Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UChEBNIK_PRAVA_ChELOVEKA.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.97 Mб
Скачать

§ 5. Дореволюционная Россия 85

Отсюда он делал вывод, что "в основе права лежит свобода как характеристический признак личности"'. Правом определя­ется отношение лиц. То, что не есть лицо, не может быть субъектом права. В кантианском духе Соловьев писал, что лицо в отличие от вещи — это существо, не исчерпывающееся своим бытием для дру­гого, т. е. не могущее по природе своей служить только средством для другого, а существующее как цель в себе и для себя.

Но свобода лица, пояснял Соловьев, превращается в право только тогда, когда за всеми (по общему правилу) одинаково признается их свобода. "Таким образом, — подчеркивал он, — моя свобода как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуали­стическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства"2.

Признание свободы и равенства субъектов права в каче­стве необходимого условия всякого права — это, согласно Со­ловьеву, и есть выражение смысла требований и естественного права, которое "всецело сводится к этим двум факторам"3. Сво­бода при этом выступает как субстрат права, а равенство — его необходимая форма. "Отнимите свободу, и право становит­ся своим противоположным, т. е. насилием. Точно так же от­сутствие общего равенства (т. е. когда данное лицо, утверждая свое право по отношению к другим, не признает для себя обще­обязательными права этих других) есть именно то, что называ­ется неправдой, т. е. также прямое отрицание права"'1.

С позиций правственного правопонимания Соловьев ут­верждал, что "право (то, что требуется юридическим законом) есть низший предел, или некоторый минимум, правственнос­ти, равно для всех обязательный"^.

Степень и способы реализации добра с помощью права зави­сят от уровня правственного сознания общества и от других ис­торических условий. "Таким образом, — писал Соловьев, —

Соловьев B.C. Правственность и право. С. 97. 2 Там же. С. 98. 1 Там же. С. 99. 4 Там же. ' Там же. С.108.

4 Права человека

86 Глава II. Права человека в истории политико-правовой мысли

право естественное становится правом положительным и форму­лируется с этой точки зрения так: право есть исторически подвиж­ное определение необходимого принудительного равновесия двух правственных интересов — личной свободы и общего блага"'.

Из сущности права как равновесия двух правственных интересов (личной свободы и общего блага), согласно Соловье­ву, вытекает, что общее благо может лишь ограничить личную свободу, но не упразднить ее. Свобода и право личности носят неотчуждаемый характер. В этой связи Соловьев считал, что законы, допускающие смертную казнь, бессрочную каторгу и пожизненное одиночное заключение, противоречат самому су­ществу права.

Как "воплощенное право"2 и правовую организацию об­щественного целого, признающую права и свободы личности и заключающую в себе полноту положительного права и единую верховную власть, трактовал Соловьев государство. Речь у него при этом идет о "правовом государстве"3 с тремя различными властями — законодательной, судебной и исполнительной.

В духе христианского гуманизма и идеалов правственной солидарности человечества Соловьев характеризовал го­сударство "как собирательно организованную жалость"А. При этом он подчеркивал, что согласно "христианскому правилу общественного прогресса" необходимо, чтобы государство "как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия для дос­тойного существования и совершенствования людей "\

Защищая принцип частной собственности, коренящийся в самом существе человеческой личности, Соловьев считал, что принцип права требует ограничить частный произвол в пользу общего блага. С этих позиций он критиковал реалии капита­лизма (плутократию) и идеи социализма. "Экономическая за­дача государства, действующего по мотиву жалости, — писал Соловьев, — состоит в том, чтобы принудительно обеспечить каждому известную минимальную степень материального бла­госостояния как необходимое условие для достойного челове­ческого существования"''.

Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996. С. 331. 1 Там же. С. 338.

1 Соловьев B.C. Правственность и право. С. 95. 4 Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 40. '' Там же. С. 40-41. '' Там же. С. 395.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]