Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чумаченко. Государственно-церковные отношения в...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.07 Mб
Скачать

Тема 16. Власть и Православная Церковь от Февраля к Октябрю 1917 г. Вероисповедная политика Временного правительства.

В течение нескольких дней февраля 1917 г. православная монархия в Российской империи рухнула. Уже 3 марта Временное правительство опубликовало Декларацию с разъяснением своего политического курса и задач, к решению которых оно намеревалось приступить немедленно. Среди прочего обещались и «религиозные свободы», однако прежний порядок государственного управления церковными делами сохранился.

4 марта на заседание Синода прибыл только что назначенный на должность обер-прокурора князь В.Н.Львов - сторонник партии октябристов, член Государственной думы и председатель думской Комиссии по церковным делам. Он объявил об освобождении Православной церкви от былой зависимости от государства и заявил, что отныне она вправе сама определить форму церковного самоуправления. А пока было предложено через обер-прокурора принимать к исполнению директивы правительства и подавать в правительство просьбы и предложения.

6 марта было опубликовано Синодальное послание, в котором «верные чада Православной церкви» призывались к поддержке Временного правительства. Синод принял к сведению акты об отречении от престола Николая и Михаила Романовых, отменил обязательное упоминание во время церковных служб имени императора и постановил «возносить моления о благоверном Временном правительстве». Епархиальному начальству рекомендовано было проводить съезды и собрания с непременным принятием резолюций в поддержку новой государственной власти и призывать приходское духовенство в проповедях, и во внебогослужебное время разъяснять пастве общецерковную точку зрения на происшедшее в России. Указания добросовестно выполнялись. В адрес Синода и обер-прокурора пошли телеграммы, обращения, послания и приветствия, в которых проклиналось «самодержавное прошлое».

В.Н. Львов активно проводил «антираспутинскую» программу, самолично удаляя с кафедр тех епископов, которые ранее тесно были связаны с Распутиным. Через обер-прокурора Временное правительство начало осуществлять свою программу реформ государственно-церковных отношений. В марте 1917 г. правительство объявляет амнистию всем, кто был осужден по «религиозным делам»; принимает постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений»; отменяет обязательное преподавание в государственных учебных заведениях Закона Божьего; наконец, в июне принимает постановление о передаче церковно-приходских школ в ведение Министерства народного образования.

Синод в целом отрицательно относился к правительственным мерам в религиозной сфере, рассматривая их как покушение на «первенствующее» положение Церкви в государстве и обществе. Отсюда глухое сопротивление действиям обер-прокурора, стремление притормозить церковные реформы. Тогда В.Н. Львов воспользовался одной из своих неотмененных привилегий и объявил о роспуске старого состава Синода и о созыве нового. Исключение было сделано лишь в отношении архиепископа Сергия (Страгородского).

29 апреля Синод обратился к верующим с посланием, в котором первостепенной задачей называлась подготовка Поместного собора. Одновременно предлагалось повсеместно вводить изменения во все стороны церковной жизни, прежде всего выборное начало «во все доступные формы церковного управления».

Весна 1917 г. - уникальный период в истории России, характеризующийся бурным возрождением и обновлением религиозной жизни. Лозунг демократизации церковной жизни выдвигался чуть ли не повсеместно. Многочисленные съезды духовенства и мирян наряду с внутрицерковными выдвигали и политические вопросы. Порою «бунтующие низы» свергали нелюбимых епископов с кафедр из-за их «пристрастия» к прежнему режиму и требовали от Синода утвердить эти решения. В поддержку таких требований зачастую выступали и новые местные власти. Так было во многих губерниях: Рязанской, Московской, Костромской, Харьковской, Воронежской, Челябинской, Иркутской...

В результате очень скоро многие кафедры оказались вдовствующими. Обер-прокурор настаивал, чтобы их замещение проходило в выборном порядке на епархиальных съездах с широким участием духовенства и мирян.

Первым опытом «церковной демократии» стали выборы в Петроградской епархии. 23-24 мая в Казанском соборе проходил епархиальный съезд с участием 1600 делегатов. Было выдвинуто одиннадцать кандидатур на Петроградскую кафедру. Предварительное голосование определило трех лидеров - архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского), епископа Уфимского Андрея (Ухтомского) и епископа Гдовского Вениамина (Казанского). При окончательном голосовании абсолютное большинство делегатов отдало предпочтение епископу Вениамину. Синод вынужден был признать итоги выборов и возвел Вениамина в сан архиепископа Петроградского и Ладожского.

