Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Tsyganskaya_igla.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
46.38 Кб
Скачать

Елена Молдованова

ЦЫГАНСКАЯ ИГЛА

Сценическое пространство охватывает часть квартиры, а именно: коридор, кухню и спальню. Зайдя в квартиру сразу видишь, что происходит на кухне.

Действующие лица:

ТАТЬЯНА - женщина 42-х лет, не работает

ВАЛЕНТИН - муж Татьяны, инженер высокого класса, 46 лет

ЛАРИСА - подруга Татьяны со студенчества, 39 лет

ТОЛЯ – сын Татьяны и Валентина, 21 год

Сцена 1

Небольшая и немного захламленная кухня, обставленная лет 20 назад, с доброй сотней вещичек «для облегчения быта» из супермаркета. На подоконнике стоит фотография белобрысого мальчика с мягкими чертами лица. Краски выцвели, от этого он еще более белобрыс. По кухне снует ТАТЬЯНА, душно, повсюду разбросаны грязные чаши и тарелки, на плите стоят кастрюли с не слитой водой. ТАТЬЯНА нарезает, трет вареные овощи и выкладывает в две миски – винегрет и салат под шубой. Иногда получается невпопад – она путает миски, вытаскивает тертые овощи из нарезанных и наоборот. Селедка лежит рядом на доске не разделанная. Пустая вода в кастрюлях медленно кипит на забытом огне.

ТАТЬЯНА: Вот ты всегда был умницей. Всегда. Тебя все учителя в школе любили. На родительских собраниях им даже нечем меня было попрекнуть. Я…я даже не знаю, зачем на эти собрания ходила… Деньги на их сборы всякие можно было передать с тобой. Ты все расскажешь, сколько сдать да на что, в дневничок запишешь. И деньги тебе доверить можно: не спустишь, не потеряешь, - и даже сдачу донесешь! До копейки… Ангельский ребенок! Ангельский.

Я это все знала. Конечно. Но в этих собраниях для меня было какое-то особое удовольствие. Да. Сидишь вот так среди родителей, и тут начинается: «Степа вчера подрался с Антоном, разбил ему нос… Никита прогуливает уроки физики… Таня не справляется с русским языком и совершенно не прочитала ничего из списка для летнего прочтения…» Тамара Васильевна у нас до чего добропорядочная и строгая женщина была. А ты, Толя, всегда был вне этого порочного круга «необязательных, разболтанных, разбалованных лентяев». Это она сама мне говорила как-то, когда я покупала в класс проектор. Принесла, мы с ней сели за это дело по чаю, по душам. Хорошая, строгая женщина. И нечем мне было перед ней стыдиться, да.

Вот Валя ничего этого не понимал. Не ходил он как-то по собраниям, да и в школу не ходил. А что он, ребенок-то…будто и не плоть его… Не понимал. Другой бы гордился. Я вот гордилась.

Наталья Игоревна занималась с тобой после уроков, на олимпиады тебя все посылала. Это ладно у тебя учеба без претензий шла – а то олимпиады! Городского, областного уровня, да все физика, математика эта, которая алгебра… все предметы серьезные. Я ждала тебя внизу, пока вы занимались, читала твой учебник по литературе. Когда не было литературы - по истории, хоть ее я люблю намного меньше. Я ведь тоже неплохо училась, даже в институте, да вот замуж вышла.

А Валька тогда ухаживал так красиво. Стихи писать не умел – так он мне Бунина читал. Ну и тоже читал конечно не стихи – рассказы. Знал ведь, что учусь не по душе, бухгалтерия эта, - а сердце просит; даром что школа сельская – красоту-то оно чувствует! А потом ты. И Валька такой умный тоже, уже тогда подрабатывал в проектном институте, говорит, Танечка, если не можешь ты – бросай свою бухгалтерию, я уж как-нибудь вас прокормлю. А потом поступишь ты на свою литературу. Я же, говорит, у тебя, Танечка, все смогу. А тебе сейчас с ребенком тяжело, да и работа тебе не по душе будет…Он-то от своих чертежей с самого начала в восторге. Вот я и бросила. (вдруг взглядом натыкается на селедку) Да что же это! Ее же вниз класть надо было…

Стук в дверь.

Валентин?? Неужели пораньше пришел…(бросает взгляд на часы) Да нет, быть не может (быстро споласкивает руки, снимает фартук, откидывает прядь со лба и бежит к двери; смотрит в глазок) Ой, Лариска…

Сцена 2

В кухню вбегает ТАТЬЯНА, спешно сгребает со стола грязную посуду и несет к раковине. Заходит ЛАРИСА, одетая сдержанно, но со вкусом.

