Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gavrilova_n_a_redaktor_istoriya_zarubezhnoy_muz...docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.04 Mб
Скачать

Часть I

Музыкальная культура Европы

терии Скрябина. С последним, помимо космичности всего за­мысла, есть и частные совпадения: образ света как символа высшего духовного начала, семидневность действа и его син­тетический характер. Однако связи со Скрябиным, равно как и с Вагнером (невольно обнаруживаются параллели с мифоло­гической тетралогией Кольцо нибелунга), состоят исключитель­но в выражении сходных философско-художественных тен­денций и единой логики истории, но отнюдь не в плане влияний и преемственности.

Пожалуй, именно творчество Штокхаузена, как ника­кое другое, выявило с максимальной определенностью исто­рическое место и значение авангарда-2. С одной стороны, авангардисты, и в особенности Штокхаузен, создают совер­шенно новые звуковые миры, не имеющие точек соприкосно­вения с музыкой прошлого, осуществляют «скачок» в разви­тии, так что становится возможным говорить о «времени ноль». Но сам этот «скачок» был вызван и обусловлен завер­шенностью цикла классической культуры и связан с доведени­ем до логического конца (а вместе с тем и до самоотрицания) нараставших в ее лоне аклассических, романтических тенден­ций. Собственно, и само требование непременной новизны как одной из главных ценностей творчества (важнейшая пред­посылка авангарда), постепенно утверждавшееся в постре- нессансной Европе, вышло на «финишную прямую» в эпоху романтизма. Таким образом, музыкальный авангард, по край­ней мере в штокхаузеновском варианте, выглядит, в частнос­ти, и как инобытие романтического мироощущения.

Раздвижение границ музыки, к которому постоянно стремился романтизм, но принципиально не мог его достиг­нуть, было наиболее последовательно и осознанно осуществ­лено Штокхаузеном. Для него музыка не только стала вклю­чать любые внетоновые звуки, но и получила свое продолжение в слове, в жесте, в религиозном ритуале и т. д. (в отличие от синтеза музыки, слова и жеста как разных «рядов», наблюдавшегося прежде в любом музыкальном театре, в том числе у Вагнера). Возникшая ситуация в чем-то обнаружила подобие древним культурам, в частности античной Греции, где отдельные искусства еще не разорвали окончательно пер­вобытный синкрезис и термин «музыка» («мусические искус­ства») распространялся на танец и поэзию. Однако у Штокхау­зена именно музыка стремится осуществить «экспансию» в отношении не только иных искусств, но и всей реальности, ко­торая нас окружает.

Музыкальный мир Штокхаузена непрестанно эволю­ционирует. В произведениях рубежа ХХ-ХХ1 веков он пред-

пел ■1

Вторая половина Германия

XX века

  • ггает совершенно иным, нежели в период авангарда 50-х го- 1 о0 начиная с 60-х годов вплоть до настоящего времени су­щественно расширяется круг исторических и географических I “ризонтов музыки Штокхаузена частности, в его «миро- 1 вой», «космической», «ритуальной» музыке), что на первый взгляд корреспондирует с поставангардными (постмодер­нистскими) установками. Однако «поставангард» Штокхаузе­на не имеет ничего общего с характерным для постмодерниз­ма онтологическим и религиозным скептицизмом, а также с убеждением в невозможности сказать что-либо новое и, как следствие, с художественным исследованием самого различ­ного чужого материала («...для ориентации необходимо иметь в своем распоряжении как можно больше выкристаллизовав­шихся объектов всемирной музыкальной культуры. Не для подражания им, но для того, чтобы получить возможность распознавания специфических эмоциональных связей в каж- V) дой отдельной форме и чтобы иметь под рукой один из воз- / можных источников энергии, если хочешь создать новый ор- I**' ганизм»)13.

Вопреки многообразным тенденциям «ретро», пре- д- обладающим в современном искусстве, Штокхаузен неуклон- $ но развивает и расширяет действие своего авангардного принципа: обнаружения Трансцендентного (Неизвестного), «создания того, что прежде еще не существовало, чему невоз­можно дать объяснение или найти оправдание просто исходя из произошедшего ранее...»14.

Творческий путь

Становление. Сериальная, пуантилистическая музы­ка. Карлхайнц Штокхаузен родился в 1928 году в местечке Мёдрат близ Кёльна. Его отец, школьный учитель, пропал без вести на фронте в 1945 году. Еще раньше (в 1941 году) мать, находившаяся в клинике для душевнобольных, была под­вергнута эутаназии. Оставшись сиротой, будущий компози­тор сполна вкусил тяготы жизни, работая тапером в барах, ра­бочим на фабрике, сторожем на автостоянках. Тем не менее в 1947-1951 годах Штокхаузен учился в Государственной Выс­шей музыкальной школе в Кёльне по специальностям форте­пиано и музыкальное образование, которую закончил с отли­чием, а также в Кёльнском университете по специальностям германская филология, философия, музыковедение. В 950-1951 годах появляются первые сочинения: Хоры для До- РЫс (Дорис Андреа в 1951 году стала женой композитора), Три

к

  1. XX век: Зарубежная музыка. Вып. 1. С 45.

  2. СоЦ). 5{оскНаи$еп. Р, 106

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]