Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UChEBNIK_PRAVA_ChELOVEKA.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.97 Mб
Скачать

§ 4. Новое время

73

своему собственному и тем не менее всеобщему законодатель­ству'".

Эта мысль отчетливо присутствует в категорическом им­перативе, гласящем: "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же нремя можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"2.

В другой своей формулировке этот категорический импе­ратив звучит следующим образом: "Поступай так, чтобы ты все­гда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству"3.

Применительно к праву и правам индивида кантовский категорический императив велит: "...Поступай внешне так, что­бы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом'4.

Имея в виду право, требуемое идеей разума, Кант опреде­ляет его так: "Право — это совокупность условий, при кото­рых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы""'. Право, права ин­дивида, следовательно, подразумевают свободу индивидов (сво­боду их воли) и связанную с этой свободой возможность (и необходимость) произвола, столкновение и коллизию различ­ных произвольных действий и т. д.

Правопонимание у Канта опирается на идею моральной автономии личности, ее абсолютной самоценности, ее способно­сти самому дать себе закон, знать свой долг и осуществлять его''. Сама возможность свободы и общего для всех людей зако­на коренится, согласно Канту, в этой моральной автономии (т. е. самоценности, самозаконности и независимости) личности.

' Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 274. Это совпадение па самом деле является

следствием кантовской юридизации морали и морализации права: принципом

морали (для всех и каждого) у Капта оказывается (по смыслу его

категорического императива) принцип права — принцип "всеобщего

законодательства".

2 Там же. С. 260.

j Там же. С. 270.

4 Там же. Т. 4. Ч. 2. С. 140.

; Там же. С. 139.

Под заметным влиянием этих идей И. Г. Фихте определял право как отношение между разумными, морально автономными и свободными индивидами. - См.: Fichte J.G. Samtliche Werke. Berlin, 1845. В. 3. S. 557.

74 Глава II. Права человека в истории политико-правовой мысли

Принцип кантонского морального закона по сути дела яв­ляется лишь модификацией принципа формально-правового равенства (с его всеобщностью, независимостью индивидов, сво­бодой их воли и т. д.). Иначе говоря, кантовская концепция моральности права имеет правовой смысл. Своим учением о праве Кант морально (и философски) оправдывает и возвы­шает "материю" и принцип права, что и определяет его выдаю­щийся вклад в философию права. Но достигается это у него ценой юридизации морали, принципом и категорическим импе­ративом которой оказывается принцип права.

Канту принадлежит большая заслуга в последовательном философском обосновании и развитии либеральной теории правового государства'. Согласно Канту, "государство — это объединение множества людей, подчиненных правовым зако­нам"2. Благо государства состоит в высшей степени согласо­ванности государственного устройства с правовыми принци­пами.

Реализация требований категорического императива в сфере государственности предстает у Канта как правовая организа­ция государства с разделением властей (законодательной, ис­полнительной и судебной). По признаку наличия или отсут­ствия разделения властей он различает и противопоставляет две формы правления: республику (кантовский эквивалент правового государства) и деспотию.

Применительно к законодателю Кант формулирует следу­ющий ограничительный принцип его деятельности: то, чего на­род не может решить относительно самого себя, того и законо­датель не может решить относительно народа. Управленческая деятельность и акты исполнительной власти не должны нару­шать верховенства закона, а судебная власть должна осуществ­ляться только судьями.

Признание автономного статуса морали и морального деяния, моральной свободы, независимости и автономии человека является, согласно Канту, принципом и предпосылкой, необхо-

' Кант (как и после него Гегель) еще не использует термин "правовое государство". Этот термин впервые встречается в работах К.Т. Велькера и Р. Моля. — См.: Wclcker К. Т. Die letzten Griinde von Recht, Staat und Strafe. Giesen, 1813. S. 25, 71 u. a.; Mold R. Die Polizeiwissenschaft nach den Grundsatzen dcs Rechtsstaates. B. 1-2. Tubinsen, 1832, 1833. 2 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 233.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]