ЛАРИСА: Танечкаааа, а ничего-то у тебя здесь не изменилось. Готовишь, Тань? (подходит к плите, заглядывает в кастрюли, выключает плиту, потом идет к окну и распахивает его).

ТАТЬЯНА: (протирает стол, подставляет табурет) Да я и забыла, что ты сегодня зайдешь.

ЛАРИСА: Нет, мы не договаривались, что сегодня. Я звонила тебе, а ты трубку не берешь. А я с работы как раз мимо твоего дома еду. Как вернулась из Краснодара, так каждый день проезжаю мимо и думаю – здесь ты еще, или переехала. Удачно мы вчера на рынке встретились! Я там почти не бываю, да вот Сергею приготовить тунца с креветками решила, он в гости обещал зайти. На вашем рынке самые свежие креветки! А тут еще моя Надя, кажется, поступила, домой сегодня приедет. Я решила их за ужином и познакомить. Пора бы уже: Сергей второй месяц за мной ходит. Интеллигентный такой мужчина. Я рассказывала тебе про Сергея? А что ты…Танюш, а что же ты трубку не берешь, суетишься тут… случилось что?

ТАТЬЯНА: Нет, ничего особенного. Толик домой сегодня вернется. Служит он. Позвонил, сказал что возвращается. Вот я и …

ЛАРИСА: Постой! Ты же говорила, что он всего 7 месяцев назад пошел служить?

ТАТЬЯНА: Ну да.

ЛАРИСА: Так что же он раньше-то? Год ведь служат… Тань, Танечка!

ТАТЬЯНА: Нет, он ничего не сказал, если бы случилось что – он бы сказал матери. Приедет – все объяснит.

ЛАРИСА: Непонятно… (пауза) давай я тебе помогу. Доготовим да приберем немного. А там уж Валентин придет.

ТАТЬЯНА: Да не придумывай, он раньше десяти не появится. Он работает совсем допоздна. Иногда и в выходные. Главный инженер проекта, что тут поделаешь… и уезжает частенько за рубеж, опыт все перенимает. Он поздно придет, Ларис.

ЛАРИСА: А он знает, что Толик едет?

ТАТЬЯНА: А хоть и знает. Он все одно за последние 10 лет раньше десяти домой не возвращался. И Толика я на службу одна провожала (голос дрогнул).

ЛАРИСА: (садится рядом, обнимает за плечи) Танечка, спокойно. Мы сейчас с тобой все сделаем. Давай, вот я возьму фартук, у тебя тут винегрет? Он почти готов, надо только горошек открыть. Так. И селедка. Давай я пока сельдь почищу, а ты понемногу посуду мой.

ТАТЬЯНА (моет посуду) Ларис. Ларис, а что у вас с Орловым произошло?

ЛАРИСА: (разделывает рыбу) Да что там. Богатый мужик, живет для себя. Он нас с Надей как пять лет назад забрал к себе в Краснодар, так и жил на работе. Ну как Валентин твой. (останавливается)

Хотя первое время у нас с ним вроде как медовый месяц был. Надя вся с головой ушла в свои школьные дела: 9 класс, выпускной, - а у нее все решительно в жизни поменялось – и коллектив, и программа, и даже отец. Ну, первые два пункта она ближе к сердцу поначалу приняла, по-моему. А мы и рады, что она в школе пропадает. Хотя даже и дома была бы – дом огромный, в два этажа!

ТАТЬЯНА: Это же сколько приборки – ужас!

ЛАРИСА: Дома стояла у нас большая кровать, знаешь, с таким большим…занавесом. Как в театре. И бар у него – прекрасные вина. Он уезжал на работу на полдня, а потом мы ездили с ним в гости, или в ресторан, или на спектакль. А потом он все больше времени стал на работе проводить. (Снова берется за нож)

ТАТЬЯНА: Зачем? Его повысили?

ЛАРИСА: (помолчав) Еще у него была небольшая конюшня на двух коней. Вроде и конюх был – а он что-то сам коней своих работать вечерами стал. Так вот задержится – а потом в конюшню. Приходит вечером – от него лошадьми прет, он в душ.

А мне скучно стало. Дом большой, а убираться смысла нет – есть кому убрать. Я пошла искать какую-нибудь работу.

ТАТЬЯНА: Ты работала в Краснодаре?

ЛАРИСА: По образованию я переводчик. Слава говорил, что возьмет меня на работу, когда в Краснодар звал. Ему переводчики нужны. А потом выяснилось, что уровень у меня недостаточно высок. Я нашла частную школу иностранных языков и устроилась. А потом выяснилось, что Слава на работу меня не взял вовсе не из-за моего уровня.

ТАТЬЯНА: Что?