Спустя месяц, 20-21 июня, съезд духовенства и мирян Московской епархии избирал архиерея на вдовствующую кафедру. Предварительное тайное голосование определило 13 кандидатур. Больше всех голосов (по 297) получили архиепископ Литовский Тихон (Беллавин) и А.Д.Самарин. Решающее голосование проходило 21 июня в храме Христа Спасителя. А.Д.Самарина поддержали 303 депутата. За архиепископа Тихона отдал голос 481 депутат.

Объявленная Синодом программа «демократизации» церковной жизни вызвала необычайное оживление и в российском обществе. Со своими программами к духовенству и верующим обращаются самые различные церковные группы и движения, среди которых известными были «группа 32», «Союз прогрессивного петроградского духовенства». В центре внимания их лидеров была не только церковная проблематика, но и вопросы политические и экономические. Они обвиняли епископат в забвении интересов своей паствы, находившейся в нищенском, бесправном положении при царизме. Один из лидеров движения за обновление Церкви - петроградский священник Александр Введенский в своих многочисленных статьях, проповедях и выступлениях не только упрекал Церковь в том, что она сознательно «закрывала глаза» на тяготы экономического положения народа. В своей программной статье «Христианство и социальный вопрос» он утверждал об общности конечных целей социализма и христианства.

Активно обсуждался в церковной среде вопрос о форме и характере взаимоотношений Православной церкви с государством в новых политических условиях. Большинство духовенства и иерархии выступало за сохранение союзнических отношений, против каких-либо форм «отделения» церкви от государства.

Наиболее наглядно эта позиция проявилась в ходе работы собравшегося в июне в Москве Всероссийского съезда духовенства и мирян, учредившего Всероссийский союз православного духовенства и мирян. Принятые съездом решения свидетельствовали, что иерархия и духовенство выступали за сохранение Российского государства как христианского, неразрывными узами связанного с православием. По существу, эта позиция противопоставляла церковь всему разбуженному революцией российскому обществу. Во-первых, все другие религиозные организации выступали за строительство новых государственно-церковных отношений на принципах отделения церкви от государства, правового равенства религий и религиозных организаций. Во-вторых, абсолютное большинство политических партий России, имевших значительную поддержку в различных слоях общества, высказывалось за строительство «светского государства». В-третьих, в массе рядовых верующих эта позиция духовенства не имела абсолютной поддержки, и число сторонников изменения прежних государственно-церковных отношений среди мирян неуклонно росло.

Сразу же после Всероссийского съезда духовенства и мирян в Петрограде открылись заседания Предсоборного совета. Его основная задача заключалась в подготовке проектов по наиболее важным и спорным вопросам церковной реформы, которые планировалось обсудить на Поместном соборе. Руководил работой Предсоборного совета на правах исполняющего обязанности первенствующего члена Синода митрополит Финляндский Сергий. Решено было за основу взять материалы Предсоборного присутствия (1906 г.) и Предсоборного совещания (1912 г). 5 июля Предсоборный совет представил на утверждение Синода порядок выборов делегатов на Поместный собор и дату начала его работы - 15 августа.

Подготовка к Поместному собору и выборы делегатов проходили в условиях начавшихся выступлений крестьян, захватывавших помещичьи и церковные земли, деморализации армии. Политическая обстановка в стране обострилась в связи с июньским кризисом в правительстве и расстрелом демонстрации 3-4 июля в Петрограде. Оба эти события оказали влияние на государственно-церковные отношения.

14 июля Временное правительство принимает Закон «О свободе совести». Закон декларировал принципы веротерпимости и свободы выбора гражданами любой религии. Вынужден был уйти в отставку В.Н. Львов, его место занял А.В. Карташев, известный богослов, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии. В августе произошла реорганизация управления церковным ведомством: было объявлено об упразднении должности обер-прокурора и об образовании Министерства вероисповеданий. Главой нового министерства назначался В.А. Карташев. Права и функции нового органа должны были быть уточнены на предстоящем Соборе.

Поместный собор православной Российской церкви был торжественно открыт 15 августа в Успенском соборе Московского Кремля. Для участия в нем съехалось 564 делегата, в том числе 277 - от иерархии и духовенства, 299 - от мирян. Они были выдвинуты от армии и военного духовенства, от монастырей и духовных академий, от университетов и Академии наук, от Государственной думы и Государственного совета. Присутствовали глава Временного правительства А.Ф. Керенский, члены правительства, военные, промышленники, представители печати и дипломатического корпуса.

Все делегаты наделялись правом решающего голоса по всем вопросам, подлежавшим решению Собора. Почетным председателем избрали митрополита Киевского Владимира (Богоявленского). Было образовано 22 отдела, в задачу которых входило предварительное рассмотрение обсуждаемых вопросов и подготовка проектов решений по ним, которые затем выносились на утверждение Собора.

