
- •458 Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека
- •460 Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека
- •Предметная деятельность и психология
- •1 Рубинштейн с.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С.40.
- •А.Н.Леонтьев мотивы, эмоции и личность1
- •472 Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека
- •474 Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека
Психология
/
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
О категории предметной деятельности
О категории предметной деятельности - раздел Психология, ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Деятельность Есть Молярная, Не Аддитивная Единица Жизни ТелесноГо, Материаль...
Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие.
Введение категории деятельности в психологию меняет весь понятийный строй психологического знания. Но для этого нужно взять эту категорию во всей ее полноте, в ее важнейших зависимостях и детерминациях: со стороны ее структуры и в ее специфической динамике, в ее различных видах и формах. Иначе говоря, речь идет о том, чтобы ответить на вопрос, как именно выступает категория деятельности в психологии. Вопрос этот ставит ряд далеко еще не решенных теоретических проблем. Само собой разумеется, что я могу затронуть лишь некоторые из них.
Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности — среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром — перед гончарным кругом или за письменным столом. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого инди-
1
Леонтьев А.Н. Деятельность.
Создание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат,
197^7. С. 81—9
Леонтьев А/7. Проблема деятельности в психологии 457
вида
представляет собой систему, включенную
в систему отношений общества. Вне
этих отношений человеческая деятельность
вообще не существует. Как именно она
существует, определяется теми формами
и средствами материального и духовного
общения (Verkehr), которые порождаются
развитием производства и которые не
могут реализоваться иначе, как в
деятельности конкретных людей1.
Само собой разумеется, что деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.
Особенно следует предостеречь против понимания деятельности человека как отношения, существующего между человеком и противостоящим ему обществом. Это приходится подчеркивать, так как затопляющие сейчас психологию позитивистские концепции всячески навязывают идею противопоставленности человеческого индивида обществу. Для человека общество якобы составляет лишь ту внешнюю среду, к которой он вынужден приспосабливаться, чтобы не оказаться «неадаптированным» и выжить, совершенно так же, как животное вынуждено приспосабливаться к внешней природной среде. С этой точки зрения деятельность человека формируется в результате ее подкрепления, хотя бы и не прямого (например, через оценку, выражаемую «референтной» группой). При этом упускается главное — то, что в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приноравливать свою деятельность, но что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы; словом, что общество производит деятельность образующих его индивидов. Конечно, это отнюдь не значит, что их деятельность лишь персонифицирует отношения общества и его культуру. Имеются сложные связывающие их трансформации и переходы, так что никакое прямое сведение одного к другому невозможно. Для психологии, которая ограничивается понятием «социализация» психики индивида без дальнейшего его анализа, эти трансформации остаются настоящей тайной. Эта психологическая тайна открывается только в исследовании порождения человеческой деятельности и ее внутреннего строения.
Основной, или, как иногда говорят, конституирующей, характеристикой деятельности является ее предметность. Собственно, в самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие ее предмета 'Gegenstand). Выражение «беспредметная деятельность» лишено всякого :мысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследо-тние деятельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом федмет деятельности выступает двояко: первично — в своем независи-юм существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятель-юсть субъекта, вторично — как образ предмета, как продукт психического
458 Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека
отражения
его свойств, которое осуществляется в
результате деятельности субъекта и
иначе осуществиться не может.
Уже в самом зарождении деятельности и психического отражения обнаруживается их предметная природа. Так, было показано, что жизнь организмов в гомогенной, хотя и изменчивой среде может развиваться лишь в форме усложнения той системы элементарных отправлений, которая поддерживает их существование. Только при переходе к жизни в дискретной среде, т.е. к жизни в мире предметов, над процессами, отвечающими воздействиям, имеющим прямое биотическое значение, надстраиваются процессы, вызываемые воздействиями, которые сами по себе могут быть нейтральными, абиотическими, но которые ориентируют его по отношению к воздействиям первого рода. Формирование этих процессов, опосредствующих фундаментальные жизненные отправления, происходит в силу того, что биотические свойства предмета (например, его пищевые свойства) выступают как скрытые за другими, «поверхностными» его свойствами, поверхностными в том смысле, что, прежде чем испытать на себе эффекты, вызываемые биотическим воздействием, нужно, образно говоря, пройти через эти свойства (таковы, например, механические свойства твердого тела по отношению к химическим его свойствам).
