Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsii_Psikhicheskie_protsessy.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
621.06 Кб
Скачать

151

Г.С. ПРЫГИН

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Учебно-методическое пособие для студентов Вузов гуманитарных специальностей. (Электронный конспект лекций)

(Часть 3)

Набережные Челны, 2013

Тема: "ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ".

§1. Введение.

Особая острота интереса к явлениям психического мира создается специфичностью и в известном смысле "уникальностью" его положения среди других явлений действительности. Это связано прежде всего с тем, что:

во-первых, психические явления, имеют непосредственное отношение к существеннейшим "тайникам" жизни самого человека, как субъекта познания;

во-вторых, поскольку психические процессы являются средствами и инструментами всякого познания, без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение субъективных и объективных компонентов в познании внешнего мира. Это вполне отчетливо понимал уже Аристотель, считавший, что знания "о душе" являются необходимым условием понимания природы.

Трудность разделения средств и инструментов познания, с одной стороны, и его объекта - с другой, создает определенную специфичность психологического знания. Эта специфичность психологического познания значительно усиливается тем, что здесь инструменты познания и объекты познания не только взаимосвязаны, но и совпадают друг с другом (т.е. инструмент сам становится объектом познания). В своих общих чертах эта специфичность и "уникальность" положения вещей в психологическом познании очевидна еще до эмпирического раскрытия конкретных свойств и характеристик психических явлений.

Поскольку психические процессы были, есть и всегда останутся орудиями и формами человеческого познания, а каждое новое крупное достижение вновь и вновь требует максимально возможного освобождения от субъективных точек и систем отсчета, теория психических процессов никогда не сможет утратить свою внутреннюю связь с основными гносеологическими и философскими проблемами.

Сохраняя благодаря непосредственной связи с гносеологией и философией свое уникальное положение в системе наук, психологическое знание вместе с тем все более активно развивается как самостоятельная область со своим эмпирическим материалом, экспериментальными методами и понятийным аппаратом.

В ходе этого самостоятельного конкретно-научного развития психологическое познание приобретает все более обширные и многосторонние связи со смежными конкретными науками, с одной стороны, и с различными сферами социальной практики - с другой. При этом, связь психологии с теоретическими и прикладными областями естественнонаучного и гуманитарного знания вытекают из самой природы носителя (субъекта) психической деятельности.

Считается, что мера глубины научного познания и действительного понимания изучаемого явления определяется умением воспроизвести это явление мысленно или практически. Такое мысленное и практическое воспроизведение познаваемого объекта по существу своему представляет построение его модели (идеальной или материальной, мысленной или воплощенной в конкретной работающей схеме).

С другой стороны, такая воплощенная в материале работающая модель, схема которой в принципе нам известна (поскольку она создана конструктором), будучи сопоставленной с объектом-оригиналом, сама становится источником дальнейшего углубления знаний. Именно в этом заключается особая эвристическая ценность модельных представлений в науке. Но сфера таких создаваемых и используемых человеком материальных моделей, в том числе и моделей его собственных функций, есть область техники. Не случайно поэтому уже первые теоретические аналоги механизма психофизиологических функций, такие как "рефлекс", "регулятор", "управление", "сигнал", пришли в психофизиологию из техники.

В ходе развития экспериментальной и прикладной психологии накапливается огромный фактический материал. Материал этот, естественно, требует обобщения. Возникают теории, пытающиеся объединить и систематизировать лавинообразно нарастающее обилие фактов.

Так, Олпорт в своей монографии упоминает тринадцать теоретических концепций восприятия. Опыт истории и логика развития науки ясно свидетельствуют о том, что такого рода обилие концепций является грозным индикатором недостаточной теоретической зрелости. Шутливое по форме утверждение физиков о том, что нагромождению теорий разумнее уж предпочесть нагромождение фактов, по существу верно.

Дефицит теоретического единства становится все очевиднее, как и то, что внутренними силами самой психологии невозможно преодолеть хаотичность фактического материала и победить по образному выражению Г. Гете "тысячеглавую гидру эмпиризма". И это вполне понятно, ибо психическая деятельность является одной из форм работы нервной системы как носителя и аппарата психики. Поэтому механизм и способы организации психических процессов могут быть объяснены лишь на основе общих законов функционирования этого аппарата.

Поскольку нервная система (как центральный управляющий аппарат организма) является частной формой универсальных систем управления, постольку законы ее работы являются специальным случаем общих принципов управления.

Именно поэтому общий концептуальный аппарат, возникавший в значительной мере в качестве отклика на дефицит теоретического единства, формировался в пограничных областях, связывающих между собой психологию, нейрофизиологию, общую биологию, социологию, физику и технику.

Такое расположение "точек роста" науки на границах между ее смежными областями имеет и более общее методологическое и логическое основание: известно, что предельные, исходные понятия частной теоретической концепции не могут быть раскрыты средствами концептуального аппарата самой теории - для этого требуется обобщающий переход к метатеории.

Этим определяется неизбежность выхода за пределы собственно психологических понятий для продвижения к единой теории, охватывающей нарастающее многообразие фактического материала экспериментальной психологии психических процессов.

С другой стороны, экспериментальное и теоретическое развитие внутри самой психологии оказывало и продолжает оказывать очень существенное обратное воздействие на становление концептуального аппарата, складывающегося в пограничных сферах или "точках роста". Дело в том, что разделение фактического материала и понятийного аппарата психологии все отчетливее и точнее выделяет специфические характеристики психических процессов, которые подлежат объяснению средствами общей теории.

Это по необходимости ведет к конкретизации и, с другой стороны, к дальнейшему обобщению того понятийного аппарата, который складывается на основе современного синтеза смежных областей науки.

В итоге можно сказать, что единый научный аппарат современной психологии складывается в результате взаимодействия пограничного, вне психологического и собственно внутри психологического научного развития.

Было бы естественно принципы единой теоретической концепции "вынести за скобку" в качестве общего "множителя" и рассмотреть сначала этот общий "множитель" как понятийный "инструментарий" всего последующего анализа.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]