Первая сессия Собора, продолжавшаяся с 15 августа по 9 декабря 1917 г., была посвящена вопросам реорганизации высшего церковного управления, о церковной земельной собственности, о положении приходов и др. Собор живо откликался и на все политические события, происходящие в стране. В принятых делегатами Собора посланиях, обращениях, к правительству, верующим, духовенству, армии, крестьянам и рабочим неизменно говорилось о политической лояльности к Временному правительству, население призывалось к его поддержке. В то же время церковный Собор выразил однозначное отношение к деятельности большевистской партии – как к «подстрекателям к бунту». Осенью Церковь активно включилась в политическую жизнь страны, ведя усиленную пропаганду за победу на выборах в Учредительное собрание «православномыслящих».

В свою очередь, особое внимание соборян, церковной и светской прессы привлекла деятельность отдела по реформе высшего церковного управления. Вновь возникла острая дискуссия о восстановлении патриаршества. Многодневные бурные споры так и не привели к общему мнению, 11 октября вопрос о патриаршестве был вынесен на пленарные заседания Собора.

К вечеру 25 октября вся Москва уже знала о победе большевиков в Петрограде. Заседания Собора были приостановлены и лишь утром 28 октября возобновлены вновь. Было решено прекратить дискуссию по вопросу о восстановлении патриаршества. В течение нескольких последующих дней, несмотря на то, что в городе шла ожесточенная борьба, членам Собора удалось выработать порядок избрания патриарха и путем тайного голосования определить трех кандидатов на патриарший престол - архиепископа Антония (Храповицкого), архиепископа Арсения (Стадницкого) и митрополита Тихона (Беллавина).

4 ноября 1917 г. Собор принял Положение о высшем управлении Церковью, которое гласило: «1. В Православной Российской Церкви высшая власть: законодательная, административная, судебная и контролирующая -принадлежит Поместному собору, периодически в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян. 2. Восстанавливается патриаршество, и церковное управление возглавляется патриархом. 3. Патриарх является первым между равными ему епископами. 4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору».

5 ноября, в воскресенье, в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха по жребию. Из ковчежца, где находились записки с именами кандидатов, была вытащена одна с надписью на ней: «Тихон, митрополит Московский».

Были также сформированы и центральные органы церковного управления. Священный Синод был избран в количестве 12 человек, - шесть постоянных и шесть временных членов. Кроме того, был создан Высший церковный Совет, в состав которого наряду с духовенством входили и миряне. На Соборе в чин митрополитов были возведены пять архиереев. Среди них архиепископ Антоний (Храповицкий), архиепископ Арсений (Стадницкий), архиепископ Сергий (Страгородский), архиепископ Агафангел (Преображенский).

21 ноября уже в Успенском соборе Кремля состоялась интронизация митрополита Тихона в сан патриарха Всероссийского. Крестный ход вокруг Кремля собрал огромное количество москвичей. Новая власть как будто с пониманием отнеслась к этому событию, - по решению большевиков для интронизации были выданы крест патриарха Никона и ряса патриарха Гермогена.

2 декабря 1918 г. на своем пленарном заседании делегаты Собора приняли определение «О правовом положении Российской православной церкви». Среди пунктов Определения были такие как требование обязательной принадлежности главы государства, министров вероисповеданий и народного просвещения к православному исповеданию, объявление православного календаря государственным, введение в государственных школах обязательного преподавания Закона Божия, незыблемость церковной собственности, сохранение за РПЦ «первенствующего» положения и т.д. Члены Собора полагали, что «нынешние власти» не продержатся более одного-двух месяцев, и ориентировались при разработке документа на сохранение «союзнических» отношений с государством и укрепление своего особого положения в обществе. Эти требования, по сути, перечеркивали все усилии российской общественности, которая с XIX в. боролась за свободу вероисповеданий, и тем более для новой, советской власти, были вовсе неприемлемы.

Первая сессия собора закончила свою работу 9 декабря 1918 г. Вторая должна была открыться 20 января 1918 г. Делегаты разъезжались в свои епархии, и лишь немногие понимали, что началась новая эпоха в истории Российской православной церкви и в истории ее взаимоотношений с властью.

Контрольные вопросы.

  1. Как отреагировал Синод РПЦ на крушение монархии в России?

  2. Назовите основные направления вероисповедной политик Временного правительства.

  3. Какие наиболее важные решения были приняты Поместным собором Русской православной церкви 1917-1918 гг.?

  4. Как сказывалось развитие политической ситуации в стране на работе Собора?