Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UChEBNIK_PRAVA_ChELOVEKA.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.97 Mб
Скачать

266 Глава IX. Права человека, политика, мораль

Взаимодополнение является проявлением общих свойств мо­рали и права, их совместной направленности на достижение социальных целей, ради которых и регулируются (нормируют­ся) общественные отношения.

Взаимодополняемость морали и права может проявляться в любой сфере их взаимодействия. Правовая и моральная оцен­ки совпадают при осуждении опасных уголовных преступле­ний или при одобрении законопослушного поведения и т. д. Но даже в этих случаях наличие взаимодополняемости права и морали зависит от многих конкретных обстоятельств, моти­вов совершения проступка и т. д. Возможна ситуация, когда антиправовое действие в определенной мере может быть оп­равдано моральным сознанием (в прессе описывался случай убийства отцом насильников его малолетней дочери прямо в зале суда, оцененный массовым сознанием как справедливое воздаяние). В таких случаях мы имеем дело с несовпадением юридической и моральной оценок. Однако конфликт права и морали практически не возникает, когда речь идет о правах человека.

В правах человека взаимодополняемость права и морали складывается по поводу воспроизводства и защиты общезначи­мых (в определенном смысле безусловных и абсолютных) цен­ностей цивилизованной деятельности и общения человека. Имен­но о таких значимостях еще Аристотель писал как об "общих для всех, признаваемых таковыми всеми народами, если даже между ними нет никакой связи и никакого соглашения относи­тельно этого" (Риторика, I, 13, 1373b, 10)'. Первостепенность "общих для всех" ценностей формирует комплекс социальных норм повышенной значимости, направленных на удовлетворе­ние этих ценностей. Этот комплекс и заключен в правах чело­века, которые имеют определяющее нормативно-ценностное зна­чение и для правовой, и для моральной систем.

Поэтому права человека иногда называют этико-правовой конструкцией, подчеркивая тем самым сосуществование здесь правовых и этических элементов.

Другими словами, в правах человека переплетаются пра­вовые и моральные ценности, и это сочетание обогащает смысл всей конструкции. Так, ст. 1 Всеобщей декларации прав челове-

' Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978. С. 59.

§ 4. Права человека — сфера взаимодополнения права и морали 267

ка содержит такую формулировку: "Все люди рождаются сво­бодными и равными в своем достоинстве и правах. Они наде­лены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". В это положение включены и мораль­ные постулаты (братство, совесть), и правовые принципы (ра­венство), и категории, относящиеся к морально-правовым уста­новлениям (свобода, достоинство). Такое же сосуществование категорий морали и права можно увидеть и в других нормах по правам человека. Это еще раз подтверждает, что в них "скон­центрированы все важнейшие социальные нормы и принципы — не только правовые, но и моральные, политические, религиоз­ные, философские"'.

Вместе с тем права человека близки именно правственным нормам. Что касается религиозных норм, то здесь соотношение неоднозначное, поскольку права человека предполагают свобо­ду совести и морального выбора. В этом смысле положение американской Декларации независимости о том, что люди "одарены Создателем определенными неотъемлемыми права­ми", сегодня имеет не религиозный, а правственный смысл: пра­ва человека не могут дароваться или делегироваться вне зави­симости от того, верит ли человек в свое происхождение от Бога или от природы.

Вся правовая система в целом несет огромный правствен­ный потенциал, правовые нормы во многом основаны на незыб­лемых правственных принципах: "относись к другому челове­ку так, как хотел бы, чтобы он относился к тебе", "будь лицом и уважай другие лица" и т. д. Однако только в институте прав человека в концентрированном виде воплощены самые важные принципы совместного человеческого бытия, которые невозможно свести только к правовым или только к этическим нормам. Поэтому институт прав человека в целом приобретает значе­ние базовой ценности гражданского общества.

Специфика взаимодействия права и морали в области прав человека связана с тем, что предметом взаимодействия в дан­ном случае являются обладающие особой значимостью осново­полагающие принципы общественной жизни. В правах челове­ка эти принципы, во-первых, декларируются, т. е. провозгла­шаются, в качестве морально-политических целей общества, во-

Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манови. М., 1995. С. 218.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]