- •210601.65 «Нанотехнология в электронике»
- •Лекция №1 фундаментальные явления. Полупроводниковые структуры и их классификация План лекции
- •1.1. Фундаментальные явления.
- •1.2. Гетеропереходы первого и второго типов.
- •1.3. Энергетическая диаграмма структуры с одиночной квантовой ямой. Энергетическая диаграмма одномерной сверхрешётки
- •Лекция №3 особенности энергетического спектра частиц в системах пониженой размерности План лекции
- •1.1. Потенциальный барьер конечной ширины.
- •1.2. Интерференционные эффекты при надбарьерном пролете частиц.
- •Лекция №4 особенности энергетического спектра частиц в системах пониженой размерности План лекции
- •1.1. Частица в прямоугольной потенциальной яме.
- •Лекция №5 особенности энергетического спектра частиц в системах пониженой размерности План лекции
- •1.1. Особенности движения частиц над потенциальной ямой.
- •1.2. Движение частицы в сферически симметричной прямоугольной потенциальной яме.
- •1.3. Энергетические состояния в прямоугольной квантовой яме с бесконечными стенками и дополнительным провалом.
- •Лекция №6 особенности энергетического спектра частиц в системах пониженой размерности План лекции
- •1.1. Энергетическая диаграмма квантовой ямы с конечными стенками и дополнительным провалом.
- •1.2. Структура со сдвоенной квантовой ямой. Энергетический спектр частицы в системе с δ-образным барьером.
- •Лекция №7 особенности энергетического спектра частиц в системах пониженой размерности План лекции
- •1.1. Прохождение частицы через многобарьерные квантовые структуры.
- •Лекция №8 процессы переноса в наноструктурах в электрических полях План лекции
- •1.1. Продольный перенос в наноструктурах в электрическом поле.
- •1. Электрон-фононное рассеяние.
- •2. Рассеяние на примесных атомах.
- •3. Рассеяние на шероховатостях границы раздела.
- •4. Межподзонное рассеяние.
- •Лекция №9 процессы переноса в наноструктурах в электрических полях План лекции
- •1.1. Поперечный перенос в наноструктурах в электрическом поле.
4. Межподзонное рассеяние.
Рассмотрим двумерную электронную систему, локализованную в потенциальной яме, входящей в состав модулированно-легированной гетероструктуры или полевого МОП-транзистора. Очевидно, что при достаточно высокой концентрации электронов в яме начнут заполняться и уровни, расположенные выше основного состояния Е1 Представим себе далее, что концентрация электронов в системе настолько высока, что уровень Ферми ЕF попадает на квантовый уровень соответствующий состоянию с п = 2. В этой ситуации электроны с энергиями, близкими ЕF после процессов рассеяния, могут осуществлять как внутризонный переход (внутри подзоны с п = 2), так и межзонный (между подзонами с п = 1 и п = 2). Наличие двух каналов рассеяния увеличивает полную вероятность рассеяния электронов, вследствие чего их подвижность уменьшается. Описываемый эффект может быть, естественно обобщен и на другие подзоны, и в целом можно констатировать, что по мере увеличения концентрации электронов в квантовой яме возникают новые каналы рассеяния, повышающие эффективность общего рассеяния и, следовательно, снижающие подвижность такого двумерного электронного газа. Эффект еще более заметно проявляется в одномерных системах, где плотность состояний расходится при значениях энергии, совпадающих с энергией квантовых уровней.
Влияние подзонного рассеяния на подвижность электронов было исследовано Штёрмером и другими в 1982 г. в модулированно-легированных гетероструктур на основе АlGaAs/GаАs, к которым был добавлен третий вывод (затвор полупроводника), типа используемого в полевых МОП-транзисторах, для управления концентрацией электронов в ямах. Как легко заметить из рис. 6.1, введение второго канала позволяет обеспечить рассеяние между подзонами с п = 1 и п = 2. Действительно, при заданном напряжении затвора полевого транзистора уровень Ферми доходит до уровня п = 2, в результате чего соответствующая подзона может «принимать» рассеянные электроны, снижая тем самым подвижность в соответствующем интервале напряжений.
