- •Тема 12. Развитие экономической теории в России
- •1.2.1. Особенности русского меркантилизма и классической школы
- •Русский марксизм
- •Революционное народничество
- •Прорыв на передовые рубежи мировой экономической науки
- •М. И. Туган-Барановский
- •Теория планирования в ссср
- •Российская экономическая наука на перепутье
Прорыв на передовые рубежи мировой экономической науки
Со второй половины XIX в. изучение и преподавание политической экономии в России существенно расширились, появилось много научной и учебной литературы, а влияние ученых-экономистов на государственную политику возросло. В лоне причудливого сплетения разных направлений русской экономической мысли выросла плеяда талантливых ученых-теоретиков, которые способствовали повышению международного престижа русской экономической науки. В частности, российские ученые сыграли важную роль в развитии по крайней мере двух экономических школ мирового значения.
Экономистом с мировым именем стал
Евгений Евгеньевич Слуцкий (1880-1948), внесший крупный вклад в развитие маржинализма. Он известен в первую очередь как создатель теории сбалансированного бюджета потребителя, общий смысл которой состоит в том, что, выбирая товары, потребитель не только ориентируется на полезность того или иного блага и его цену, но и постоянно соразмеряет объем и структуру запросов со своим доходом (бюджетом).
Благодаря работам Слуцкого маржинальная теория потребительского поведения стала существенно более реалистичной. До этого она была ориентирована преимущественно на анализ желаний потребителя. Теперь она получила теоретический инструмент для сопоставления этих желаний с возможностями (бюджетом) потребителя. Слуцкий разработал вопрос устойчивости бюджета потребителя, отклонение от которого приводит к сокращению полезности. Проблемы, впервые поднятые Слуцким, впоследствии разрабатывал крупный американский экономист Дж. Хикс.
М. И. Туган-Барановский
Русские ученые конца XIX — начала XX в. много занимались принципиально важной для экономической теории циклов и кризисов. В частности, выдающийся экономист Михаил Иванович Туган-Барановский (1865—1919) создал инвестиционную теорию циклов, сыгравшую годы спустя после его значительную роль в становлении кейнсианской школы Он пробился сквозь джунгли к новым горизонтам. Он положил иначало новой трактовке проблемы», — написал о Туган-Барановский один из крупнейших кейнсианцев американский экономист Э. Хансен. мы помним, кейнсианская революция во многом была инициирована наблюдениями за ходом тяжелейшего кризиса — и. великой депрессии.
Учеником Туган-Барановского, продолжившим изучение циклов и кризисов, стал Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938) автор теории больших циклов конъюнктуры, или К-волн. Лишь со временем мировое научное сообщество и (грустный парадокс нашей страны!) еще позже отечественные ученые оценили глубину и эвристический потенциал выдвинутой им теории.
Н.Д. Кондратьев эмпирически, на основе оригинальной обработки грандиозного статистического материала показал, что за 200 лет экономика ряда государств Западной Европы и США пережила четыре длинные волны колебаний экономической активности с периодом в 50—60 лет. В отличие от бизнес-циклов, имеющих длительность около 10 лет, которые прямо сказываются на поведении индивидуумов, предприятий, банков, государств, К-волны непосредственно не ощущаются. Их проявление Кондратьев видел в том, что в повышательной части длинной волны обычные краткосрочные кризисы бывают менее тяжелыми, чем в ее понижательной части. Кроме того, долгосрочные периоды повышения конъюнктуры, как правило, значительно богаче круп-
