- •II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
- •Милетская школа и Гераклит.
- •Пифагорейская школа.
- •II. Проблемы соотношения бытия и мышления в элеатской школе.
- •«Младшие физики» и атомистика.
- •III. Проблемы человека и познания в древнегреческой философии: софисты, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель.
«Младшие физики» и атомистика.
Непригодность элеатского понимания бытия, противоречащего наблюдаемой реальности, вызвала необходимость его замены новым принципом – множественностью субстанций и понятием «элемент».
Мышление не должно отрицать множественность материального мира, а, наоборот, объяснять его. Корнем и «архэ» всего существующего не может быть некое одно, так как невозможно, чтобы из одного происходило многое. Поэтому Эмпедокл принципом объяснения множественности считает не одно, а многое. Ни вода, ни воздух, ни огонь в отдельности не в состоянии объяснить множественность природы. Эмпедокл, добавив к вышеназванным элементам еще один – землю, в качестве основы всего существующего называет сумму этих четырех элементов. Эти четыре элемента вечны по количеству и по качеству, они не возникают и не уничтожаются. Движение этих элементов по противоположным направлениям – соединение и разъединение – вызывает дружба (или любовь) и вражда. По Эмпедоклу, благодаря дружбе элементы смешиваются и образуют многообразие, а вражда способствует исчезновению этого многообразия. Причем эти процессы чередуются, сменяя друг друга. Такой взгляд можно назвать наивной диалектикой. Первым известным афинским философом, впрочем вынужденным бежать оттуда в Малую Азию, был Анаксагор (500-428 гг. до н.э.). Он считал недостаточным для объяснения множественности вещей признания ограниченного числа элементов. Основой всего существующего Анаксагор считал количественные соотношения бесчисленного множества материальных частиц, называемых им «семенами вещей» - гомеомериями, по терминологии Аристотеля. Итак, на место элеатского одного абсолютного бытия у Анаксагора ставится бесконечное множество частиц бытия. Это уже был путь к атомизму. «Семена вещей» не возникают и не уничтожаются. Их всегда было столько, сколько есть в данный момент. Поэтому ни одно вещество не возникает и не уничтожается, и действительность в сумме своей всегда одна и та же. Бесконечное деление не может уничтожить гомеомерий и изменить их качественного состояния. Для Анаксагора не существует наименьшей величины, ибо для любой величины найдется другая, еще более меньшая. Поэтому бытие никогда не может разрешиться в небытие, так как после деления каждой части получается опять целое, причем с подобными же свойствами. Гомеомерно означает подобночастно. Анаксагор защищает принципы своих предшественников: из ничего ничто не возникает и нечто не превращается в ничто. Возникновение же вещей есть проявление того, что раньше было в скрытом виде, было неощутимо вследствие своей малости.
Таким образом, Анаксагор исключает возможность возникновения или исчезновения какого-нибудь качества, признавая лишь количественное увеличение или уменьшение в пределах одного и того же качества. Поэтому проблема у него возникает относительно условий перехода скрытого качества в явное, и наоборот.
Для решения проблемы первоисточника движения гомеомерий Анаксагор прибегает к постулированию нематериальной причины – ума (нус). Итак, «нус» становится вторым принципом объяснения мира, наряду с гомеомериями. Ум, в отличие от вещей, сам по себе чистый и несмешанный, является противоположностью хаосу материальных частиц. Именно этот ум приводит все в порядок, является первоисточником движения всех чувственно воспринимаемых и невоспринимаемых образований. Так сделан был еще один шаг к объективному идеализму платоновского и гегелевского типа.
Постулат Анаксагора о бесконечной делимости вещей, а так же допущение элеатов о бесконечной делимости пространства и времени вызвали отрицательную реакцию со стороны атомистов (Левкипп и Демокрит (ок. 460 – ок. 370).
Атомисты полагали, что бесконечная делимость бытия уничтожает само бытие. Поэтому существование бытия требует отрицания процесса бесконечного деления, а именно приостановки этого процесса до такой величины бытия, как атом, который не поддается дальнейшему делению. Итак, атомисты стремились преодолеть регресс в бесконечность или в нуль. Им это надо было для обоснования реальности физического космоса. Поэтому атом характеризуется протяженностью (он занимает определенное место в пространстве), полнотой (в нем самом нет пустоты), твердостью (поэтому он неделим). Атом характеризуется также непроницаемостью, однородностью, простотой, определенной формой, неизменяемостью, вечностью, неуничтожаемостью, инертностью (в нем нет живого начала). Количество атомов бесконечно. Они различаются между собой по величине, форме и порядку расположения. Эти различия являются необходимым условием разнообразия мира.
Аристотель пишет: «А этих отличий они указывают три: форму, порядок и положение. Ибо бытие, по их словам, различается лишь «строем», «соприкосновением» и «поворотом»… в самом деле, А отличается от Р формой, АР и РА порядком, Ь от Р положением».
