Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. - Ос...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.68 Mб
Скачать

Глава 5

клиент-центрированного подхода — это не способ делания (действия), а способ существования с клиентом. Поэтому они не могут рассматриваться в отрыве от необходимых и достаточных условий терапевтического изменения клиента. Родже-рианский терапевт ответственен только за свою работу, изменяться или не изменяться — это выбор клиента.

Терапевт и клиент садятся напротив друг друга (часто под небольшим углом). Контакт с клиентом устанавливается в течение первых пяти минут. Если это не происходит, то, как правило, клиент блокируется. Терапевт сопровождает клиента в собственные переживания. Описываемая терапия — это терапия, центрированная на клиенте, а не на проблеме. Поэтому нет никакой необходимости тянуть (подталкивать) клиента в его проблему: клиент сам волен выбирать предмет разговора. Подталкивание к обсуждению сокровенной проблемы может осуществляться и направленными вопросами, и невербальными средствами (например, тональными понижениями голоса: "Я чувствую, что Вам тяжело". Тональное движение вниз приглашает клиента "упасть" вниз, в проблему). Причем, содержание реакции психотерапевта может при этом быть индифферентным по отношению к проблеме клиента: "Я готов быть с Вами". Сколько может выдержать клиент в обсуждении собственной проблемы и хочет ли он вообще о ней говорить — то, что следует чувствовать терапевту, и с чем следует считаться.

Терапевт сопровождает клиента не в проблему, а в глубину его внутреннего мира, опыта его переживаний, которые важны для клиента "здесь и теперь". Некоторые клиенты не в состоянии сформулировать собственную проблему на психотерапевтическом сеансе. Формулирование проблемы или глубинных переживаний клиента за него, во-первых, направляет клиента, во-вторых, "втаскивает" клиента в проблему, не учитывает готовности клиента самому пойти в проблему. Это формулирование терапевтом проблемы или глубинных переживаний клиента за него самого приводит к тому, что психотерапевт идет впереди клиента, опережает его, задает процесс. Например, клиент (женщина) говорит, что ее муж много занят на работе, приходит домой усталый и мало разговаривает с ней. Терапевт может увидеть за этим более серьезную проблему, например, "Вы чувствуете себя одинокой и никому

184

Клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса

не нужной?", "Вы чувствуете, что муж Вас не любит?" и т.п. (можно это же выразить и в утвердительной форме). Такие откровенные формулировки терапевта могут напугать клиента, заблокировать его движение в психотерапевтическом процессе. Правило стараться не формулировать проблему или глубокие переживания клиента не является безусловным: если его нарушение не ликвидирует необходимые и достаточные условия качественного терапевтического контакта, то это допустимо. Как правило, это возможно на более поздних стадиях психотерапевтического процесса.

Терапевтический процесс, если он действительно является процессом, метафорически может быть представлен как "падение снежного кома с горы". Клиент, если он в процессе, находится внутри этого "снежного кома". Терапевт должен войти в этот "ком" и находиться там с клиентом. Любые вопросы типа: "И давно Вы это чувствуете?", "Как часто...", "Как Вы думаете, какова причина этого?" и т.п. интеллектуализи-руют ситуацию, и клиент выходит из процесса. Вопросы терапевта на уточнение, на понимание ситуации могут быть блокирующими для клиента. Терапевту не следует спешить спрашивать клиента, просить его уточнить что-либо, если проблема остается не понятой. Основное — быть в процессе с клиентом. Поэтому вопросы психотерапевт задает прежде всего не для себя, а для клиента. Эти вопросы помогают клиенту быть в процессе, а, возможно, ускорить и углубить его. Если клиент рассказывает то, что не совсем понятно, и при этом плачет, психотерапевт может отреагировать следующим образом: "Это настолько тяжело для Вас, что Вы плачете..." Или, если клиент сдерживает слезы, можно отреагировать: "Я чувствую, что у Вас в горле застрял плач, я готов принять Ваши слезы..." и т.п. Наиболее изящная метафора психотерапевтического процесса — метафора парного танца, в котором ведет клиент, а сопровождает психотерапевт. Следует избегать построения версии проблемы клиента и вести клиента по этой версии, собирая в ходе интервью материал, подтверждающий ее истинность. Любые диагнозы, версии, интерпретации нарушают процесс.

Первоначально К. Роджерс сделал акцент на рефлексивной технике — психотерапевт, как зеркало, отражает переживание клиента, что позволяет последнему осознать свой внутренний

185