Экспериментальные данные по продольному переносу
На рис. 6.2 представлены данные, иллюстрирующие прогресс, достигнутый в области повышения подвижности электронов при продольном переносе за последние двенадцать лет в наноструктурах на основе GаАs, типа описываемых выше полевых МОП-транзисторов.
|
Рис. 6.1. Понижение подвижности электронов в результате межподзонного рассеяния между подзонами с п = 1 и п = 2. |
Очевидный успех был достигнут за счет нескольких факторов, прежде всего, как указывалось выше, за счет физического разделения легирующих примесей и носителей в модулированно-легированных гетероструктурах. Для большей эффективности такого разделения, в структурах начали создавать вспомогательный из «полуизолятора» (sрасеr), играющий роль прослойки между слоем доноров и двумерным слоем электронов в проводящем канале. Такой слой особенно эффективен при низких температурах, когда преобладают механизмы рассеяния электронов на атомах примеси. Другим фактором, способствующим увеличению подвижности электронов, стала высокая чистота используемых объемных материалов, связанная с развитием методов выращивания пленок на основе полупроводников АIIIВV, что специально показано на рис. 6.2 отдельной кривой для «чистых объемных» материалов (стоит отметить прекрасные показатели в области температур Т100 К). Повышение чистоты наращиваемых пленок, связанное с использованием сверхвысокого вакуума и чистых газов, что характерно для таких методов роста, как молекулярно-лучевая эпитаксия, также явилось важным фактором повышения подвижности.
|
Рис. 6.2. Прогресс в повышении подвижности электронов при продольном переносе в гетеропереходах соединений АIIIВV. Для сравнения представлены аналогичные данные для «чистых объемных» материалов. |
При температурах 100 К и выше, вплоть до комнатной, основными механизмами рассеяния является рассеяние на фононах, особенно связанное с оптическими фононами в случае полярных материалов типа GаАs.
Как и следовало ожидать, подвижность электронов в кремниевых полевых МОП-транзисторах оказывается значительно ниже, чем в полевых транзисторах с модулированным легированием МОDFET. Как показано на рис. 6.3, подвижность в модулированно-легированных структурах АlGаАs/GаАs может достигать 107 см2/Вс, что почти на три порядка выше, чем в полевых МОП-транзисторах на основе кремния, что может быть объяснено рядом причин. Во-первых, эффективная масса электронов в кремнии намного больше, чем в GаАs. Во-вторых, влияние рассеяния на примесях в кремниевых полевых МОП-транзисторах, вызываемые зарядами и примесями в окисле и границе раздела, значительно сильнее, чем в АlGаАs/GаАs, где заряженные примеси и носители пространственно разделены достаточно эффективно. В-третьих, как показано на рис. 6.3, при низких температурах доминирующим становится рассеяние на неровностях границы раздела. Этого следовало ожидать вследствие того что, при термическом окислении граница раздела кремний — окисел не такая совершенная, как в структурах АlGаАs/GаАs, изготовляемых с использованием гораздо более сложных и точных технологий, таких, как молекулярно-лучевая эпитаксия.
При воздействии очень сильных электрических полей (МВ см-1) рассеяние, обусловленное рассеянием на шероховатости границы раздела становится доминирующим, и именно оно становится главным фактором ограничения подвижности электронов. В этой связи интересно упомянуть, что экспериментальные значения подвижности электронов в квантовых проволоках, определяемые шероховатостью поверхности, вносимой в процессе современных методов микротекстурирования, много меньше значений, предсказываемых теорией.
В последние годы проводились очень серьезные исследования подвижности в напряженных Si-Ge гетероструктурах, которые представляются перспективными для производства высокочастотных биполярных транзисторов на гетероструктурах и транзисторов с высокой подвижностью электронов, на основе кремниевой технологии.
|
Рис. 6.3. Температурная зависимость подвижности электронов в кремниевых полевых МОП-транзисторах. |
Как известно, в гетероструктурах на основе соединений АIIIВV дырки имеют очень большую эффективную массу, что и привлекает внимание исследователей к процессам двумерного переноса дырок в Si-Ge гетероструктурах с достаточно большим разрывом валентной зоны. Считается, что в таких структурах можно будет достичь подвижности дырок вплоть до значений 105 см2/Вс.