По мнению Демокрита, возникновение вещей есть не что иное, как соединение атомов, а исчезновение вещей – разъединение атомов. Способствует этому движение атомов в пустом пространстве, которое и есть основа всего многообразия действительности. Атомы приобретают движение извне путем столкновения друг с другом. Но при демокритовом решении проблемы источника движения необходимо встает вопрос об источнике первого столкновения атомов. Механистический принцип объяснения оказался здесь недостаточным, и атомистика оставила эту проблему источника движения в наследство будущей науке и философии. Однако проблема была поставлена, были и попытки ее решения. По Демокриту, движение вечно и неуничтожимо, как вечен и неуничтожим сам атом. Это утверждение означало громадный шаг вперед в истории науки. Гегель отмечал: «Атомистика вообще враждебна представлению о сотворении и сохранении мира силою чужого существа. Естествознание впервые чувствует себя в атомистике освобожденным от необходимости указывать основание существования мира» (т. IX, с. 269).
Конечно, справедлив упрек Аристотеля (и Ленина) в адрес атомистов: они говорят, что движение вечно, но не говорят, почему.
Великая заслуга Демокрита и в том, что он первый из прежних философов (по словам Аристотеля) стал оперировать понятиями и определениями. Он сознательно и систематически применяет философские категории (понятия) и пытается их осмыслить. Атомы, пустота и движение остаются тремя основными категориями атомистической философии. Пустое место является категорией реального пространства. Поэтому, по Демокриту, «небытие существует ничуть не меньше, чем бытие».
Реальное пространство, по аналогии с атомом, исключает возможность бесконечного и непрерывного деления самого себя, здесь тоже должны существовать какие-то элементарные пространства, меньше которых есть только нуль (это направлено против апорий Зенона).
То же относится и к времени, и к движению, которые имеют предел своего деления и для реальности и для мышления (квантовая механика, пожалуй, это подтвердила). Демокрит знает 3 вида движения:
Беспредельное во всех направлениях;
Вращательное, или вихревое;
Прямолинейное.
Движение происходит во времени и пространстве, которые являются условием существования атомов (это диалектическая идея).
Качество и количество (как и другие категории) у Демокрита приписываются также атомам, и, следовательно, являются их определениями. Бдагодаря беспрерывному движению, соединению и разъединению атомов возникают отдельные предметы с их многообразными качественными и количественными определенностями. Всевозможные качественные изменения у Демокрита сводятся исключительно к количеству атомов, их форме, величине и расположению. Демокрит назвал 2 группы качеств – объективные и субъективные. Объективные качества – это плотность, твердость, тяжесть, форма и размеры атомов, а субъективные – это качества, вызываемые органами чувств, ощущения вкуса, запаха, цвета, тепла, холода, боли и другие, подобные этим.
Существенное значение для науки и философии имела разработка Демокритом таких категорий как причинность и необходимость.
Атомисты впервые дали обстоятельную теорию всеобщей причинной обусловленности, являющейся принципом объяснения природы. Все имеет свою причину, не существует беспричинных явлений. А поэтому «все без исключения совершается по необходимости».
Раз все совершается по необходимости вследствие причинных оснований, то месту случайности в учении Демокрита нет. Случайность как таковая не существует, она есть кажимость, которую примыслили сами люди, чтобы прикрыть собственную глупость. Это позиция механистического материализма и абсолютного детерминизма (все заранее предопределено). Впрочем, учение Демокрита не лишено элементов диалектики. Так, развитие мира он представляет как постепенное усложнение первоначального состояния беспорядочного хаоса вплоть до образования космоса, который внутри себя заключает различные миры, находящиеся на разных этапах своего развития. Одни миры еще растут, другие находятся в расцвете, третьи разрушаются. Все это происходит в одно и то же время в разных местах. Погибают же миры от столкновения друг с другом. В этом Демокрит, безусловно, продолжает Гераклита. В общественной жизни процесс развития Демокрит понимает как движение от первоначального хаотического взаимоотношения людей ко все более сложным и упорядоченным формам их общественного уклада.
Теория познания Демокрита представляет собой синтез двух моментов человеческой познавательной деятельности – мыслительной и чувственной.
Оценивая вклад Демокрита в развитие философии и науки, можно исходить из следующего высказывания Аристотеля: «Вообще за исключением Демокрита никем ничего и ни в чём не было обосновано, разве что поверхностно. Лишь Демокрит, кажется, рассуждал обо всем и разбирался во всем». У Демокрита впервые отчетливо обнаруживается начало материалистического направления в философии. Им был брошен вызов идеализму и положено начало противоборству материализма и идеализма.
Идеи атомизма сыграли большую позитивную роль в развитие науки.
