Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Феодальная раздробленность на Руси.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
101.89 Кб
Скачать

Феодальная раздробленность на руси

Причины распада единого государства.

Начиная с 30-х гг. XII в. Русь уже необратимо вступила в полосу политической раздроблен­ности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период Средневековья. Новые экономические, политические, социальные явления, проявившиеся к этому време­ни, медленно, но верно разваливали единое государство.

К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В начале XIII в. их стало уже около 50. Русь стала политически похожа на лоскут­ное одеяло. Каковы же были причины такого развития событий?

В рамках единого государства за три века его существования раз­вивалось хозяйство отдельных земель, выросли новые города, зароди­лись и развились крупные вотчины, владения монастырей и церквей.

Становление в рамках Руси самостоятельных княжеств прохо­дило на фоне бурного развития производительных сил общества, прогресса сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли, усиливавшегося обмена товарами между отдельными рус­скими землями, роста населения. Прежние маленькие деревянные городки превратились в многолюдные столицы княжеств. В них бы­ли выстроены мощные кремли — детинцы, в центре высились бе­локаменные соборы, княжеские и епископские палаты, всюду сто­яли сотни церквей.

В городах сложилось мощное боярство — владельцы богатых дворов, внутри которых проживали десятки людей. Это были настоящие городские твердыни, где, помимо семьи боярина, жили младшие дружинники, зависимые люди, многочис­ленная прислуга. Вне городских стен бояре владели в качестве вотчин обширны­ми земельными угодьями с деревнями, заселенными смердами. Тут же стояли их сельские дворы. В городах и вокруг них располагались и земельные владения выс­ших церковных деятелей — митрополита, епископов, церквей, монастырей.

Каждое крупное княжество могло теперь выставить рать не меньшую, чем у киевского князя. Центры княжеств стали крупны­ми крепостями. Оборона страны — некогда единая — теперь раз­дробилась по отдельным землям. В военном и политическом смыс­ле Русь стала намного слабее.

Усложнился состав общества, более определенными стали его слои в отдельных землях и городах: здесь были и бояре, и духовен­ство, и торговцы, и ремесленники, и низы города, включая холопов. Зарождалось дворянство — слой мелких вассалов, служивших кня­зю за земельное пожалование, которое предоставлялось лишь на время службы, а не как вотчина. На этих воинов стали опираться местные князья в борьбе со своевольными и богатыми боярами. Не­редко князей против боярства поддерживало и городское население.

Отдельные русские земли превращались в экономически разви­тые сильные государственные образования с кипучей общественной жизнью. Их территории порой равнялись крупным западноевропей­ским государствам. Вся эта новая Русь уже не нуждалась в преж­ней централизованной власти.

Распад Руси в новых хозяйственных и политических условиях объяснялся и ее огромной территорией, различными природными и экономическими особенностями отдельных земель. К примеру, Суз­дальскую Русь отделяли от Волынской земли тысячи километров.

Это были разные миры. На распад страны повлиял и ее много­национальный состав. Древнерусское государство населяло более 20 различных народностей.

Наконец, распаду Руси способствовали и постоянные разделы, и переделы земель между князьями, их бесконечные междоусобные войны.

Древнерусское государство выполнило свою историческую роль. Оно сплотило восточное славянство, содействовало его переходу от племенного быта к новой жизни, защитило от внешних врагов, спо­собствовало развитию хозяйства, культуры. В рамках единого госу­дарства стали развиваться новые, феодальные отношения. Теперь отдельные земли поднялись к самостоятельной жизни. Они больше не нуждались в опеке центральной власти. Они, как взрослые де­ти, готовы были уйти от вырастивших и воспитавших их родителей и начать собственную жизнь.

Потеря Киевом своей исторической роли была в известной мере связана и с перемещением основных торговых путей. В связи с бурным ростом итальянских городов и активизацией итальянского купечества в Южной Европе и Средиземноморье теснее стали связи между Западной и Центральной Европой. Крестовые по­ходы приблизили Ближний Восток к Европе. Эти связи развивались, обходя Киев стороной. В Северной Европе набирали силу германские города, на которые все более стали ориентироваться Новгород и другие города русского северо-запада. Померк былой блеск некогда славного пути «из варяг в греки».

Не могли для Киева и Киевской земли пройти бесследно и столетия напря­женной борьбы с кочевниками. Эта борьба истощала народные силы, замедляла общий прогресс края. Преимущество получали те районы страны, которые хотя и находились в менее благоприятных природных условиях (Новгородская земля, Ростово-Суздальская Русь), но не испытывали такого изнуряющего давления со стороны кочевников.

Как оценивать распад Руси.

С точки зрения общеисторическо­го развития политическое дробление Руси — закономерный этап на пути к будущей централизации страны и будущему экономиче­скому и политическому взлету уже на новой основе. Повсюду и в Европе, и в Азии за раздробленностью последовала новая цент­рализация государств. Во многих странах со временем усиливалась центральная власть, которая опиралась на дворянство, города, ку­печество. Сильная власть подчиняла себе крупных феодалов-земле­владельцев, ставила их на службу государства. Новое объединение происходило в условиях мощного хозяйственного развития, больших сдвигов в культуре. Подобные же этапы переживала и Русь.

Залогом этого являлось успешное развитие отдельных княжеств в период раздробленности. В условиях становления новых эконо­мических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее пе­редовой формой ведения хозяйства, хотя и происходило это за счет труда зависимого крестьянского населения.

Происходил рост городов, развивались старые и зарождались новые ремесленные специальности, процветала торговля. В горо­дах создавались замечательные памятники культуры, летописи. Важнейшей отраслью хозяйства в ряде земель становились лесные промыслы, добыча соли. В рамках отдельных земель набирала си­лу русская церковь. Из кругов духовенства вышло немало замеча­тельных писателей, живописцев.

Политический распад Руси никогда не был полным. Сохраня­лись центростремительные силы, которые постоянно противостоя­ли силам центробежным. Во-первых, это была власть великих ки­евских князей. Пусть порой призрачная, но она существовала. Недаром для автора «Слова о полку Игореве» власть и авторитет киевского князя стояли на высоком политическом и нравственном пьедестале.

Сохраняла свое влияние и общерусская церковь. Киевские ми­трополиты являлись руководителями всей церковной организации. Церковь, как правило, выступала за единство Руси, осуждала междоусобные войны князей, играла большую миротворческую роль. Клятва на кресте в присутствии церковных деятелей являлась од­ной из форм мирных договоренностей враждующих сторон.

Противовесом силам распада и разделения была и постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со сторо­ны половцев. С одной стороны, соперничавшие князья привлекали половцев в качестве союзников, и те разоряли русские земли, с другой — в общерусском сознании постоянно жила идея едине­ния сил в борьбе с внешним врагом, сохранялся идеал князя — ра­детеля за Русскую землю. Поэтому князья иногда объединяли свои силы для совместных действий против кочевников. Однако эти со­юзы оставались непрочными, между их участниками продолжалась борьба.

Среди полутора десятков княжеств, которые образовались в XII в. на территории Руси, наиболее крупными были: Киевское с центром в Киеве, Черниговское и Северское с центрами в Чернигове и Нов­городе-Северском, Новгородское с центром в Новгороде, Галицко-Волынское с центром в Галиче и Владимире-Волынском, Владимиро-Суздальское с центром во Владимире-на-Клязьме.

Каждое из них занимало обширные земли, ядром которых бы­ли не только исторические территории еще старых, племенных княжений, но и новые территориальные приобретения, новые го­рода, которые выросли в землях этих княжеств за последние де­сятилетия.