Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gavrilova_n_a_redaktor_istoriya_zarubezhnoy_muz...docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.04 Mб
Скачать

Раздел I

Азия и Северная Африка

XX века

Опираясь на традиции национальной музыки, компо­зитор добился необычайной популярности жанра арабской оперетты, которая вызывала больший интерес, чем европей­ская опера. Перу Сеида Дервиша принадлежат такие извест­ные оперетты, какАль-Барут (арабский вариант французской пьесы Ьа та&соПе — Амулет), Бубновая десятка (по одноимен­ной пьесе Мухаммеда Теймура), Лейлы иМеджнун, Шахразада (на сюжет сказок Тысячи и одной ночи), отрывки которой он ис­пользовал в своей опере Клеопатра и Антоний. Для арабской оперетты характерны: свободное соотношение музыки, слова, танца; номерная структура; включение в действие жанровых сцен; опора исключительно на национальные формы (муваш- шах, таксим, самаи и другие), которые стали именоваться ари­ями. Значительную роль в опереттах Сеида Дервиша стали играть оркестровые эпизоды - пьесы, создающие психологи­ческую атмосферу действия. Одна из популярных пьес - Вели­кая река Нил из оперетты Лейли и Меджнун - отличается про­никновенной лирической, величавой мелодией (с явно выраженными арабскими интонационными ходами и глис- сандирующими переходами от одного тона к другому), кото­рая звучит на выдержанном остинато оркестра. Основную ме­лодическую линию ведут скрипки, им вторит солирующий уд. В ариях композитор использует прием, характерный для араб­ской классической музыки, - диалог певца и сменяющих друг друга солирующих инструментов. Такова, к примеру, ария Меджнуна Когда наступила ночь из той же оперетты: вокаль­ная линия дополняется вторящими ему мелодическими фра­зами уда и гобоя (одним из лучших исполнителей этой партии был замечательный арабский певец и композитор Мухаммед Абдель Ваххаб). Часто Дервиш использует хор, иногда два хо­ра, поющих антифонно; из ансамблей чаще всего встречаются дуэты. Оперетты Сеида Дервиша, с изменениями и в различ­ных музыкальных редакциях, ставились до конца XX века. И сегодня его музыка поражает мелодичностью и свежестью ин­тонаций.

Творчество Сеида Дервиша послужило своего рода эталоном для многих арабских композиторов. В Египте его непосредственным продолжателем считается Мухаммед Аб­дель Ваххаб (1902-1991), закончивший после смерти Сеида Дервиша его оперу Клеопатра и Антоний и с большим успе­хом спевший партию Антония на ее премьере в 1927 году. Аб­дель Ваххаб работал в основном в песенных жанрах (более 1800 песен) и в области киномузыки (фильмы Оружие любви. Белая роза, Счастливый день и многие другие). В 60-е годы он

смело использовал элементы джаза, ритмы латиноамерикан­ских танцев (самбы, румбы, танго), синтезировал мажоро- минор и арабские лады. Обладая приятным выразительным голосом (баритональный тенор), он прославился как непре­взойденный исполнитель собственных песен и музыки Сеида Дервиша.

Традиции Сеида Дервиша и Абдель Ваххаба продол­жили Закария Ахмад, Рийад ас-Сумати; в Ливане их последо­вателями были мастера песенных жанров Халим ар-Руми и Тауфик аль-Баша, композиторы Филимон Вахби, Заки Насыф и Ариф Ридван. Египетский стиль, в сочетании с бедуинскими традициями, определял облик ливанской музыки XX столетия. Характеризуя стиль Халима ар-Руми, исследователи отмеча­ют, что его знаменитые касыды и песни «принадлежат к еги­петской музыкальной школе. Это закономерно, ибо автор по­лучил профессиональное образование в Каире в 40-е годы, ставшие "золотым веком" для современной музыки арабского Востока. Халим ар-Руми широко известен как создатель и ис­полнитель традиционных арабских касыд и других песенных жанров. Его творчество испытало сильное и благородное вли­яние выдающегося египетского музыканта XX века Абд аль- Ваххаба»49.

