческий и римский храм — это дом божества, доступ в кото­рый для рядового человека если не запре­щен, то затруднен. Свободно туда входил только жрец. Все остальные в момент со­вершения религиозной церемонии находи­лись снаружи. Совершенно иное решение предложил зодчий Пантеона. Молящийся находился внутри, он со всех сторон охва­чен пространством, которое считается свя­щенным. Здесь уже появляется иное, не ан­тичное понимание внутреннего пространст-

ва храма. Возрастание роли религии к концу античного периода, новые формы ее заставляли переосмыслить и архитектурные формы храма. Перемещение верующего внутрь можно заметить во многих храмах мистериальных культов. Принцип здесь тот же самый, разница только в размерах и форме пространства. Отразив новые тенденции в развитии религиозной идеологии, Пантеон стал одним из прообразов христианских центрических храмов византийской

эпохи, самым ярким образцом которых является храм Софии в Константинополе.

Входом в Пантеон служит портик, имеющий 14 м в глубину (рис. 54). Он перекрыт двускатной кровлей на бронзовых стропилах, ее поддерживают 16 колонн диаметром 1,5 м, высотой 14 м. По фасаду стоят восемь колонн, остальные, расположенные в ряд по четыре в каждом, делят пространство портика на три части. Этому делению портика отвечает деление фасада

прямоугольного выступа, являющегося переходным элементом от портика к ротонде.

Вход в Пантеон фланкирован двумя большими полукруглыми нишами, в одной из которых стояла статуя Августа, а в Другой— Агриппы. В целом это чрезвычайно напоминает членения целл обычного римского храма, но центральный элемент здесь превращен в проход. Естественно, что у посетителя рождались ассоциации, связывающие архитектурные элементы Пантеона со знакомыми и привычными образами. Они заставляли его по-новому воспринимать само внутреннее пространство Пантеона, видеть в нем непомерно разросшуюся и по-новому решенную целлу традиционного храма.

Введение портика имело целью придать осевую направленность центрическому зданию Пантеона. Поиски римских архитекторов в решении этой проблемы иллюстрирует еще республиканский храм В ив Ларго Арджеитина. Дальнейшее развитие этих поисков нашло отражение в архитектуре Пантеона. Здесь появился тот переходный элемент, который позволил выдвинуть портик вперед.

Наконец, сильнее всего фронтальную осевую ориентацию придал храму колоннадный прямоугольный двор длиной 110 м, предварявший относительно высокий и широкий портик. Все эти архитектурные элементы, сужавшие поле зрения при подходе к Пантеону, маскировали ротонду и настраивали посетителя на привычное восприятие. Тем сильнее было воздействие архитектуры и солнечного света; от яркого солнца колоннадного двора посетитель переходил к затененности глубокого портика и к полутьме перехода за ним, а затем снова внезапно к солнцу и простору внутреннего пространства Пантеона.

В Пантеоне нашла свое наивысшее выражение инженерная и архитектурная мысль античного Рима, подготовленная предшествующими поисками и находками римских зодчих (развитие ротонды, купола большого диаметра, применение традиционной осевой композиции к центрическому зданию). Пантеон явился тем образцом, которому следовали многие построенные позднее ротонды.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]