ЛАРИСА: У него там нашлась дама сердца, да несговорчивая. Он ее и осаждал около года. После работы с ней – гости, рестораны, а потом в конюшню. Дама-то несговорчивая, а я всегда рядом. Зачем разрушать такую удобную связь. А чтобы запахов лишних домой не принести – в конюшню. Знаешь, как въедливо пахнут кони? Все что хочешь запахом перекроют!

ТАТЬЯНА: Гад какой оказался этот Слава… А как ты узнала? (закрывает кран и садится, смотрит, как ЛАРИСА работает с рыбой)

ЛАРИСА: Да как-то в выходной решила протереть пыль, открыла его прикроватную тумбочку, а там среди бумаг и книг подвеска. А у меня день рождения на следующий день.

ТАТЬЯНА: Не подарил?

ЛАРИСА: Не подарил. А подвеска через неделю исчезла. И тогда же он вообще домой ночевать не пришел. А дальше…я даже разбираться не стала.

ТАТЬЯНА: Ушла?

ЛАРИСА: Нет. Зачем. Он не гнал, я и не уходила. Надежда доучивалась 10-ый класс. Не хотелось дергать ее, а надо же было нам где-то жить. На свою зарплату я бы тогда нас не потянула. А в Москве мое место уже заняли. Вернуться можно было только домой, в Пермь, к матери. Я решила переждать, да подкопить. Надя закончила школу. Поступила. На бюджет, бухгалтерское дело. Я с одной стороны расслабилась – не нужно искать деньги на ее учебу, с другой – снова оказалась привязана к этому городу. Тань. Давай тарелку под салат.

ТАТЬЯНА идет за тарелкой, они раскладывают на нее селедку слоем.

ЛАРИСА: Теперь неси саму шубу. (пауза)

ТАТЬЯНА: Ларис, а как мы ее теперь будем перекладывать?

ЛАРИСА: Слой за слоем.

ТАТЬЯНА: Но ведь у нас тогда все наоборот получится. Картошка наверху получится.

ЛАРИСА: Зато с рыбой. Не морочься, Тань. Неси. Это вообще не самое страшное в жизни. (пауза)

ТАТЬЯНА: Ларискаааа, я такая плохая мать…

ЛАРИСА: Что с тобой?

ТАТЬЯНА: Он приезжает, я его семь месяцев не видела, а у него шуба на селедке наизнанку… (ревет)

ЛАРИСА: Дура ты, Таня! Перестань! Ну…ну хочешь, неси еще тарелку! Мы сейчас с тобой всю шубу целиком переложим, а потом послойно на селедку уже в нужном порядке…

ТАТЬЯНА: Ларис, он ведь у меня такой умница, закончил школу с двумя четверками, по русскому и английскому. Все остальные пятерки. И еще ему губернатор вручал премию, он по области первое место по физике взял…

ЛАРИСА: Да он у тебя парнишка умненький, я помню.

ТАТЬЯНА: Да, да… он поступил на физику. На ТЕХНИЧЕСКУЮ. Поступил на бюджет, понимаешь, сам! А потом случилось что-то… я в этом университете уже совсем не понимала, чем он занимается. Я даже не понимала, чем у него один предмет от другого отличается. А он как-то все быстро, придет, часика полтора позанимается – и готово. Я бы Вальку просила смотреть, что у него там по учебе – но ему же все некогда! Ну, то есть, он сказал, что физика и инженерия не одно и то же – но я ему не верю! Это же в него сын умный такой, как же он не может чего-то понять! Просто не хочет…он…он вообще ничего не хочет! Он Толика-то хотел ли!

ЛАРИСА: Постой-постой, отстань от Вали, что с сыном-то случилось?

ТАТЬЯНА: Ну вот… в конце третьего курса повестка пришла. Он сказал, что с зимы в университете не появлялся. На сессию не пришел. Его отчислили. И он ждал повестки. (пауза) Понимаешь, ждал! У него там возникли какие-то проблемы, а он мне не сказал! Он полгода куда-то уходил из дома, но не в университет. Если бы он только сказал что там у него какие-то проблемы… я бы нашла репетиторов…мы бы оформили академический отпуск…я бы придумала что-нибудь! В конце-концов, перевели бы его на другую специальность, если он в физике ошибся…

ЛАРИСА: Может, не в учебе дело, Тань.

ТАТЬЯНА: Как не в учебе? Почему еще можно бросить университет? Первое высшее образование!

ЛАРИСА: Может, у него в группе проблемы. Может, поссорился с кем или влюбился в кого.

