Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Grazhdansky_protsess_Ekzamen_2014.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
665 Кб
Скачать
☆

17. Обеспечение доказательств (основания и порядок обеспечения доказательств).

Лица, участвующие в деле, имеющие основания опасаться, что представление необходимых для них доказательств окажется впоследствии невозможным или затруднительным, могут просить суд об обеспечении этих доказательств.

Заявление об обеспечении доказательств подается в суд, в котором рассматривается дело или в районе деятельности которого должны быть произведены процессуальные действия по обеспечению доказательств.

В заявлении должны быть указаны содержание рассматриваемого дела; сведения о сторонах и месте их проживания или месте их нахождения; доказательства, которые необходимо обеспечить; обстоятельства, для подтверждения которых необходимы эти доказательства; причины, побудившие заявителя обратиться с просьбой об обеспечении доказательств.

На определение судьи об отказе в обеспечении доказательств может быть подана частная жалоба.

Порядок обеспечения доказательств: 

Обеспечение доказательств производится судьей.

Протоколы и все собранные в порядке обеспечения доказательств материалы передаются в суд, рассматривающий дело, с уведомлением об этом лиц, участвующих в деле.

В случае, если обеспечение доказательств имело место не в суде, в котором рассматривается дело, применяются правила о судебных поручениях.

18. Понятие государственной пошлины. Виды государственной пошлины. Порядок уплаты государственной пошлины и основания для ее возвращения.

Пошлина - это обязательный платеж, уплачиваемый или взымаемый за действия, совершаемые судом по рассмотрению, разрешению и пересмотру дел и выдачу судом копий судебных документов.

Цель уплаты (взимания) пошлины:

  • Частичное возмещение государству затрат, связанных с обеспечением деятельности судов.

  • Недопустить необоснованное обращение в суд и возражения против иска.

Виды пошлин:

  • Пропорциональная – определяемые в процентном отношении от цены иска, если требование имущественного характера.

  • Простая – определяемые в твердой денежной сумме, если требование неимущественного характера или дело неискового производства.

  • Смешанная – определяется как сумма пошлин, рассчитанных по требованиям имущественного и неимущественного характера.

Цена иска определяется:

  • Истцом, до подачи иска (ч.2 ст.91 ГПК РФ и п.п.2 п.1 ст.333.20 ч.2 НК РФ).

  • Судьей, если он не согласен с ценой иска (ч.2 ст.91 ГПК РФ).

Пошлина рассчитывается по правилам ст.333-19 ч.2 НК РФ):

  • До 20 000 рублей – 4 процента цены иска, но не менее 400 руб.

  • Дальше – больше, но максимальная пошлина – 60 000руб.

Если требования неимущественного характера:

  • Для физически лиц – 200 рублей (400 рублей – при разводе).

  • Для организаций – 4 000 рублей

Правила оплаты государственной пошлины.

Если в иске содержатся требования имущественного и неимущественного характера, то пошлина уплачивается как сумма пошлин по каждому требовани.

При предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, государственная пошлина уплачивается, как и при подаче первоначального иска.

Пошлина уплачивается до подачи иска, заявления или жалобы.

Факт уплаты пошлины подтверждается: извещением (если наличный платеж) или платежным поручением (если безналичный платеж).

При процессуальном правопреемстве, правопреемник уплачивает пошлину, если она не была уплачена правопредшественником (льгота имеет личный харктер).

В случае выделения судьей одного искового требования из соединенных исковых требований в отдельное производство, пошлина, уплаченная при предъявлении иска не пересчитывается и не возвращается, а по выделенному делу не уплачивается.

Если иск подают соистцы, не имеющие права на льготы, то пошлина уплачивается каждым из них в равных долях. Если среди соистцов есть лица, освобожденные от уплаты пошлины, то не освобожденное лицо уплачивает только в части своих требований.

При увеличении истцом размера исковых требований, недостающая сумма пошлины доплачивается, в соответствии с увеличенной ценой иска в четение 10 дней.

При уменьшении цены иска сумма излишне уплаченной пошлины возвращается.

Если суд вышел за пределы заявленных требований при принятии решения, то пошлина оплачивается в течение 10 дней истцом или ответчиком, в зависимости от того, в чью пользу вынесено решение, или возвращается, если суд сам уменьшил цену иска.

При отказе в принятии к рассмотрению иска или заявления уплаченная пошлина засчитывается в счет подлежащей уплате пошлины.

Суд, исходя из имущественного положения истца, вправе уменьшить размер пошлины, либо отсрочить (рассрочить ее уплату) на срок до 1 года.

Основания для возвращения уплаченной государственной пошлины (ст.333.40 ч.2 НК РФ):

  • Если уплачена в большем размере, чем требуется.

  • Возвращение заявления, жалобы или отказа в их принятии.

  • Прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения. Не подлежит возврату пошлина при утверждении мирового соглашения

  • Отказ лица от обращения в суд.

Порядок возвращения государственной пошлины:

  • Выносится определение (ст. 104 ГПК и п.3 ст.333.40 ч.2 НК РФ)

  • Подается заявление в налоговую инспекцию по месту нахождения суда (п.3 ст.333.40 ч.2 НК РФ).

От уплаты госпошлины освобождены (НК): истцы - по искам о взыскании заработной платы, алиментов; истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а тж смертью кормильца; истцы- по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка; прокуроры, ОГВ, ОМСУ; общественные организации инвалидов, истцы- инвалиды 1 и 2 группы и т.д.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком пошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Решение о возврате пошлины принимает орган, осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате пошлины прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы гос пошлины может подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы пошлины производится в течение 1 месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]