Но, пожалуй, самыми известными за пределами сво­ей страны стали ливанские композиторы братья Рахбани (Раббани) - Асси (1923-1986) и Мансур (р. 1925), развивав­шие традиции жанра арабской оперетты и на равных соче­тавшие музыкальные традиции сирийской христианской му­зыки, арабские и западные техники. Получив начальное образование в церкви у отца Пауля Элашкера, они освоили фортепиано и орган и сохранили любовь к этим инструмен­там в своей творческой практике. Музыкальное образование Асси продолжил в Академии искусств Алекси Бутруза и На­циональной консерватории в Бейруте. Опыт проведения фольклорных концертов и театральных постановок, в кото­рых участвовали братья, пригодился им в дальнейшем. Осо­бую роль в их творческой судьбе сыграла звезда арабской оперетты Фейруз, ставшая женой Асси. Братья написали для Фейруз более 15-ти оперетт, в том числе известные оперетты Ночь и фонарь, Мост луны, показанные на фестивалях в Бааль- беке и Дамаске, последняя оперетта Мансура Он воскрес на третий день была поставлена в 2000 году. В 50-е годы ком­позиторы неоднократно участвовали в организации между-

  1. Мусса Сахаб Салим. Музыкальное искусство Ливана // Цит. изд.

С. 203.

Азия и Северная Африка

XX века

народных фестивалей в Баальбеке (в рамках которых в свое время выступали Святослав Рихтер и Герберт фон Караян). Создание братьями Рахбани лирического музыкального теа­тра оценивается как большой вклад в формирование нацио­нального искусства. Композиторы отказались от свойствен­ной арабским ладам микротоновости, активно применяли джазовые гармонии, включали в оркестр электроинструмен­ты, за что подвергались критике своих коллег. Однако их му­зыка до сих пор пользуется огромной популярностью в араб­ских странах.

Взаимоотношения между двумя типами композиции оказались неоднозначными именно там, где сохраняют свои позиции профессиональная музыка устной традиции и клас­сическая музыка (как устная, так и устно-письменная). Они продолжают самостоятельно развиваться, часто вне связи с композиторской музыкой европейской традиции. Во многих странах внеевропейского мира интерес к национальной му­зыкальной культуре значительно выше, чем к европейской. Но и здесь усиливаются процессы взаимодействия. Граница Запад - Восток, свое - чужое оказывается смещенной, ино­гда стирается в процессе сближения культур, который усили­вается в XX веке благодаря становлению национальных ком­позиторских школ, освоению европейской композиторской техники.

Проблема композиторского творчества в странах Азии связана, таким образом, с взаимодействием двух типов профессионализма - восточной и европейской традиции (а не только фольклора и композиторского творчества, как в большинстве регионов западного мира). Осознавая слож­ность и неоднозначность такого взаимодействия, Н.Г.Шахна­зарова видит в нем столкновение двух эстетик, двух миро­воззрений. Порой композиторы, начав с осторожных попыток проникнуть в другой тип музыки, приходят к втор­жению в существо иной профессиональной традиции50. Мно­гие из них последовательно обучены в обеих профессио­нальных традициях.

Процесс сосуществования и взаимодействия разных профессиональных традиций затрагивает и сферу музыкаль­ного образования. Уровень профессионализма в различных видах традиционной культуры очень высок и поддерживается отработанной веками системой обучения. Во многих странах она продолжает бытовать в прежних формах, соседствовать с

  1. См подробнее: Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запа­да: Типы музыкального профессионализма. М., 1983.