Продольный перенос горячих электронов
В
некоторых типах полевых транзисторов
и наноструктур кинетическая энергия
электронов, ускоряемых электрическим
полем, может становиться очень высокой
и значительно превышать равновесную
тепловую энергию, имеющую порядок kТ.
Естественно,
что эффективная температура,
соответствующая распределению по
энергии таких ускоренных электрическим
полем электронов, будет намного выше
температуры кристаллической решетки.
В этих случаях принято говорить, что
распределение электронов «отрывается»
от распределения решетки, а сами такие
электроны получили название горячих
электронов. Следуя квазиклассическому
подходу, эффективную температуру
электронов для распределения со средней
энергией
можно
определить из соотношения
. (6.1)
Перенос горячих электронов хорошо изучен в объемных полупроводниках, а с начала 90-х годов это явление стали исследовать и в различных наноструктурах. Изучение продольного переноса в гетероструктурах AlGaAs/GaAs показало, что под воздействием электрического поля скорость электронов в них действительно значительно превышает значения для обычных, объемных кристаллов GаАs, причем разница возрастает с уменьшением температуры, как показано на рис. 6.4. Увеличение скорости приписывали квантованию энергии электронов в квантовых ямах. Значения скорости особенно высоки для низшей подзоны (Е = Е1) по сравнению со второй подзоной (Е = Е2), в которой электронные волновые функции могут простираться достаточно далеко в область барьера и как следствие носители располагаются гораздо ближе к заряженным донорам, повышая эффективность рассеяния на примесных атомах.
Очень интересный эффект, названный пространственным переносом горячих электронов (RSТ), возникает при продольном движении горячих электронов в квантовых гетероструктурах, и он уже стал основой нового типа высокочастотных устройств. Этот эффект заключается в том, что при достаточно высокой энергии электронов некоторые из них могут просто «выскочить» из ямы, подобно тому как это показано на рис. 6.5 для квантовых ям в структурах типа АlGaAs/GаАs/АlGаАs, где электроны переходят из нелегированного слоя GаАs в легированный барьер АlGаАs. В электронных приборах на основе структур с пониженной размерностью, подобных показанному на рис. 6.5, б, при повышении напряженности между источником и стоком электроны могут переходить из материала с высокой подвижностью электронов (GаАs) в материал с низкой подвижностью (АlGаАs).
В результате этого процесса на вольт-амперной характеристике, как показано на рис. 6.5, в, возникает область с отрицательным дифференциальным сопротивлением (ОДС). Эффект отрицательного дифференциального сопротивления может быть использован для создания нового класса устройств, называемых резонансными туннельными транзисторами.
|
Рис. 6.4. Дрейфовая скорость электронов при продольном переносе в модулированно-легированных гетероструктурах АlGаАs/GаАs. Для сравнения приводится и кривая для объемного GаАs. |
В объемных материалах движение носителей в электрическом поле обычно изучалось при размерах образцов, значительно превышающих свободный пробег электронов. В современных электронных приборах, основанных на полевом эффекте (например, в полевых МОП-транзисторах), расстояние исток-сток и длина затвора становятся очень короткими (порядка нескольких сотен нм).
|
Рис. 6.5. (а) Механизм возникновения отрицательного дифференциального сопротивления (ОДС); (б) структура прибора, работающего с использованием эффекта ОДС; (в) вольт-амперная характеристика |
Такое уменьшение размеров приводит к тому, что электроны в канале ускоряются электрическим полем практически без столкновений. Такие электроны получили название баллистических, и достигаемые ими дрейфовые скорости могут достигать значений порядка 107 см/с, что вдвое превышает дрейфовую скорость насыщения для объемных полупроводников.
Это явление называют эффектом всплеска дрейфовой скорости (velocity overshoot effect), и он уже используется в полевых транзисторах для сокращения времени пролета электронов между истоком и стоком, что позволяет повысить высокочастотные характеристики приборов.
