Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вост славяне VII-XIII_2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
12.25 Mб
Скачать

Глава 6. Племена юго-востока

Карта 22. Расселение вятичей в VIIIX вв.

а — могильники с курганами, содержащими трупосожжения; б — городища вятичей; в — селища вятичей; г — поселения роменской и боршевской культур; д — поселения последнего этапа дьяковской культуры; е — поселения мери; ж — сред-неокские грунтовые могильники; з — границы расселения вятичей по курганам XI—XIII вв.

1 — Стрелково; 1а — Фоминское; 2 — Степаньково; 3 — Ка-мензино; 4 — Красный Городок; 5 — Росва; 6 — устье Ка-лужки; 7 — Ждамирово; 8 — Городня; 9 — Слевидово; 10 — Воротынск; 11 — Желохово; 12 — Верхнее Подгоричье; 13 — Вороново; 14 — Доброе; 15 — Кудиново; 16 — Западная; 17 — Дуна; 18 — Городок; 19 — Жабынское; 20 — Тризново; 21 — Супруты; 22 — Тимофеевка; 23 — Щепилово; 24 — Топтыково; 25— Снетки; 26 — Солоново; 27 — Рессета; 28—Харитоновка; 29 — Михайловка; 30 — Голубочки; 31 — Песковатое; 32 — Федяшево; 33 — Воронец; 34 — Борилово; 35— Шлыкове; 36 — Никитина; 37 — Городище; 38 — Зайцеве; 39 — Мценск; 40 — Воротынцево; 41 — Спасское; 42 — Лебедка; 43 — Лебедка (урочище Игрище); 44 — Кирово; 45 — Пашкове; 46 — Плоты

XII в. (Изюмова С. А., 19706, с. 237, 238). Очевидно, в XI—XII вв. обряд кремации сосуществовал с обря­дом ингумации.

Вятичские курганы с трупосожжениями сконцен­трированы в бассейне верхнего течения Оки (выше Калуги), и поселения VIII—X вв. известны только в той же юго-западной части вятичского ареала (кар­та 22). Нужно полагать что в последних веках I ты­сячелетия н.э. более северные и северо-восточные об­ласти Окского бассейна были не славянскими. Этот вывод согласуется с результатами новейших работ по изучению дьяковских поселений в бассейне Москвы-реки. Материалы Щербинского городища показывают, что это поселение было заселено вплоть до IX (может быть, X) столетия включительно (Розенфелъдт И. Г., 1967, с. 90—98). Известны и другие поселения позд­него этапа дьяковской культуры (Розенфелъдт И. /*., 1974, с. 90—197). Дьяковские племена занимали весь бассейн Москвы-реки и прилегающую к нему часть поречья Оки. В то же время рязанское течение Оки принадлежало племенам, оставившим группу рязан-ско-окских могильников, наиболее поздние захороне­ния которых относятся к VIII—X вв. (Монгайт А. Л., 1961, с. 76, 78; Седов В. В., 1966а, с. 86-104).

147

Часть II. Восточнославянские племена в составе древнерусской народности

Вятичские поселения VIII—X вв.—городища и се­лища. Слои с керамикой роменского типа, как прави­ло, находятся на многослойных городищах. К какому хронологическому периоду принадлежат укрепления на них, до проведения раскопочных исследований ска­зать нельзя. Рядом с городищами иногда расположе­ны селища с отложениями VIII—X вв. Известны и от­дельно расположенные селища этой поры. Одно из таких поселений у д. Лебедка на берегу р. Цон иссле­довала Т. Н. Никольская (Никольская Т. Н., 1957, с. 176—197). Селище существовало продолжительное время — от VIII до XIII в. Открыто несколько полу­земляночных построек VIII—X вв. того же типа, что и на роменских поселениях Среднего Поднепровья. Такие же полуземлянки с глинобитными печами ра­скопаны на городище у д. Лужки (Никольская Т. Я., 1959, с. 73) и на селище в пос. Кромы.

Селища VIII—X вв. характеризуются значительны­ми размерами. Площадь их от 2,5 до 6 га. Застройка, судя по раскопанному участку на поселении у д. Ле­бедка, кучевая, при плотно поставленных жилищах (Никольская Т. Н., 1977, с. 3-9).

Верхнеокская керамика VIII—X вв. по всем дан­ным очень близка к роменской. Это в основном лепная посуда (гончарная керамика появилась здесь не ранее конца X в.). Она представлена горшками, мискообраз-ными сосудами и сковородками. Формы горшков и мисок имеют аналогии в роменской керамике Средне­го Поднепровья и бассейна Десны. Большая часть окской лепной посуды не орнаментирована. Хотя доля орнаментированных сосудов здесь меньше, чем в ро­менской керамике, но узоры абсолютно тождествен­ны и нанесены теми же инструментами (Николь­ская Т. Я., 1959, с. 65-70).