европейской или существует ныне в рамках консерваторского образования как часть последнего. В основе традиционного обучения всегда находилась пара: учитель - ученик, мас­тер - подмастерье. Функции учителя разнообразны - он не только партнер по музицированию, но и жизненный и рели­гиозный наставник, беспрекословное подчинение которому является нормой. В таком обучении музицирующий учитель воспринимается как эталон, образец. Ему подражают, его ис­полнительские версии копируют. В подобной среде компози­торское творчество европейской традиции, с его ориентаци­ей на неповторимость и оригинальность, часто оказывается в изоляции и мало востребовано в восточной культуре, осо­бенно там, где еще не сложились композиторские школы. В этом кроется одна из причин того, что западная музыка по­началу успешнее осваивается в области исполнительства. При этом в роли наставника (со всеми перечисленными функциями) иногда оказываются специалисты из российских музыкальных вузов и консерваторий. Процесс открытия на­циональных консерваторий и академий музыки, становления многоступенчатой системы музыкального образования про­ходил в 20-70-е годы. В это время открываются Стамбульская муниципальная консерватория (1923), Каирская консервато­рия (1959), Академия музыки (Багдад), Консерватория в Ра­бате (Марокко), Бейрутская консерватория, Национальная консерватория в Тегеране (1949), Тегеранская консерватория (европейского типа, 1954), Стамбульская государственная консерватория (1971), Пекинская (Центральная) консерва­тория (1949), позже - консерватории в Шанхае и Тяньзине. В Японии этот процесс начался в конце XIX века открытием Императорской (ныне Государственной) академии музыки (1887). Большинство консерваторий имеют факультеты наци­ональной музыки и европейской музыки51. Нередко музыкан­ты получают образование сначала в национальной, а затем в одной из европейских консерваторий. Помимо консервато­рий в странах Азии были открыты многочисленные музыкаль­ные (государственные и частные) музыкальные школы и учи­лища. Во многих из них работали музыканты из СССР, а ныне работают представители музыкальных культур России, стран СНГ. Музыкальные факультеты существуют также в универси­тетах и военных училищах.

  1. Обучение длится четыре года (для исполнителей). По окончании выдается диплом бакалавра. Музыковеды (если консерватория имеет такое отделение) могут продолжить обучение и через два го­да получить степень магистра.

Азия и Северная Африка

XX века

К середине столетия усиливается влияние поп-куль­туры, на основе которой возникают местные формы поп-му­зыки. Этот процесс стимулируется «заимствованием техничес­ких средств и способов распространения продуктов массовой культуры. Расширившаяся сфера бытования поп-музыки при­вела к тому, что выпуск продукции массовой культуры стал практически неуправляем. Привлекательность коммерческой музыки становилась все более ощутимой для представителей традиционной культуры: работа в этой области обеспечивала известность, признание, материальное благополучие. Боль­шая часть слушающей публики была привлечена западной му­зыкой (в "серьезном" и "легком" ее вариантах) и местными ви­дами поп-музыки»52.

Процесс формирования композиторских школ

XX столетие стало временем приобщения музыкаль­ных культур Азии к западному опыту, формирования нацио­нальных композиторских школ, внедрения творческих мето­дов современных западных композиторов и самой системы композиции. Композиторские школы Азии представлены сле­дующими именами: Египет - Сеид Дервиш, Закариа Ахмед, Риад ас-Санбати, Мухаммед Абд аль-Ваххаб; Ливан - Заки Насыф, Филимон Вахби, Сами ас-Садави, Ариф Ридван, Ха­лим ар-Руми, Тауфик аль-Баш, братья Рахбани; Сирия - Фуад Хассун, Фуад Махфуз, Фарид Сабри; Ирак - Мунсер Джамаль Хафус; Алжир - Мохаммед Тобаль, Абдельхамид Абабсы, Аким Бенатия, Абд аль-Ваххаб Салим, Буджемийа Мезрал, в последней четверти XX века - Карим Касель, Омар Я губи (проживают во Франции), Фрех Кожда (джазовый музыкант, проживает в США); Тунис - Джазири Хамиди; Марокко - Аб- дельваххаб Агуми, М. Шекруни; Турция - Дикран Гуашийан, Ахмед Аднан Сайгун, Али Риза Бей, Ульви Дж. Эркин, Ильхан Усманбаш; Иран - Али Наги Вазири - основоположник на­циональной композиторской школы, Рухулла Халеги, Парвиз Махмуд, Хосейн Теграни, Мустафа Поур-Тураб; Китай - Си Син-хай, Ма Сы Цун, Ду Минсинь, Тай Хунвей, Тан Дун; Япо­ния - Т.Шибата, Такемицу Тору, Киохико Кажима, Икебе Ш., Исихара Тадаоки и другие.

  1. Михайлов Дж. К. О некоторых современных тенденциях в тради­ционном музыкальном искусстве стран БСВ и Южной Азии // Тра диции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. С. 92.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]