Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чумаченко. Государственно-церковные отношения в...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.07 Mб
Скачать

Тема 27. Перестройка в стране – перестройка государственно-церковных отношений. 1985-1991 гг.

Провозглашение весной 1985 г. курса «перестройки и гласности» встретило положительный отклик духовенства и верующих. Руководство Московского патриархата ожидало, что в новых условиях возможно расширение и углубление диалога между государством и Церковью, что создаст предпосылки для решения конкретных проблем, касающихся жизнедеятельности и приходов, и Церкви в целом.

Однако в сферу государственно-церковных отношений демократизация привносилась с явным запозданием. Первые три года «гласности и перестройки» были фактически потеряны. М.С. Горбачев не использовал благоприятной возможности для завоевания своему политическому курсу поддержки со стороны религиозных организаций и верующих, что объясняется не только свойственными ему в тот период партийно-ортодоксальными взглядами на религиозный вопрос, но и ожесточенной борьбой в Политбюро и партийной элите относительно общего курса реформ.

Об этом свидетельствовали и мероприятия власти по отношению к органу, проводящему церковную политику в стране. В ноябре 1984 г. В.А. Куроедов был освобожден от должности Председателя Совета по делам религий. На его место был назначен К.М. Харчев, бывший до этого послом в Гайане. В церковных кругах назначение Харчева было воспринято как ужесточение церковной политики государства. Однако позиция председателя Совета до сих пор вызывает противоречивые оценки. Это вызвано, вероятно, и противоречивостью высказываний К.М. Харчева, и непоследовательностью его деятельности. Показателем характера государственно-церковных отношений этого периода служат статистические данные о регистрации религиозных обществ, - существенного изменения в количественных показателях перестройка Церкви не принесла.

О позиции Русской церкви в эти годы свидетельствует обращение «К религиозным деятелям и пастве», принятое 16 декабря 1987 г. на очередном совещании глав и представителей церквей и религиозных организаций. В нем говорилось: «За последние годы, опираясь на процесс демократизации всей общественной жизни, наша страна обрела как бы новое дыхание. Созидание мы ощущаем в экономике и политике, в сфере морали, науки и культуры. Возросли требования к чистоте нравственной атмосферы общества, многообразнее и глубже становится духовная жизнь. С новой силой утверждаются гласность и правдивость, самокритичность и требовательность. С глубоким удовлетворением мы свидетельствуем, что процесс перестройки оказывает положительное влияние также и на развитие жизни церквей и религиозных объединений страны, создает более благоприятную атмосферу для осуществления ими своей миссии» .

Событием, которое в значительной мере переломило вялотекущий процесс взаимоотношений власти и РПЦ, стала встреча 29 апреля 1988 г. в Кремле Генерального секретаря ЦК КПСС с патриархом Пименом и членами Священного Синода. Инициатива этой встречи принадлежала К.М. Харчеву, который «организовал» обращение патриарха и Синода к М.С. Горбачеву с просьбой о встрече. В руководстве идея встречи была одобрена.

На встрече было решено отмечать приближающееся тысячелетие крещения Руси не только как церковный, но и как общественно значимый юбилей. Патриарх официально пригласил М.Сю. Горбачева на юбилейные торжества и получил от него согласие. Кроме того, Церкви удалось получить поддержку со стороны генерального секретаря в решении вопросов открытия церквей, монастырей, духовных учебных заведений, увеличения тиража религиозной литературы и пр.

Основные юбилейные мероприятия, посвященные тысячелетию Крещения Рус, прошли с 5 по 12 июня 1988 г. в Москве, Киеве, Ленинграде и Владимире, а также во всех епархиях Русской православной церкви. Они включали в себя не только церковные службы, но и торжественные собрания духовенства, членов иностранных религиозных делегаций, представителей общественности и органов власти, концерты духовной музыки, конференции, выставки и т.д. Подробно юбилей освещался центральными и местными средствами массовой информации.