Древности ранних вятичей по основным особен­ностям — керамическому материалу, домостроитель­ству и погребальному обряду — сопоставимы с син­хронными славянскими культурами более южных об­ластей Восточной Европы: роменской днепровского лесостепного левобережья и типа Луки-Райковецкой правобережной Украины.

Очевидно, нужно полагать, что в самом начале VIII в. на верхнюю Оку, на территорию, занятую голядью, пришла группа славян откуда-то с юго-запада.

О происхождении вятичей Повесть временных лет сообщает: «...радимичи бо и вятичи от ляховъ. Бяста бо 2 брата в лясех,— Радим, а другий Вятко,— и при-шедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася ра­димичи, а Вятъко седе съ родомъ своимъ по Оце, от него же прозвашася вятичи» (ПВЛ, I, с. 14).

Однако исследователями давно замечено, что лето­писное «от ляхов» следует понимать не в этническом, а в географическом смысле. По-видимому, летопись имеет в виду, что в древности предки вятичей жили где-то в западных областях, там, где в средневековье расселились ляшские (польские) племена.

Этноним вятичи произведен от имени Вятко, о чем сообщает и Повесть временных лет. Вятко — уменьши­тельная форма от праславянского антропонима Вя­чеслав (Фасмер М., 1964, с. 376). Нужно полагать, что Вятко был предводителем той группы славян, ко­торая первой пришла на верхнюю Оку. Эта группа еще не была, по-видимому, отдельной этнографиче­ской единицей славянства. Только изолированная

жизнь на Оке и метисация с местными балтами при­вели к племенному обособлению вятичей.

В северные области вятичской земли до XI в., по-видимому, проникали лишь небольшие изолирован­ные группы славян. Следами такого проникновения являются находки лепной керамики, близкой к ро-менско-боршевской, обнаруженные на городище Дья­ково под Москвой, на Старорязанском, Вышгородском и Луховицком городищах рязанского течения Оки (Монгайт А. Л., 1961, с. 124). Отдельных славянских напластований VIII—X вв. на всех этих памятниках нет, лишь в слоях с преобладанием керамического ма­териала иного облика встречены немногочисленные черепки IX—X вв.

О славянской инфильтрации этого времени в север­ной части вятичской земли свидетельствуют и еди­ничные захоронения по обряду трупосожжения. Одно из них открыто в кургане Стрелковского могильника на Пахре (Юшко А, А., 1972, с. 186). Впрочем, не исключено, что это трупосожжение относится к XI в.

Признаком массового проникновения славян в се­верные области вятичского региона служит распрост­ранение здесь курганного погребального ритуала. Курганы с трупоположениями занимают всю терри­торию вятичей (карта 21). Это обычные древнерус­ские полусферические насыпи, высотой около 1—2,5 м. Могильники состоят из нескольких десятков насы­пей. Иногда встречаются курганные группы, насчи­тывающие свыше сотни насыпей. В большинстве вя-тичских курганов с трупоположениями присутствуют беспорядочно разбросанные угольки или их неболь­шие скопления. Это, по всей вероятности, один из пе­режитков прежнего погребального ритуала — трупо­сожжения.

Умерших хоронили по общеславянскому ритуа­лу — на спине, головой на запад (с сезонными от­клонениями). Восточная ориентировка умерших за­фиксирована в вятичском регионе в единичных слу­чаях. Такие погребения открыты в бассейне Жизд-ры и Угры, на пограничье с кривичами и в бассейне Москвы-реки (карта 12). Восточная ориентировка умерших в древнерусских курганах была наследием балтского погребального ритуала. Так же редко встре­чаются в вятичских курганах и трупоположения, ориентированные меридионально. Они есть в кривич-ско-вятичском пограничье — в могильниках Колчи-но, Курганье, Манина, Марфинка, Синьгово и, кроме того, в курганах у д. Крымское в Верейском р-не Мо­сковской обл. и курганах рязанского течения Оки, исследованных в Апоничищах, Городце и Земском. Видимо, к этой группе погребений относятся трупо­положения, ориентированные головой к северо-восто­ку (Ситково в б. Зарайском уезде). Меридиональное положение умерших свойственно финским племенам, и от них этот обряд проник к вятичам.

Как правило, в вятичских курганах находится одно трупоположение. Семейные захоронения сравнитель­но редки, в них умершие, лежат или оба на горизон­те, или в разных ярусах. Часто применялись долб­леные, реже — дощатые гробы. Иногда умершего за­ворачивали в березовую кору или накрывали ее слоем. Как уже, отмечалось, зафиксированы захоронения в деревянных камерах-домовинах.

Вятичские курганы очень богаты вещевым мате­риалом. В этом отношении они существенно отли-

148