Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
геополитика.политооогия.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
171.21 Кб
Скачать

Русская, советская и российская[править | править вики-текст]

Отечественная геополитическая школа формировалась веками. В 988 году князь киевский Владимир из Византии принёс на языческую Русь православие, и многие язычники в водах Днепра приняли святое крещение. В 1242 году на православную Русь с целью её окатоличивания напали шведские рыцари-крестоносцы, но великий князь новгородский Александр Невский разбил их на тонком льду Чудского озера; с Ордой же он сотрудничал. В 1380 году князьДмитрий Донской по благословению святого старца Сергия Радонежского на Куликовом поле разбил золотоордынцев, был положен конец ордынскому игу. В XV веке простой инок Псковского Свято-Елиазаровского монастыря Филофей стал первым человеком, который озвучил Русскую геополитическую мысль (Москва - третий Рим). Среди российских авторов термин «геополитика» впервые стал употребляться в 1920-х годах представителями движенияевразийства. В конце 1920-х годов он появился и в СССР. В связи с этим некоторые современные историки считают временем появления русской геополитической школы именно эти годы. Более ранние мыслители, рассматривавшие геополитические вопросы, в таком контексте относятся либо к предшественникам, либо к исследователям вне общей национальной геополитической школы.

В разные периоды существования Советский Союз имел разную, временами двойственную геополитическую политику и практику. Имея целью распространение в мире социализма в целом и по-возможности увеличения своей территории в частности, довоенный СССР, с одной стороны, вопреки реальным возможностям, не стал присоединять примыкающие народно-революционные Монголию, Танну-Тыву, Гилян, однако, с другой стороны, поддерживал неудачную попытку образования Китайской Советской Республики, а также разделил с нацистской Германией восточную Европу согласнопакту Молотова-Риббентропа. При этом из числа этих согласованных к своей сфере влияния территорий СССР присоединил к себе бывшие в составе Польши западные Украину и Белоруссию, а также Прибалтику, Бессарабию, Северную Буковину, но, столкнувшись с жёстким сопротивлением Финляндии при реализации в ней прибалтийского сценария присоединения, смог аннексировать только её небольшую часть.

В ходе Второй Мировой войны и сразу после неё СССР резко укрепил своё влияние в мире, обзавёлся несколькими социалистическими государствами-сателлитами («странами народной демократии»), а также присоединил непосредственно к себе некоторые новые территории — восточную Пруссию, небольшую часть северной Финляндиии, Закарпатье, южный Сахалин и Курилы, Танну-Тыву. Однако, СССР не реализовал некоторые другие возможности, такие как присоединение Болгарии согласно её неофициальному предложению (отклоненному в связи с формальным поводом эксклавности её территории) и вовлечение в свою сферу влияния (по сценарию установления социализма в Восточной Европе и создания ГДР при разделе Германии) китайских Восточного Туркестана и Маньчжурии, а также оккупированных на время северного Ирана и восточной Австрии и планировавшегося к оккупации японского Хоккайдо. СССР поддерживал несостоявшееся создание в южной Европе «малого СССР» из Болгарии, Югославии, Албании, и возможно, Румынии и Греции.

Во второй половине XX века СССР стал одной из двух сверхдержав наряду с США. Он возглавил также второй из мощнейших военно-политических блоковОВД и достиг баланса сил с США и НАТО с военно-стратегическим паритетом. Не объявляя открыто о детальных геополитических концепциях помимо паритета и «сдерживания американской гегемонии и неоколониализма», фактически СССР разделил геополитический контроль над планетой, действуя в политической, военной (в том числе военно-морской), экономической, научной, спортивной сферах. СССР имел крупнейшие военно-промышленный комплекс и вооружённые силы, которые опосредованно участвовали в том числе и в конфликтах с США в локальных войнах. Как и американская школа, советская геополитика широко оперировала понятиями противостоящих друг другу «мира капитализма» и «мира социализма». Хотя от военно-политического советского блока («мировой системы социализма») отошли социалистические Югославия, Албания и набиравший мощь Китай, СССР в целом продолжал укреплять своё влияние в мире, активно и в большинстве случаев успешно поддерживая не только союзников по ОВД, но и несколько десятковстран социалистической ориентации, а также народно-освободительные движения.

