Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UChEBNIK_PRAVA_ChELOVEKA.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.97 Mб
Скачать

§ 2. Марксистская доктрина: от государства к человеку 225

лий, она должна удерживать свое господство посредством того

i"i

страха, который внушает реакционерам ее оружие

Политическая концепция диктатуры пролетариата опреде­ляет ее как власть, не ограниченную и не связанную никакими законами. "Научное понятие диктатуры, — подчеркивал В. И. Ленин, — означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стес­ненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть"2.

Такое представление о государстве выдвигает его в каче­стве главного фактора общественных преобразований метода­ми насилия, беззакония, упразднения свободы. Человек стано­вится средством достижения целей, стоящих перед государством;

он должен быть всецело подчинен политической власти, не зна­ющей над собой силы закона. Новая политическая система по­глощает личность, лишает ее свободы самоопределения, автоно­мии, превращая в послушного исполнителя своей воли. Это — реализация системоцентристского похода в его крайнем выра­жении: государство — первично; человек — объект государ­ственного воздействия; его поведение жестко регламентирует­ся, направляется, контролируется государством. Энгельс отме­чал, что "воля отдельных лиц должна подчиняться, а это озна­чает, что вопросы будут разрешаться авторитарно"3. Ленин пи­сал о том, что "обеспечение строжайшего единства воли дости­гается подчинением воли тысяч воле одного'4.

б) Крайне своеобразно решаются марксизмом и вопросы демократии, явившейся завоеванием буржуазной революции и основанной на равенстве всех перед законом, определяющем равенство в правах и свободах.

В трактовке марксизма демократия — явление сугубо клас­совое. Победивший пролетариат исключает участие в полити­ческом процессе свергнутых эксплуататорских классов, лишает их всех прав и свобод. Идея универсальности прав и свобод, т. е. принадлежности их каждому члену общества от рожде­ния, их неотъемлемости и неотчуждаемости, решительно отбра­сывается как абсолютно неприемлемая в обществе, где власть может быть удержана только применением насилия ко всем,

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 105. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 383. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 303. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 36. С. 200.

226

Глава VIII. Человек и государство

§ 2. Марксистская доктрина: от государства к человеку

227

кто не является ее сторонником. "Чистую демократию" Ленин называл лживой фразой, являющейся основой для буржуазных спекуляций вокруг проблем демократии. "Либералу естествен­но говорить о "демократии" вообще. Марксист никогда не за­будет поставить вопрос: "для какого класса?"' Энгельс в 1884 г. в письме к А. Бебелю писал: "Во всяком случае во время кри­зиса и на другой день после него нашим единственным против­ником явится вся реакционная масса, объединяющаяся вокруг чистой демократии, и этого, как я полагаю, ни в коем случае упускать из виду нельзя"2.

Насильственно исключая из политической жизни целые классы и слои населения, отнесенные к "чуждым элементам" (причем критерии такого исключения были весьма произволь­ны, расплывчаты, поскольку даже интеллигенция была включе­на в категорию "лишенцев"), Ленин объявил о возникновении нового всемирно-исторического типа демократии — "именно пролетарского демократизма, или диктатуры пролетариата"3. Отождествление понятий "демократия" и "диктатура" явилось поистине "всемирно-историческим" открытием главного прак­тического продолжателя марксизма.

Утопичность марксизма подтвердилась тем, что теория "про­летарской" демократии не была реализована ни в одной стране, не подкреплена практикой реального участия граждан в реше­нии государственных дел. Пролетариат в России — первой стране победившей социалистической революции — был край­не малочисленным, и провозглашенная диктатура этого класса отнюдь не означала "демократии для большинства", а заложи­ла основы власти партократии, большевистской элиты. Даже для "трудящихся" классов — рабочего класса и крестьянства — не были соблюдены принципы равенства. Конституция РСФСР 1918 г. давала явные преимущества рабочим: при выборах на Всероссийские съезды Советов в городах избирался 1 делегат от 25 тыс. избирателей, а в сельской местности—1 делегат от 125 тыс.

В этом проявлялась патологическая боязнь большевиками народа, который в большинстве своем не принял и не мог под­держать новую власть.

' Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 37. С. 243.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 36. С. 218.

3 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 44. С. 147.

в) Путь к раскрепощению личности и достижению всеоб­щей свободы марксизм видел в преодолении индивидуализма, в растворении личности в государстве, а индивидуальных инте­ресов — в классовых. Ленин считал величайшей заслугой Мар­кса и Энгельса то, что место и роль человека в обществе, его права и обязанности, чувства, помыслы, действия, бесконечно разнообразные и, казалось бы, не поддающиеся никакой систе­матизации, в пределах конкретно-исторического общества были ими обобщены и сведены к действиям групп личностей, классов, борьба которых определяет развитие общества'. Сведение раз­нообразных индивидуальностей, их чувств и помыслов к клас­совым интересам — это одно из важных звеньев марксистско­го учения, которое определяется стремлением сделать человека "родовым существом", нивелируя его своеобразие и неповтори­мость. Отсюда резкая критика гражданского общества, в кото­ром человек "действует как частное лицо, рассматривает дру­гих людей как средство, низводит себя самого до роли средства и становится игрушкой чуждых сил"2.

К. Маркс в поздравлении А. Линкольну по случаю его переизбрания высоко оценил вклад американцев в развитие прав человека, отметив, что ими "была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейс­кой революции XVIII века..."3. Такая оценка сочеталась у него с решительным неприятием "раздвоения" индивида на челове­ка и гражданина. По его мнению, член гражданского общества, обладающий естественными и неотъемлемыми правами, суще­ствующими вне государства и стоящими выше государствен­ной власти, превращается в ограниченного, замкнутого в себе индивида. Развитие индивидуализма и автономии личности, рас­сматриваемое либеральными доктринами как движущая сила общества, Маркс считал принижением роли человека как об­щественного существа в его непосредственной связи с государ­ством, где человек должен выступать как "родовое существо". Однако "родовая жизнь" в буржуазном обществе, т. е. сфера взаимодействия человека и государства, является лишь внеш­ней рамкой, ограничителем самостоятельности человека. С точки

См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 1. С. 430. 1 Маркс К., Эшельс Ф. Соч. Т. 1. С. 390-391. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16. С. 17.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]