Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gavrilova_n_a_redaktor_istoriya_zarubezhnoy_muz...docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.04 Mб
Скачать

Раздел I

Азия и Северная Африка

XX века

тельность разделов: алап, джор, гат; третья часть написана в аиле быстрого кхаяля, начало второй и четвертой частей - в полуклассическом стиле тхумри, «более чувственном, роман­тическом и печальном»35. Таким образом, композитор смеши­вает классические и легкие (полуклассические) стили рагсан- гит и создает свободную контрастно-составную композицию, в которой к тому же сочетаются раги утренние (Синди Бхайра- ви) и вечерние [Адана), сочетаются особенности западной и индийской музыки.

Дальний Восток. В странах региона пласт классичес­кой музыки составляет придворная и ритуальная музыка. В от­личие от музыки Ближнего и Среднего Востока, Индии она представляет собой музыку письменной традиции. В ней и се­годня применяются разнообразные системы нотации: слого­вая буддийская, иероглифическая, современная цифровая, которые используются для фиксации классики.

Наибольшую популярность в мире приобретает япон­ская придворная музыка - гагаку36. Этот китайский конфуци­анский по происхождению термин (кит.яш) буквально озна­чает «высокая, правильная музыка» и включает в себя придворную музыку и музыку буддийских храмов. Заимство­ванная из Китая, Кореи, Индокитая, эта традиция с X века раз­вивается как направление японской музыки. Гагаку составляют вокальный репертуар (буддийские песнопения сёме, песни сайбара, имае,роэй и другие) и инарументальный репертуар, разделяемый на кангэн (музыка духовых и струнных) и бугаку (танцевальная музыка); по происхождению репертуар под­разделяется на тогаку - китайскую и комагаку - корейскую музыку. Оркестр гагаку соаоит из трех групп инструментов: духовых, струнных и ударных. В группу духовых инструментов входят флейты рютеки и комабуэ, инструмент гобойного типа с двойной тростью хитирики, губной орган сё; в группу струн­ных - цитра со или кото, лютня бива; в группу ударных - ба­рабаны тайко и какко, гонг сёко. В оркестре в целом и в рас­пределении инструментов одной группы можно увидеть трехчленную модель мира. К примеру, большой барабан тай­ко озвучивает нижний мир, двусторонний барабан какко - средний, гонг сёко - верхний мир37. Фактура музыки гагаку

  1. Ктп $Ьапкаг. Ргодгат по1е о? Кау| 51папкаг // Кау| БНапкаг Соп- сеПо ?ог 5|Таг & ОгсНе51:га. ЕМ1 Кесогс15, 1971. Р. 1.

  2. Подробно о ней см.: Сисаури В. Гагаку - музыка древней Япо­нии: Характеристика форм и жанров // Музыка народов Азии и Аф­рики, Вып. 4.

  3. Лупинос СЯ. Музыкальное наследие Японии: Традиционная мо­дель мира и музыкальное мышление // Цит. изд. С. 176.

определяется как гетерофония с выделением в центре звуко­вого комплекса мелодической линии, которую образуют ниж­ние звуки аккордовых последований губного органчика сё и верхние звуки арпеджированных созвучий лютни бивы38.

До наших дней гагаку сохраняется при японском им­ператорском дворе и в крупных буддийских храмах. Харак­терной чертой гагаку исследователи называют сочетание японских, китайских и других региональных элементов. «Эле­менты, порученные в оркестре гагаку струнным, ударным и духовому органу сё, восходят к китайской традиции, в то вре­мя как элементы, сосредоточенные в партиях хитирики и рютэки, - к традиции западноазиатской. В музыке инстру­ментальной гагаку был достигнут синтез элементов китайских и некитайских, но синтез этот был еще неглубок, и до настоя­щего времени два генетически гетерогенных комплекса суще­ствуют в структуре гагаку в достаточной степени изолиро­ванно»39. В современной практике гагаку также сохраняется традиция исполнения некоторых произведений в репертуаре кангэн и бугаку.

Гагаку исследователи считают источником, питаю­щим все последующие виды профессиональной музыки Япо­нии вплоть до 1912 года - периода Мейдзи, когда страна была «открыта» внешним контактам40. Ее ладовые особенности, ин­струментарий составили основу японской музыкальной куль­туры и сохраняют свое значение по сей день. В XX веке сильно поменялся менталитет японцев, и в сохранившемся искусстве гагаку стали происходить изменения. В современной ритуаль­ной и придворной музыке Японии «многообразие структур­ных принципов музыки гагаку и буддийских песнопений семе (от санскр. сабдавидъя - учение о грамматике, рифме и вока­лизации; кит. шэн-минъ - "лучезарное пение") постепенно размывается, упрощается, прежде всего в городской традиции Нового времени, представленной в обобщенном видетеатром Кабуки»41. В то же время ощущается стремление к консерва­ции и сохранению своего наследия. В конце XX столетия изда­ется серия грампластинок и компактдисков с записями лучших произведений из репертуара гагаку. Появляется ряд совре­менных японских исследований по музыке гагаку, в том числе

  1. Лупипос С.Л. Музыкальное наследие Японии: Традиционная мо­дель мира и музыкальное мышление // Там же. С. 178

  2. Сисаури В. Гагаку - музыка древней Японии // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 4. С. 198.