Советским специалистом по отечественной геополитике был профессор Алексей Леонтьевич Нарочницкий, он изучал российскую геополитику 19 века, на эту тему из-под его пера выходили научно-документальные исторические труды. После распада СССР его политическая правопреемница Россия, имеющая утрату прежних (относительно СССР) позиций на международной арене, малый размер ВВП (во второй половине мировой десятки), отсталость в науке, значительное сокращение стратегических ядерных сил, высокую бедность населения и коррупцию, устаревшую инфраструктуру, системный внутриэкономический кризис и сложную демографическую обстановку, всё-таки признаётся восстанавливающейся потенциальной сверхдержавой. Россия добилась полноправного членства в Большой Восьмёрке (G8), а также образовала с другими растущими державами сообщество БРИК. Российское руководство и политики активно отстаивают идеи неприятия однополярного мира и США как единственной сверхдержавы и заявляют о необходимости установления многополярного мира со всё более возрастающими ролями потенциальных сверхдержав и региональных держав и объединений. В этом с Россией согласен и Китай, который фактически приблизился к статусу сверхдержавы.

В 90-х гг. геополитическими исследованиями занимался старший научный сотрудник Института философии РАН России Вадим Цымбурский, который предложил термин «Остров-Россия», а также известен концепцией Великого Лимитрофа.

Видным выдающимся российским геополитиком начала XXI века является генерал-полковник в отставке Леонид Григорьевич Ивашов, он возглавляетАкадемию геополитических проблем, которая занимается анализом международной обстановки и ситуации внутри страны, её эксперты разрабатываютГеополитическую доктрину. Ранее генерал-полковник Леонид Григорьевич Ивашов возглавлял Главное управление международного военного сотрудничества, в этой должности он жёстко и принципиально отстаивал национальные интересы России, выступая против расширения НАТО на восток, против агрессивной внешней политики США и Запада в целом и против построения однополярного мира, к тому времени за его плечами уже были учёба в Военном училище в Военной академии и безупречная служба в мотострелковых войсках на различных командных должностях. Построение однополярного мира, в котором господствует Запад, противоречит национальным интересам Российской Федерации, и дальнейшее расширение НАТО угрожает национальной безопасности РФ.

В последнее время в России активно разрабатываются новые школы и направления геополитики. Научный сотрудник Центра оборонных исследований РИСИ Владимир Карякин на базе нетрадиционных подходов и новых вызовов предложил термин «Геополитика третьей волны».[9] Данный междисциплинарный подход основан на принципах синергетики, постнеклассической науки в контексте социально-политической динамики и стратегий непрямых действий.

Распространение новых технологий коммуникаций также отразилось на геополитических подходах. Главный редактор журнала «Геополитика» Леонид Савин предложил термин «кибергеополитика» для описания новой сферы политической активности и особенностей географической локализации этого трансграничного феномена. В одной из статей по этой теме Леонид Савин пишет, что неологизм кибергеополитика нужно понимать «одновременно как новую дисциплину, изучающую то, что происходит с помощью интерфейса человек-машина в контексте политики и географии, включая, но не ограничиваясь, интерактивным взаимодействием социальных сетей, виртуальным пространством, дипломатией web. 2.0, так и текущую деятельность, затрагивающую и включающую в себя принципы обратной связи в социальном, политическом и военном секторах, и где императивом является установление и распространение власти, пусть и более изощренным способом». Российская геополитическая школа делится на два лагеря, ими являются консерваторы и либералы, они придерживаются разных точек зрения. Действительно Леонид Ивашов, Леонид Решетников, Алексей Пушков, Наталья Нарочницкая и Максим Шевченко относятся к консервативному лагерю. Ранее кандидат исторических наук генерал-лейтенант Леонид Петрович Решетников служил в органах СВР, он знал немецкий, французский, сербский и болгарский языки, в настоящее время под его началом трудится Российский институт стратегических исследований, его специалисты занимаются анализом и прогнозом международной обстановки исследованием причин вооружённых конфликтов и политических кризисов. Любимой наукой РИСИ является геополитика, эксперты данного института выступают против дальнейшего расширения НАТО и ЕС и построения однополярного мира, в этом мнении их поддерживают специалисты АГП. Во всех своих публичных выступлениях Леонид Решетников считал для России Сербию, Грецию, Молдову и Болгарию братскими народами и стратегическими партнёрами, у которых имеется много общих связей, включая Православное вероисповедание, но Запад на протяжении всей своей истории всегда стремился к искоренению Православия и уничтожению непокорных народов. Среди российских геополитиков консервативного лагеря бытует мнение о столкновении западно-христианской и восточно-исламской цивилизаций, знаменитый Православный богослов профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов в одном своём интервью опроверг эту теорию, по его мнению Запад давно отошёл от своих христианских основ.