Главным церковным мероприятием в эти юбилейные дни стал Поместный собор, проведенный 6-9 июня в Троице-Сергиевой лавре. С основным докладом «1000-летие крещения Руси» выступил митрополит Киевский Филарет (Денисенко). В нем была прослежена история Русской церкви с момента ее возникновения и до 80-х гг. XX столетия. Заслушаны были также доклады, посвященные канонизации святых в Русской церкви (решением Собора к сонму православных святых было причислено 9 человек); жизни и деятельности Церкви с 1971 по 1988 г.; внешнецерковным связям и миротворческой деятельности Церкви. Одним из важнейших итогов Собора стало принятие Устава об управлении Русской православной церковью, который заменил Положение об управлении Русской православной церковью 1945 г. Новый Устав ввел периодичность созыва Поместных соборов (не реже одного раза в пять лет); на епархиальном уровне восстанавливался такой институт как епархиальное собрание; высшим органом прихода становилось приходское собрание во главе с настоятелем храма.

Политические реформы в стране, встреча в Кремле, а затем и празднование 1000-летия крещения Руси придали необратимый характер конструктивному развитию государственно-церковных отношений. Об этом в первую очередь свидетельствует рост в 1985-1990 гг. числа зарегистрированных религиозных объединений РПЦ на 1.01.1985 г. -6806; на 1.01.1990 г. – 10110.

Процессы демократизации в стране, изменение характера государственно-церковных отношений обусловили необходимость и выработки общесоюзного законодательства о свободе совести. В начале 1988 г. Политбюро ЦК КПСС поручило Совету по делам религий совместно с другими ведомствами разработать проект этого Закона. В апреле первоначальный проект Закона «О свободе совести и религиозных организациях в СССР» был представлен, его положения широко обсуждались в средствах массовой информации, в церковных кругах.

Глава Русской православной церкви патриарх Пимен в меру сил участвовал в текущей жизни Церкви, интересовался общественно-политическими проблемами. Он и еще несколько иерархов были избраны в 1989 г. народными депутатами СССР, принимали участие в работе различных общественных организаций и движений. Беспокоили церковное руководство и нарастающие центробежные тенденциях в некоторых союзных республиках, о трудностях жизни в них православных приходов, характер политической приобрела проблема Греко-католической церкви на Украине. На Архиерейском соборе 1990 г. специально обсуждался вопрос «О положении Русской Православной церкви в связи с обострением межнациональных и межтерриториальных отношений в некоторых регионах нашей страны». Церковь обращалась к светской власти «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатстких экстремистов…» На основе договоренностей между Московским патриархатом, Украинским экзархатом РПЦ, Ватиканом и УГКЦ началось перераспределение храмов между православными и униатами. Однако вскоре этот процесс был прекращен по инициативе униатской церкви, которая потребовала возвращение к ситуации до Львовского собора 1946 г. Патриарх обратился лично к М.С. Горбачеву, но ответа не последовало. Вопрос о Греко-католической церкви на Украине стал одним их основных в разворачивающейся политической борьбе на Украине.

Серьезные изменения в государственно-церковных отношениях произошли весной 1990 г. Решением Верховного Совета РСФСР вероисповедные вопросы было поручено рассматривать Комитету по вопросам свободы совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности во главе со священником В.С. Полосиным. По инициативе Комитета в 1990 г. в республике упраздняются 3-е управление КГБ (идеологические диверсии), в составе которого находился 4-й (церковный) отдел, Совет по делам религий РСФСР и аппарат его уполномоченных на местах. В центре внимания Комитета была подготовка Закона, который получил название «О свободе вероисповеданий». В это же время был подготовлен и союзный законопроект «О свободе совести и религиозных организациях». Комитет под руководством В.С. Полосина высказался против необходимости принятия общесоюзного законодательства. Политическое противостояние союзных и республиканских структур привело к тому, что как только союзный парламент 1 октября принял Закон «О свободе совести и религиозных организациях», Верховный Совет РСФСР 25 октября принимает Закон «О свободе вероисповеданий». Таким образом, государственно-церковные отношения на территории России стали выстраиваться на основе положений и норм этого законодательного акта.