Я, понятно, опускаю здесь изложение конкретно-научного обоснования приведенных положений, равно как и обсуждение вопроса об их внутренней связи с учением И.П.Павлова о сигнальной функции условных раздражителей и об ориентировочных рефлексах; то и другое освещено мной в других работах1.
Итак, предыстория человеческой деятельности начинается с приобретения жизненными процессами предметности. Последнее означает собой также появление элементарных форм психического отражения — превращение раздражимости (irribilitas) в чувствительность (sensibilitas), в «способность ощущения».
Дальнейшая эволюция поведения и психики животных может быть адекватно понята именно как история развития предметного содержания деятельности. На каждом новом этапе возникает все более полная подчиненность эффекторных процессов деятельности объективным связям и отношениям свойств предметов, во взаимодействие с которыми вступает животное. Предметный мир как бы все более «втягивается» в деятельность. Так, движение животного вдоль преграды подчиняется ее «геомет-j рии» — уподобляется ей и несет ее в себе, движение прыжка подчиняется объективной метрике среды, а выбор обходного пути — межпредметным отношениям.
Развитие предметного содержания деятельности находит свое выражение в идущем вслед развитии психического отражения, которое регулирует деятельность в предметной среде.
'См.
Леонтьев
А.Н. Проблемы
развития психики. М., 1972.
Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии 459
Всякая
деятельность имеет кольцевую структуру:
исходная
аффе-рентация —»
эффекторные
процессы, реализующие контакты с
предметной средой —>
коррекция
и обогащение с помощью обратных связей
исходного афферентирующего образа.
Сейчас
кольцевой характер процессов,
осуществляющих взаимодействие организма
со средой, является общепризнанным
и достаточно хорошо описан. Однако
главное заключается не в самой по себе
кольцевой структуре, а в том, что
психическое отражение предметного мира
порождается не непосредственно внешними
воздействиями (в том числе и
воздействиями «обратными»), а теми
процессами, с помощью которых субъект
вступает в практические контакты с
предметным миром и которые поэтому
необходимо подчиняются его независимым
свойствам, связям, отношениям. Последнее
означает, что «афферента-тором»,
управляющим процессами деятельности,
первично является сам предмет и лишь
вторично — его образ как субъективный
продукт деятельности, который
фиксирует, стабилизирует и несет в себе
ее предметное содержание. Иначе
говоря, осуществляется двойной переход:
переход предмет
—>
процесс
деятельности и
переход деятельность
—»
ее
субъективный продукт. Но
переход процесса в форму продукта
происходит не только на полюсе субъекта.
Еще более явно он происходит на полюсе
объекта, трансформируемого человеческой
деятельностью; в этом случае регулируемая
психическим образом деятельность
субъекта переходит в «покоящееся
свойство» (ruhende Eigenshaft) ее объективного
продукта.
На первый взгляд кажется, что представление о предметной природе психики относится только к сфере собственно познавательных процессов; что же касается сферы потребностей и эмоций, то на нее это представление не распространяется. Это, однако, не так.
Взгляды на эмоционально-потребную сферу как на сферу состояний и процессов, природа которых лежит в самом субъекте и которые лишь изменяют свои проявления под давлением внешних условий, основываются на смешении, по существу, разных категорий, смешении, которое особенно дает о себе знать в проблеме потребностей.
В психологии потребностей нужно с самого начала исходить из следующего капитального различения: различения потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок деятельности и потребности как того, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде. «Голод способен поднять животное на ноги, способен придать поискам более или менее страстный характер, но в нем нет никаких элементов, чтобы направить движение в ту или другую сторону и видоизменять его сообразно требованиям местности и случайностям встреч»1, — писал Сеченов. Именно в направляющей своей функции потребность и является предметом психологического познания. В первом же случае потребность выступает лишь как состояние нужды организма, которое
'Сеченов
И.М. Избранные
произведения. М., 1952. Т.1. С. 581.