  3. См.:Лупипос СВ. Музыкальное наследие Японии: Традиционная модель мира и музыкальное мышление // Цит. изд. С. 179.

  4. Там же С. 173.

МЛ/1Я У\ к_сосупал г

XX века

работы Масумото Кикуко, Тамба Акира. Издаются также пар­титуры гагаку42 и Собрание японской классической музыки: Гагаку, сёмё, бивагаку (Токио, 1982).

Проблемы классической, придворной, церемониаль­ной музыки горячо обсуждаются в XX столетии. Поначалу воз­никают проблемы определения роли этого пласта музыкаль­ной культуры, он не выделяется из традиционной музыки. В западном музыкознании, довольно долго сохранявшем евро- поцентричные позиции, «господствовало представление, со­гласно которому вся созданная на протяжении столетий музы­ка Востока квалифицировалась как фольклор. Иногда в самостоятельную область выделялась так называемая класси­ческая придворная музыка Средневековья, но опять-таки чет­кой позиции в отношении ее принадлежности к искусству про­фессиональному прямо не высказывалось»43. Применение к классической музыке Азии европейских критериев приводило к утверждению мнения об отсутствии профессионального на­следия во многих культурах. Например, появились высказы­вания о том, что у арабов «отсутствует классическая музыка, поскольку классичность трактуется с точки зрения европей­ских критериев и связывается с наличием симфонического ор­кестра, европейских музыкальных форм и жанров (опера, симфония, полифоническое пение и другие)»44. Только во второй половине столетия складывается представление о классике как особом виде профессиональной музыки устной или устно-письменной традиции. Все больше внимания уде­ляется проблемам ее сохранения и развития. Это связан о с тем, что в течение нескольких десятилетий классика пережи­вает кризис. В одних странах это объясняется увлечением ев­ропейской музыкой, в других - суждением о том, что класси­ка объявляется феодальным наследием, которое необходимо уничтожить. Ожесточенными были споры между ревнителями новых и старых традиций, проповедовавших порой изоляцио­нистские взгляды.

Во второй половине столетия ученые приходят к по­ниманию оригинальности и равноценности для человечества культур Востока и Запада. Звучит призыв не рассматривать культуры Азии «как некую низшую или уже пройденную ста-

  1. 5ЫЬа 5, 5соге5 Садэки: Трапезе С1аз$1с Соиг1 Ми$1С. Уо1. 1. Токуо, 1955.

  2. Еолян ИР. Традиционная музыка арабского Востока. М., 1990. С. 168.

  3. Мусса Сахаб Салим. Музыкальное искусство Ливана // Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и совре­менность. С. 205.

дию», поскольку они продолжают играть «огромную роль в общей истории художественного опыта человечества»45.

Сохранение старых традиций музыкальной культуры в XX веке сопровождается не только их изменением, но и по­явлением новых. В рамках процесса урбанизации повсемест­но наблюдается переселение сельских музыкантов, обслужи­вающих обряды и торжества, в город и образование в их среде новой прослойки. Представители ее культивируют по­пулярный классический стиль, возникший в результате сме­шения элитарных традиций классической музыки и традици­онной музыкальной культуры, в том числе фольклора (жанры тхумри, тапа, газель в индийской и афганской культуре, ис­полнение арабских макамов оркестром фирках, исполнение китайской средневековой инструментальной музыки реконст­руированными оркестрами народных инструментов и т. п.). Эта музыка пользуется наибольшим спросом в среде буржуа­зии. К примеру, в Индии новый класс музыкантов именуют ми­рами (инструменталисты, аккомпаниаторы), по большей час­ти они являются потомками мусульман, обслуживавших деревенские обряды и торжества46. Мираши, имеющие ори­гинальную школу народно-профессионального обучения, за­крепились в классической музыке как инструменталисты, со­провождающие пение классических вокалистов.

В области профессиональной музыки устной тради­ции классической и традиционной музыки также заметны из­менения. Развитие средств массовой коммуникации рождает целый ряд новых явлений: возникает новый класс музыкантов, работающих не в прямом контакте со слушателем, а в услови­ях опосредованной коммуникации (в студии); появляются но­вые стандарты громкости (регулировка динамики с помощью цифровых технологий) и продолжительности звучания музы­ки, которые связаны с объемом грампластинок, аудиокассет, компактдисков, или временном регламентом, равным отде­лению филармонического концерта. В этом аспекте, наряду со стандартизацией, можно говорить о явно выраженной тен­денции к сокращению звучания. Многочасовые концерты, со­ставляющие обычную практику во многих элитарных класси-

ЛБ.Лотман ЮМ. Каноническое искусство как информационный па­радокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. С. 22.

