Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
TEORIYa_LITERATURY.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
961.54 Кб
Скачать
  1. Сопоставьте слово и произведение (по а.А.Потебне) на конкретном примере.

  2. Проанализируете языковые уровни текста (звукопись, лексику, тропы, синтаксис) на конкретных художественных примерах.

  3. Развитие какого языкового уровня, на ваш взгляд, характерно для современной литературы и почему?

2.3. Сюжетно-композиционный уровень произведения

Понятия сюжета и фабулы. Конфликт и элементы сюжета. Понятие композиции и типы сюжетно-композиционной организации. Пространственно-временная организация произведения.

Понятия сюжета и фабулы

Сюжет (франц. sujet – предмет) – система событий произведения. Французское значение термина связывает понятие сюжета с понятием темы. Однако тема имеет более обобщённый смысл, чем сюжет. Сюжет – это конкретная разработка темы, конкретная ситуация, на примере которой раскрывается тема, проблема, мысль; это взаимодействие характеров в различных обстоятельствах.

Сюжет – это событийный уровень произведения, все внутренние и внешние события, действия, поступки персонажей, любое, всякое действие: от душевного импульса, взгляда, жеста – до масштабных эпохальных событий, в которых задействованы многие герои. Современное литературоведение понимает сюжет как совокупность всех событий произведения, это «действие произведения во всей его полноте» (В.Кожинов), произведение, взятое в аспекте событийности. В строгом смысле слова, бессюжетных произведений быть не может, и сюжет в полном объёме нельзя пересказать.

«Глагольность» жизни, её движение, неостановимость, неизбежность, пожалуй, одна из самых заметных жизненных характеристик. В искусстве именно события жизни, её истории оказались наиболее ранними художественными образами. Мифы и легенды, предания, рассказы о богах и героях, былинные сказания о богатырях, хожения и путешествия, странствия, приключения, «одиссеи» – первые «шаги» художественного сюжетообразования. Долгое время литературных персонажей характеризуют именно поступки, которые приобретают архетипичные черты, типологичность.

С античности сюжет понимается как заимствованные из прошлого истории, которые разные писатели по-своему пересказывают. В конкретных деталях этих перипетий и заключалась оригинальность сюжета. Умение обработать прежний, известный всем сюжет представлялось особым искусством, мастерством. Кочующие сюжеты сказок, басен хорошо известны по произведениям многих писателей мира.

Позже понимание сюжета осложнилось. В 19 в. замечательный русский филолог А.Н.Веселовский предложил различать простейшую повествовательную единицу – мотив и сюжет как сочетание мотивов. Мотив в его понимании – бессознательное отражение жизненных ситуаций, а сюжет – акт творческий, сознательный, это комбинация, расположение мотивов. Мотив фиксирует практику жизни, а сложение мотивов выявляет авторский принцип, характеризует время, национальные черты художественной картины мира. Поэтому именно сюжет становится предметом литературоведения.

Продолжением поисков А.Н.Веселовского явились и работы знаменитой русской формальной школы начала ХХ в. Формалисты различают эстетически нейтральный материал, которые писатель берёт из жизни, и систему приёмов, при помощи которых этот материал обрабатывается.

Жизненный материал – это естественное течение жизни в её обязательной хронологичности. Сюжетом же становится история рассказанная, изложенная не по хронологии, а «ради интереса», интригующая, «останавливающаяся» для разъяснений, выражения эмоций, намеренно отвлекающая от главного, нечаянно путающая эпизоды и пр.

Разрушение хронологии указывает на иную цель повествования: не история, оказывается, явилась предметом рассказывания. Возникает вопрос, ради чего нарушается естественный ход событий, что в таком случае главное в рассказе? Таким образом, странности сюжета провоцируют поиски замысла, идеи, концепции. Прекрасным примером несовпадения событий и повествования о них является «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, в котором расположение новелл нарушает хронологию жизни Печорина, но выявляет логику характера. Название определило сюжет.

В сюжете можно выделить систему основных событий, общую схему действий. Именно эти события, как правило, могут быть пересказаны. По терминологии формалистов, сюжет распадается на «ход событий» и «ход повествования». «Ход событий» формалисты называют фабулой (от лат. fabula – сказание, молва, предание). В античных поэтиках фабулой называли повествовательную основу драматических произведений. Фабула может существовать до и вне произведения, а сюжет неповторим. Понятие фабулы редко встречается, но понятием основа сюжета, сюжетная схема, основные события приходится пользоваться постоянно, так как иначе о сюжете не расскажешь.

В зависимости оттого, соблюдается ли хронология в произведении или нет, сюжеты определяют как хроникальные или концентрические (Г.Н.Поспелов), т. е. основанные не на временной последовательности, а группирующие события с целью разрешить какую-либо идею, раскрыть характер.

Наиболее фабульными, хронологичными являются древние произведения (эпические фольклорные произведения, средневековая литература). В них факты, события, само их течение самостоятельно значимы, весомы, концептуальны. Поступок – мерило личности.

В дальнейшем идейная нагрузка фабульности, событийности понижается. Человек погружается в пучину ничего незначащих поступков, видит и осознаёт себя многослойным, мозаичным, поливалентным. Литература начинает интересоваться внутренними историями персонажей. Отсюда – разрушение хронологичности ради поиска внутренней сути характера. ХХ в. совершенно дискредитировал «большие наррации» (от лат. narratio – изложение, повествование). Классическая цепочка событий отодвинулась на периферию литературного процесса.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]