ТАТЬЯНА: Влюбился? Неееет, ты что, я бы знала…

ЛАРИСА: Ты не заметила, как у тебя сын полгода университет прогуливал! Знала бы она…ну, тише, тише, успокойся…

ТАТЬЯНА: Ну нельзя ему было в армию… нельзя… Я ему с детства говорила, что служить его не отпущу, что это ему вовсе не нужно в жизни!

ЛАРИСА: Все, не реви, давай салат переложим наконец уже. Неси тарелку. Сделаем все как положено.

ТАТЬЯНА достает еще тарелку.

ЛАРИСА: Хоть салат сделаем как положено. А Валька нормальный у тебя. Вы уж 20 с лишним лет вместе. Когда мужчина – дрянь, это проявляется сразу, в первые пять лет. Вот Орлов на второй год сломался… Ну, сломался-то он, конечно раньше, это я не сразу все поняла…

Знаешь, как я от него ушла?

ТАТЬЯНА: Что?

ЛАРИСА: Знаешь, почему я от Славки ушла?

ТАТЬЯНА: А… нет (начинает перекладывать салат).

ЛАРИСА: Я жила с ним, ходила на свою работу. Особо не откровенничала, не расспрашивала – а он и доволен. А Надя на бухгалтера поступила. Мальчишку там нашла, у себя в университете. Хороший такой мальчишка, только маленький. Ну, они все маленькие, пока работать не начнут. Умный, вроде твоего Толика. У него какая-то техническая специальность была. Познакомились на учебной пожарной тревоге, он ей на ногу наступил, каблук сломал и потом на руках нес. Смешная такая история. В общем, любовь у них началась. Тань, у тебя муж не курит? Нет? Сигарету бы…Давай тогда чайник поставим. Я бросила курить. Давно бросила. Но иногда хочется.

Так вот. Константин пригласил мою Наденьку на свидание. В ресторан. Наверное, всю стипендию отдал. Она нарядилась, накрасилась, вся такая счастливая была! И я вместе с ней счастливая. Заехал он за ней на такси, а она стройная, веселая, улыбчивая – идет от дома – глаз не оторвать. А Слава в этот день тоже гулял в этом ресторане со своей дамой сердца. Надя обычно ему на глаза особо не попадается, всегда серой мышкой ходит – джинсы да кофточка. А тут в вечернем платье, выпросила у меня на вечер жемчуг речной в три цвета. Но это ерунда все – она так рядом со своим Константином расцветала…

Для Славы Надя всегда вроде приблудыша-котенка была. А здесь смотрит на нее и смотрит. А Наде уйти неловко – Костя очень для нее постарался. Она за него спряталась да и забыла про Славу. А Потом Костя ее поцеловал.

А через пару недель бросил. Она ревела-ревела, говорила, что не пойдет больше в университет. А потом выяснилось, что Костя ее не просто так бросил. Я это сразу почувствовала. Хороший, искренний парень. Маленький только еще. Слава пригрозил ему. Мол, близко не подходи к моей дочери и что-то еще. Слава стал бывать дома. Начал заводить с ней разговоры в коридорах и на лестницах. Ничего особенного, больше даже походило на сострадание к ее несчастной любви. Только мне это сильно не понравилось. А потом она прибежала в слезах – он в коридоре насильно целовал ее.

Я сразу сказала ей, что это Слава виноват в поведении Кости. Она кричала, что видеть больше Костю все равно не хочет, что он – трус. И что я тоже – трус. Что если бы я была храбрее и независимее, мы бы с ней давно уехали. И что не было бы в ее жизни никаких Кость и Слав. А мы были бы свободные женщины. И все бы у нас сложилось. Мы просидели в запертой спальне до вечера. А потом я позвонила матери и ночью мы выехали сюда. На почте меня уже ждал денежный перевод, сложив его со своими накоплениями я тут же сняла номер в гостинице, а через пару дней и квартиру. Надя пошла работать официанткой. Поступать она надумала только сейчас – и напрочь отказалась идти на любую экономику. Сказала, что хочет стать актрисой. Последние месяцы только и делает, что готовится. Я тоже нашла работу…администратором в большой компании. На двоих нам хватает. Если только она сможет поступить на бюджет.

ТАТЬЯНА: Почему ты вернулась сюда? Почему не в Пермь, к матери?

ЛАРИСА: Я уже не смогу ей объяснить все то, что я натворила в жизни. А здесь мне проще. Это наверное самый уютный для меня город. Я здесь училась, здесь родила Наденьку. В конце концов, ты здесь. В студенческие годы нам с тобой вполне хватало друг друга.

ТАТЬЯНА: Лариска, я соскучилась…

ЛАРИСА: Я тоже, Танюш. Я рада, что мы нашлись.

Молча наливают чай, смотрят на стоящий в центре салат. Из сумочки Ларисы звонит телефон.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]