Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gavrilova_n_a_redaktor_istoriya_zarubezhnoy_muz...docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.04 Mб
Скачать

Раздел I

Азия и Северная Африка

XX века

пейской музыкальной культуре. Она пишет: «С начала 1970-х годов все резко изменилось: здесь заранее распродаются би­леты на любые концерты, будь то танцы Бали, арабский лют­нист, виртуозы Северной Индии, турецкие, корейские, япон­ские музыканты. В 1972 году в Мюнхене во время Олимпиады функционировала выставка "Мировые культуры и новейшее искусство". В 1976 году целая деревня из Бали жила в Запад­ном Берлине. С 1979-го там был учрежден постоянный фести­валь "Горизонты”... При этом молодые музыканты изучали ба­рабанные ритмы врачевателей Ганы, маленькие металлофоны индонезийского гамелана. На вершине этой экзотической вол­ны мастер игры на ситаре Рави Шанкар выступал вместе с Ие­гуди Менухиным, предвосхищая явление "единой мировой культуры"»88. А.Чекановска в своем труде «Музыкальная этно­графия» приводит внушительный список исследовательских центров и ученых как в Европе, Америке, так и по всему миру, занимавшихся в XX веке исследованием^ Востока. Среди них названы имена Дж. Г. Фармера, Л.Пиккена, А.Баке, О.Рагхава- на, почетное место среди них отведено российскому исследо­вателю В,М.Беляеву89.

В бывшем СССР этот интерес проявлялся особенно яр­ко, культуры так называемого Советского Востока тщательно изучалась и использовалась в качестве показательного приме­ра для развития музыкальных культур стран Азии и Африки. В 1970—1980-е годы в Самарканде проводились Международ­ные музыкальные симпозиумы, собиравшие ведущих иссле­дователей и музыкантов из многих стран мира. В 1973 году Ал­ма-Ата принимала Третью Международную музыкальную трибуну Азии - один из крупнейших форумов по изучению внеевропейской музыки. В последней трети XX века в СССР, а затем и в России возникает ряд научных групп и центров по ис­следованию внеевропейской музыки: в Российском институте искусствознания, в Московской государственной консервато­рии им. П.И.Чайковского, Российской музыкальной академии им. Гнесиных, Новосибирской консерватории, Дальневосточ­ной академии искусств, Казанской консерватории и ряде дру­гих. Крупные центры (Ташкент, Баку) ныне находятся в незави­симых государствах Закавказья и Центральной Азии. Показательно, что в нашей стране интерес к внеевропейским

  1. Леонтьева О.Т. «Внеевропейское» в западной музыке 1970-1980-х годов-. «Медитативная музыка» - новая ориентация поставангарда // Западное искусство: XX век. Классическое наследие и современ­ность. М., 1992. С. 37-38.

  2. Чекаиовска А. Музыкальная этнография: Методология и методи­ка. С. 41.

Часть III

Музыкальная культура Азии и Северной Африки (обзор)

культурам не уменьшался со второй половины XIX века со сто­роны как исследователей, так и композиторов.

После господства в ориентализме XIX века ближне­восточной музыки внимание западных композиторов пере­ключается на дальние, незнакомые ранее регионы, а также на конкретные музыкальные явления - оркестр гамелан, при­дворную музыку гагаку, негритянские спиричуэлз и другие. От передачи общего колорита композиторы переходят к подроб­ному изучению музыкальных традиций и синтезируют их с но­выми приемами письма, органично включая их в свою компо­зиторскую технику. Примером может служить творчество О.Мессиана, изучавшего принципы индийской классической музыки, а также П. Булеза и Дж.Кейджа, использовавших осо­бенности композиции оркестра гамелан. Внимание компози­торов XX века переключается, таким образом, с особенностей музыкального языка, отдельных его элементов на принципы композиции. Соответственно внеевропейская музыка пере­стает функционировать исключительно в качестве фольклор­ного материала для последующей композиторской работы. Многие композиторы ушедшего столетия активно изучают не только теорию, но и практику игры на внеевропейских инстру­ментах (К.Орф, Ла-Монт Янг, С.Райх и многие другие). По­добный конкретный опыт позволяет им не ограничиваться об­щим впечатлением от внеевропейской музыки, но воплотить ее конкретные особенности.

Многие звукозаписывающие фирмы в начале XX века выпускают грампластинки с записями среднеазиатской, ин­дийской, арабской, китайской музыки (для чего посылают во многие страны мира специальные экспедиции). К примеру, одна из таких экспедиций была направлена в Бухару англий­ской фирмой Граммофон, где произвела записи лучших пев­цов и виртуозов-инструменталистов эмира Бухары90. Другие экспедиции, организованные фирмами Граммофон, Спорт-ре­корд, Экстрафон, записывали музыкантов Ирана и Закавка­зья91. Значение этих ранних записей чрезвычайно велико. Они не только позволяли фиксировать более протяженные образ­цы, но и впервые познакомили Европу с восточной классикой (особым пластом профессиональной музыкальной устной традиции). Она по-новому предстала в звукозаписи, которая фиксировала и тембр, и особенности фразировки, и исполни­тельский стиль музыкантов.

  1. См.: Уипихом! V. Мзоп 5Наи1оу: а таз{ег Мизюап // ОгЫз Мизкае.

Те1 Ау|у УшуегаТу. Ч/о). XI. N21993/94. Р 138.

91 .тушинский Ф. Народные певцы и музыканты Азербайджана. М.,

1972 С 62.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]