В это же время уточняется и основная статья Конституции страны, касающаяся принципов свободы совести. Согласно изменениям, внесенным в Конституцию РСФСР 1991 г. ст. 44 декларировала право «свободно исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона…»

Однако в сфере государственно-церковных отношений многое оставалось на уровне деклараций и заявлений должностных лиц о необходимости дальнейшей их демократизации. Многочисленные распоряжения, указы, касающиеся различных сторон жизнедеятельности Церкви, зачастую не были связаны друг с другом. Государство самоустранялось от решения проблем церковно-религиозной сферы, что предопределило хаос и произвол. Невозможность практического осуществления «совершенных и демократических» норм делали бессмысленным и само понятие «государственно-церковные отношения».

Происходящее в стране беспокоило патриарха. Сберечь страну от возможной катастрофы, сохранить мир между народами многонационального и многоконфессионального Отечества - об этом были его слова в последних обращениях к пастве.

Патриарх Пимен скончался 3 мая 1990 г. и был похоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, рядом с гробницей патриарха Алексия. Смерть патриарха и в церковных, и в общественных кругах многими осознавалась как определенный рубеж в послереволюционной истории Церкви, как окончание эпохи, объединенной именами патриархов Тихона, Сергия и Алексия. Пимен стал последним патриархом советского периода отечественной истории. Вместе с ним уходили в прошлое и те церковно-государственные отношения, что сохранялись в последние семь десятилетий.

Сложная общественно-политическая ситуация в раскалывающемся Советском Союзе, впрямую отражавшаяся на положении Русской православной церкви, требовала скорейшего созыва Поместного собора для избрания нового патриарха.

Поместный собор открылся 7 июня 1990 г. в Троице-Сергиевой лавре. Присутствовало 317 делегатов: 90 архиереев, 92 клирика и 88 мирян. Накануне Архиерейский собор утвердил список из трех кандидатур: митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), митрополит Ростовский Владимир (Сабодан).

В результате тайного голосования в два тура большинством голосов (166) Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Алексий, ставший, таким образом, пятнадцатым патриархом в истории Русской православной церкви. Интронизация новоизбранного патриарха состоялась 10 июня в Богоявленском соборе Москвы.

Русская православная церковь вступила в новый этап своего развития. Деструктивный характер центробежных сил привел к острому политическому кризису, и, в конце концов, события августа 1991 г. положили конец существованию Советского Союза. Это, безусловно, отразилось на положении Русской православной церкви, привело, в свою очередь, и к внутреннему структурному кризису - расколам Церкви - на бывшей теперь уже территории СССР, и к конфликтам с зарубежными, в том числе и инославными конфессиями, которые начинают активно открывать свои приходы на территории России.

На события августа 1991 г. патриарха Алексий 11 откликнулся двумя посланиями. Он осудил ГКЧП как проявления наследия всего коммунистического режима. Сам режим патриарх характеризовал как отвержение «всех абсолютно нравственных начал, забвение духовных источников и смысла человеческого существования», как режим, «начисто лишенный чувства ответственности перед Богом, и перед народом».

Контрольные вопросы

  1. Как изменился характер государственно-церковных отношений с началом «перестройки»?

  2. Как отнеслась власть к такому событию как тысячелетие принятие православия Русью?

  3. Какие изменения в законодательной базе, касающейся церковно-религиозной сферы, произошли в 1990-91 гг.?

  4. Как изменились принципы избрания патриарха Московского и всея Руси на Поместном соборе 1990 г.?

  5. Как политическая ситуация в стране рубежа 1980-90-х гг. отразилась на положении Русской православной церкви?