ВОПРОС № 7

РОССИЯ НА ГЕОПОЛИТ КАРТЕ МИРА

Вопрос о роли и значении России в новой системе геополитических координат заслуживает отдельного внимания. Главное отличие сегодняшней ситуации от начала 1990-х гг. заключается в том, что Россия опять начала воспринимать себя как великую нацию, и это вынуждены констатировать ведущие мировые эксперты1. Мюнхенская речь Владимира Путина в 2007 г. продемонстрировала мировым лидерам, что Россия будет решительно отстаивать свои интересы на геополитической карте мира.

Между тем на геополитическое положение России крайне неблагоприятно влияет выбранное направление экономического развития - в качестве "деревни" Нового Севера, откуда тот выкачивает ресурсы: сырье, финансы, высококвалифицированную рабочую силу2. Этот путь ведет к постепенной деградации страны, тем более что наши возможности традиционного индустриального развития ограниченны (невысокая конкурентоспособность основной части рабочей силы; неблагоприятные климатические и географические условия, повышающие стоимость единицы продукции на 10-15%).

Если в начале 1990-х гг. по уровню своего развития Россия еще могла претендовать на членство в клубе постиндустриальных стран, то в начале XXI столетия это уже не так, поскольку один из основных ударов постсоветской шоковой терапии пришелся именно по высокотехнологичному производству и научному потенциалу страны. За два десятилетия доля России в мировом ВВП значительно упала - с 2,92% в 1990 г. до 1,38% в 1998 г.; в конце 1990-х гг. начался некоторый рост отечественной экономики, что позволило к 2009 г. несколько увеличить долю России в мировом ВВП до 1,92%. При этом производство промышленной продукции от уровня 1980 г. упало в 1998 г. до 60% и в 2005 г. восстановилось только на 80%>. Произошла перестройка отраслевой структуры экономики в пользу сырьевого блока3.

Не секрет, что увеличение доли российского ВВП в последние годы происходило почти исключительно благодаря развитию нефтегазового сектора: в международном разделении труда за Россией закрепилась роль поставщика сырья - нефти, газа, металлов и леса при постоянном сокращении доли продукции перерабатывающих отраслей4. Социально-экономические и геополитические связи Российской Федерации и стран СНГ так и не были полностью восстановлены, а ряд бывших советских республик стал конкурировать с Россией па международном рынке энергоресурсов.

Географическая структура современного отечественного экспорта демонстрирует широкие связи России с ведущими мировыми державами. Во многом это объясняется все той же зависимостью от экспорта сырья и топлива, основными потребителями которых являются индустриально развитые страны . Главным регионом для российских экспортеров сегодня является Европейский Союз (до 56% экспорта в 2008 г.), вторым по значимости регионом остаются страны СНГ, хотя их доля в структуре российского экспорта со временем сократилась (с 22 до 19%), на третье место по значимости вышел Китай, опередив США".

Военно-промышленный комплекс (ВПК) в свое время был самой высокотехнологичной отраслью советской экономики, однако политика конверсии и приватизации оборонных предприятий в середине 1990-х гг. привела к значительному отставанию темпов развития этого сектора. В итоге к концу 1990-х гг. Россия практически полностью утратила традиционные рынки сбыта продукции ВПК: удельный вес российского экспорта вооружений снизился в этот период но сравнению с 1980-ми гг. в странах Азиатско-Тихоокеанского региона с 62 до 20%, на Ближнем и Среднем Востоке с 18 до 6%, в Латинской Америке с 51 до 8%, в Африке с 47 до 23%3.