46. Подробно см.: Черкасова НЛ. Рага и ее место в индийской музы­кальной культуре. С. 100. Михайлов Дж. К. Музыкальная культура Индии и ее место в современном мире: Опыт системной типологи зации // Традиции и современность в индийской музыке. М., 1988. С. 37-48.

мзия и неверие»* мцлр/нчс!

XX века

ческих традициях (Индия, Индонезия, Средний Восток, Север Африки), встречаются все реже. Проведение фестивалей ис­кусств усилило тенденцию исполнения отдельных частей из этих масштабных классических циклов. Одновременно воз­росла роль виртуозности, так как исполнителю сложно пока­зать свои возможности в условиях ограниченного временного регламента. Под влиянием западного спроса больший акцент стал делаться на инструментальные жанры или версии во­кально-инструментальных циклов.

На перекрестке двух композиций

Характерной особенностью внеевропейских культур в XX столетии становится наличие двух типов композиции: традиционной (назовем ее внеевропейской) и композиции европейски ориентированной. Специфическими чертами тра­диционной композиции являются:

  • принципиальная опора на региональные (или ло­кальные) формы музицирования;

  • преимущественное использование местных про­фессиональных музыкальных инструментов;

  • устный характер творчества либо внеевропейские формы фиксации, например иероглифическая в странах Дальнего Востока, табулатурная на Среднем Востоке;

  • наличие специальной трактатной литературы, фик­сирующей правила теоретической композиции и некоторые правила практической композиции;

  • псевдоанонимность творчества; этот фактор объ­ясняется спецификой традиционной культуры, в которой важны имена великих предшественников и непопулярна идея сохранения собственного имени; устный характер творчества также не способствует долговременному сохранению имени автора.

Только во второй половине XX века ситуация меняет­ся в связи с фиксацией имени автора на звуковых носителях - аудиокассетах, компактдисках и т. п.

XX век признал внеевропейскую композицию как са­моценное явление, имеющее собственные законы развития. Музыкознание обратило внимание на личность традиционно­го композитора, часто работающего в рамках устной культуры. В Средней Азии, к примеру, появилось даже специальное обозначение «композитор-мелодист» (в традиционных куль­турах существуют свои региональные термины, например, муллахин в арабской музыке, вакгейякар в Индии).

ш^ю ■■■ музыкальная культура азии и неверной Африки ^оозор;

Непростая ситуация при формировании националь­ных композиторских школ была связана с наличием так назы­ваемой традиционной (например, арабской) композиции и выдающихся ее представителей, делавших робкие шаги на­встречу новым западным веяниям. Их творчество долгое вре­мя недооценивалось: «...Крупнейших арабских композиторов Сейида Дервиша, Закариа Ахмеда, Риада ас-Саибаты, Му­хаммеда Абд аль-Ваххаба и других называют неучами, поскольку они не были знакомы с европейскими теоретичес­кими дисциплинами и методами творчества. При этом игно­рируется их совершенное знание арабской национальной классики, самобытных принципов ее ладообразования, рит­мических систем и организации форм, не говоря уже о вели­колепном творческом наследии этих прославленных музыкан­тов», - писал в 80-е годы XX века ливанский композитор Сахаб Салим Мусса47. Эти композиторы явились связующим звеном при переходе от традиционной композиции, сохра­нившейся как самостоятельное направление, к композиции в западном ее понимании.

Одним из первых к синтезу традиционной и западной композиции на Ближнем Востоке обратился египетский музы­кант и композитор Сеид Дервиш (1892-1923), некоторое вре­мя изучавший европейскую музыку в Италии. Он смело вво­дил европейские скрипки и деревянные духовые в арабский оркестр, использовал некоторые приемы оркестровки, стал основоположником египетской оперы. Добавив европейские инструменты, он усовершенствовал новый тип оркестра фир- ш48, который стал сопровождать драму, концертные выступ­ления классических египетских певцов, использоваться в ки­нематографе. Такой оркестр играл по нотной записи, сочетая фиксированные фрагменты с незаписанными инструменталь­ными соло национальных инструментов. В творческом насле­дии Сеида Дервиша музыка к драматическим спектаклям (около 20-ти), опера Клеопатра и Антоний (не завершена), многочисленные сочинения для арабских ансамблей (тахт и фирках), марши, вальсы (наиболее известен Яш), песни. Сре­ди последних - Государственный гимн Египта (1919, на собст­венный текст).

47 .Мусса Сахаб Салим. Музыкальное искусство Ливана //Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и совре­менность. С. 205.

  1. Е1-.ЧЬаи’ап $. ТгасИИопа! агаЬ тиз'к епзетЫез т Едур{ зтсе 1867: ТНе СопИпиКу о{ ТгасПтюп \лл{Ып а соптетрогагу ?гате\лгагк // Е1Нпоти51со1оду, 1984, № 2. Р, 271-287.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]