- •Глава II истоки китайской философии
- •Географические условия
- •Экономические условия
- •Ценность сельского хозяйства
- •«Полное изменение – это движение Дао»
- •Идеализация природы
- •Семейная система
- •«Посюсторонность» и «потусторонность»
- •Китайское искусство и поэзия
- •Методология китайской философии
- •Морские и континентальные страны
- •Постоянное и изменчивое в китайской философии
Ценность сельского хозяйства
В «Люй-ши чунь-цю», созданном в III в. до н. э. компендиуме учений различных философских школ, есть глава, называющаяся «Ценность сельского хозяйства». В ней проведена четкая грань между образом жизни тех, кто занят «основным» трудом, – крестьянами, и тех, кто занят «второстепенным», – торговцами. Крестьяне примитивны и просты, поэтому всегда готовы подчиниться приказам. Они невинны, подобны детям и потому неэгоистичны. Их материальные ценности сложны и трудно переносимы, поэтому они не оставляют государство, когда оно в опасности. Торговцы же, наоборот, испорчены и потому непокорны. Они вероломны и потому эгоистичны. У них простая собственность, поэтому они обычно покидают государство, когда оно в опасности. Поэтому, как
38
утверждается в главе, не только сельское хозяйство экономически более значимо, чем коммерция, но и сам образ жизни крестьян «правильнее». В этом заключается «ценность сельского хозяйства». Автор полагает, что образ жизни людей обусловлен экономическими условиями, а даваемая им сельскому хозяйству оценка еще раз показывает, что экономическая жизнь оказала влияние и на его мировоззрение.
В этом обозрении «Люй-ши чунь-цю» мы находим корень и источники двух главных направлений китайской мысли – даосизма и конфуцианства. Они являются двумя далекими друг от друга полюсами, и в то же время – двумя концами одной и той же оси. Оба они, так или иначе, выражают устремления и чаяния крестьянина.
«Полное изменение – это движение Дао»
Прежде чем говорить о различиях этих двух школ, стоит рассмотреть теорию, которой следовали они обе. Она относится и к сфере природы, и к человеку. Когда в своем развитии что-либо достигает своего предела, оно обращается в свою противоположность. Если воспользоваться выражением Гегеля, все включает в себя свое отрицание. Этот тезис – один из основных в философии Лао-цзы и «Книге Перемен», как она была интерпретирована конфуцианцами. Без сомнения, появление концепции связано с движением солнца и луны, а также с чередованием четырех времен года, чему крестьяне, чтобы выполнять свою работу, должны были следовать особенно тщательно. В «Крыльях» «Книги Перемен» сказано: «Когда уходит холод, приходит тепло, а когда уходит тепло, приходит холод» (III). И еще: «Когда солнце достигает зенита, оно заходит, а когда луна становится полной, она убывает» (I). В «Крыльях» это движение названо «возвращением». Так, мы читаем: «В возвращении проявляется разум Неба и Земли» (I). А в «Дао-дэ цзине» говорится: «Полное изменение – это движение Дао» (гл. 40).
Эта концепция оказала огромное влияние на китайцев и в немалой степени способствовала успешному преодолению многочисленных трудностей, с которыми они сталкивались на протяжении своей долгой истории. Убежденные в ее истинности, они оставались предусмотрительны
39
в периоды процветания и не теряли надежды во время страшной опасности. В последней войне она стала своеобразным психологическим оружием китайцев, так что даже в самый тяжелый период люди жили с верой, выраженной в словах: «Рассвет скоро наступит». Именно эта «воля к вере» помогла китайскому народу пройти через войну.
Эта теория также является краеугольным камнем учения о «золотой середине», столь любимого и конфуцианцами и даосами. «Никогда слишком много» – такова была максима и тех, и других. Согласно им, лучше ошибиться, имея слишком мало, чем имея слишком много. Лучше ошибиться, оставляя вещи нетронутыми, чем переделывая их. Ведь имея слишком много и переделывая, рискуешь получить обратное тому, что желаешь.
