Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Алексей Кашкин. Устав православного богослужени...doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.37 Mб
Скачать

§2.12. Полиелей

Полиелей — техническое выражение нашего богослужебного Устава, применяемое к двум псалмам (134 и 135), которые поются на торжественной праздничной утрене после кафисм и седальнов и перед пением величания, чтением праздничного или воскресного Евангелия. Греческий термин πολυέλεος состоит из двух слов (πολύ — «много», έλεος — «милость») и означает «много милости». Названы эти псалмы так из-за частого повторения в 135-м псалме фразы: «…яко в век милость Его», а также потому, что в них говорится о тех великих милостях, которые Бог посылал израильскому народу во время исхода из Египта и странствования по пустыне. По Уставу полиелей поется только в великие, бденные и полиелейные праздники, а также в строго определенные воскресные дни, хотя в приходских церквах полиелей поют на всякой воскресной утрене.

§2.13. Непорочны

Этим термином обозначается одна из кафисм Псалтири (17-я), или, иными словами, 118-й псалом, целиком составляющий эту кафисму. Псалом начинается словами: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни...». По этому слову и весь псалом получил свое наименование. В течение церковного года непорочны занимают очень важное место: они должны стихословиться в субботы на утрене; по Уставу они поются и на воскресной утрене, когда не положен полиелей, то есть большую часть года; также псалом 118-й исполняется на заупокойных богослужениях. В отличие от всех прочих кафисм Псалтири, 118-й псалом делится не только на три части (славы), но, кроме того, словом «среда» в середине второй славы разделяется на две половины, так как на некоторых заупокойных службах он исполняется именно в таком разделении. Эта кафисма Псалтири занимала видное место уже в X веке в уставе константинопольской Великой церкви.

§2.14. Акафист

Акафист, или «неседальная песнь»,— поэтическое произведение, которое близко по своей форме к древнему кондаку, однако в то же время существенно отличается от него. Это тоже большая поэма, состоящая из основного кондака с определенным окончанием или припевом и следующих за ним 24 песнопений. Однако если в древнем кондаке за начальным кукулем следовали только икосы, то в акафисте попеременно чередуются 12 икосов и 12 кондаков; при этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки — припевом «Аллилуиа». Первый из известных акафистов — акафист в честь Пресвятой Богородицы, который написан, вероятно, в царствование императора Ираклия (610–641) или, точнее, в 626 году, то есть после освобождения Константинополя от нашествия персов. На это есть указание и в самом акафисте: «Радуйся, огня поклонение угасившая». Автором этой «неседальной песни» считают Константинопольского Патриарха Сергия (610–638) или его современника Георгия Писидийского, хартофилакса Святой Софии при императоре Ираклии.

Литургическое употребление акафиста Пресвятой Богородице предписано нашим Типиконом в 5-ю субботу Великого поста на утрене (этот праздник называется «Похвала Богородицы»). Иных акафистов наш богослужебный Устав просто не знает. Все же неисчислимое множество известных в настоящее время акафистов написано в XIX–XX веках.

Хотя многие верующие отдают предпочтение акафистам перед остальными молитвословиями из-за их простоты и понятности, все же в богословском плане содержание многих акафистов существенно уступает глубине и выразительности псалмов и древних церковных песнопений (стихир, канонов). Архимандрит Киприан (Керн) даже выступает с резкой критикой современных акафистов: «…все бесконечное количество особенно в России распространившихся акафистов есть не что иное, как убогое и бессодержательное старание перефразировать классический Акафист. <…> Некоторые из них представляют [собой] просто перечисление географических и личных имен князей, святителей и преподобных с очень немногочисленными и малосодержательными похвалами или же, как в акафисте Страстям Христовым, просто униатским поклонением язвам, гвоздям и пр.»73.

Однако, принимая во внимание ту привязанность к акафистам, которая присутствует у духовенства и верующего народа, можно рекомендовать их пение при служении молебнов74, то есть вне богослужений суточного круга, где акафисты совершенно не предусмотрены Уставом. Пожалуй, такое употребление акафистов будет единственно правильным, тогда как современная практика пения акафистов в конце вечерни или на утрене вместо кафисм все-таки является искусственным нововведением. Против пения акафиста на утрене решительно выступает и архимандрит Киприан (Керн): «…замена акафистом кафисм Псалтири, как это — увы! — часто делается, является просто насилием над уставом, литургической безграмотностью и эс­тетическим безвкусием»75.