После прихода к власти президента В. В. Путина в 2000 г. ситуация стала меняться: быстрыми темпами начали расти поставки оружия в Китай и Индию. За время первого президентского срока Владимира Путина государственный оборонный заказ России вырос в 2,5 раза, достигнув в бюджете 2004 г. около 136 млрд руб. (или 4,7 млрд долл. США). В 2000-2005 гг. на исследования и разработки было выделено 40% всех ассигнований на военные цели - вчетверо больше, чем за предшествующую пятилетку . Россия постепенно возвращается на традиционные рынки сбыта вооружений. Тем не менее по-прежнему достаточно остро стоит проблема обновления военной техники: доля современных образцов вооружения и военной техники в российской армии составляет сегодня лишь 20-30%, в то время как аналогичный показатель в армиях развитых стран превышает 70%5. В целом, несмотря на обозначенные выше проблемы, военный потенциал России сегодня остается на достаточно высоком уровне и активно укрепляется. В частности, операция 2008 г. по принуждению к миру в Южной Осетии продемонстрировала высокий уровень боеспособности российских вооруженных сил.

В течение 2001-2008 гг. достигнуты определенные успехи в восстановлении научно-технического потенциала страны. Темпы роста ВВП в этот период были на уровне 7% в год (в США - 4,4%, в Япония - 3,7%). По объему ВВП мы приближаемся к Италии и при сохранении темпов роста имеем шанс через несколько лет догнать Великобританию и Францию. Сегодня Россия занимает .лидирующие места в мире не только по добыче нефти и газа, но и по выработке электроэнергии, выплавке чугуна и стали, прокату черных металлов. Темпы роста некоторых новых производств, например мобильной связи, телекоммуникаций, программного обеспечения, превышают темпы роста в развитых странах. Однако серьезной проблемой остается сырьевая ориентация нашей экономики и низкий уровень развития человеческого капитала1.

Именно поэтому среди российских геополитиков существует мнение, что наша страна до сих пор сохраняет значение важного геополитического полюса силы (хотя и значительно ослабленного по сравнению с СССР) в той мере, в какой она одновременно концентрирует и сохраняет четыре вида ресурсов: территориальный(крупнейшая в мире государственная территория с ее природными запасами и биоразнообразием),коммуникационный (самые развитые в мире системы транспорта углеводородов и электроэнергии), ядерный(самый мощный в мире потенциал межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования) икосмический (Глобальная навигационная спутниковая система - ГЛОНАСС).

Россия потенциально способна совершить "геополитический прорыв", но только в том случае, если ее стратегия будет направлена на развитие человеческою потенциала, технологически сложных и наукоемких отраслей, повышение роли науки в производстве. Высокие технологии - это микроэлектроника, разработка новых материалов и программного обеспечения для ЭВМ, генная инженерия, биомедицина и др. Многие известные ученые считают, что научный потенциал России все еще достаточен для широкого развертывания наукоемких технологий. Можно привести такие цифры: Госкомстат России и Российская академия наук оценивают национальное богатство страны в 340-380 трлн долл. США, что в пересчете на душу населения вдвое больше, чем в Соединенных Штатах, и в 22 раза больше, чем в Японии. Мировая статистика свидетельствует: имея 3% населения, Россия располагает 13% территории и, оценочно, около 40% природных ресурсов земли3.

Как фактор позитивной социокультурной динамики, свидетельствующий о моральной готовности населения к такому прорыву, отметим рост национального самосознания, самоуважения россиян, о чем свидетельствуют социологические опросы, которые проводились В 2007 I. По данным ВЦИОМ, доля россиян, считающих свою страну особой евразийской цивилизацией, которой не подходит западный путь развития, составляет 74%, при этом около 70% россиян считают свою цивилизацию лучшей в мире, и только 12% рассматривают Россию как часть Запада.

Если после краха советской системы общество потеряло ценностные ориентиры, то сегодня положение меняется в лучшую сторону: в стране поднимается своего рода консервативная волна, лейтмотивом которой становится дистанцирование от Запада и возвращение к аутентичному российскому опыту и традициям. Таким образом, Россия еще имеет шанс стать эффективным игроком на геополитической карте современного мира, если сумеет в исторически короткие сроки восстановить свой геоэко

ВОПРОС № 8

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]